«Финские мужики настолько суровы, что строят у себя на огородах скульптуры из железобетона, украшая их настоящими человеческими зубами». Наверное, так переиначили бы знаменитую фразу создатели «Нашей Раши», если бы им довелось побывать в «Мистическом лесу», созданном скульптором Вейо Рёнкёсеном. Правда, как и все остальные, они затруднились бы ответить на вопрос, что представляет собой «лес»: творение гения или фантазии человека с нездоровой психикой?
Бетон и железо
О Вейо Рёнкёсене известно очень мало: он никогда не общался с журналистами. Лишь изредка перебрасывался парой словечек с соседями. Впрочем, чего ожидать от человека, который в 17-летнем возрасте стал отшельником, создал первые скульптуры из железобетона и продолжал ваять их вплоть до самой смерти.
Рёнкёсен родился в 1944 году. Родители мечтали, чтобы Вейо стал стоматологом, и он некоторое время учился в медицинском колледже. Однако вскоре Рёнкёсен остался круглым сиротой. На унаследованные деньги он купил участок земли на окраине финской деревни Париккала и выстроил там небольшой одноэтажный коттедж. И, поскольку наследство позволяло молодому человеку существовать относительно безбедно, он бросил колледж и поселился в глухомани. Вейо был замкнут и практически не общался с соседями. Зато он постоянно творил.
Первую скульптуру из арматуры и бетона Рёнкёсен создал в 1961 году. Это – фигура солдата с автоматом. Сейчас эта скульптура (пожалуй, единственная) находится в плачевном состоянии. В дальнейшем Рёнкёсен стал использовать более дорогой и прочный бетон, и потому остальные его творения сохранились гораздо лучше. Общался скульптор только с бывшими приятелями, однокашниками по медицинскому колледжу. Не без корыстного интереса: у большинства его творений во рту – человеческие зубы! Ими Рёнкёсена снабжали как раз бывшие сокурсники.
Много позже, когда счет скульптур уже шел на десятки, в «Мистический лес» (Patsaspuisto), как назвал его творец, потянулись туристы. Рёнкёсен не запрещал им заходить на свой участок, но избегал встреч, уходя в свой коттедж. И – редкий случай в Финляндии, где приходится платить за «каждый чих» – не брал с посетителей денег. Зато Вейо оставлял на видном месте книгу отзывов. Говорят, что у него скопилось несколько десятков книг, в которых оставили записи сотни тысяч посетителей!
В 2010 году Рёнкёсен скончался. У него не осталось прямых наследников. За «Мистическим лесом», которые сейчас насчитывает около 500 (!) скульптур, присматривают дальние родственники Вейо. Вход сюда по-прежнему бесплатный, но появились несколько урн для пожертвований. Надписи, в том числе и на русском, гласят: «Для поддержания музея в порядке вы можете при желании оставить от 2 до 10 евро». Правда, отмечу, что наши соотечественники опускают туда не евро, а рубли. И не купюры, а монетки. Видимо, не ради помощи, а «чисто по приколу». По-прежнему на видном месте лежит и книга отзывов. Большинство из записей – на русском. И почти в половине из них (автор этих строк изучал книгу около получаса) мелькает слово «шизофрения».
По ночам они оживают…
На самом деле, если заранее не озаботиться поисками информации о «Мистическом лесе», вы его и не найдете – хоть всю Финляндию объедете. Скульптуры Рёнкёсена скрывают густые заросли, и даже на скорости 50 километров в час (именно с такой скоростью разрешено ехать в населенном пункте) заметить их практически невозможно. Никакой специальной таблички на русском языке нет, а синий дорожный указатель с названием населенного пункта Parikkala и подписью Patsaspuisto вряд ли привлечет внимание путешественника. Тем не менее это единственный ориентир, который поможет вам в поисках «Мистического леса».
Итак, мы припарковались и двинулись по тропинке в заросли… Нас встречают надписи на финском, английском и русском: «Держись дороги». Правда, за посетителями никто не следит, а сами они правил не соблюдают – каждый норовит сфотографироваться с наиболее понравившимися (читай – самыми жуткими!) скульптурами. Бетонные идолы не огорожены, и добраться до них труда не составляет. Самой большой популярностью у туристов пользуются две жуткие дамочки, стирающие в тазах человеческие мозги.
Вообще же фантазия творца поражает. Здесь нашлось место примерно сотне скульптур, изображающих йогов в замысловатых позах (говорят, Вейо в юности занимался йогой). И спортсменам – от гимнастов до пловцов (Рёнкёсен, вероятно, отдал дань Олимпийским играм 1980 года в Москве). Есть и просто какие-то жуткие чудовища – начиная с гриба с человеческим лицом до зловещих многоглазых насекомых и фантастических зверей. Автору явно близки темы эротики (многие скульптуры вылеплены со всеми анатомическими подробностями) и пыток. Едва войдя в «Мистический лес», натыкаешься на палача, который, зверски ухмыляясь, порет обнаженного мужчину. Возле коттеджа вылеплена печь, на которой лежат отрубленные человеческие головы…
У некоторых скульптур глаза устроены таким образом, что, кажется, будто они беспрерывно глядят на тебя. Вкупе с настоящими человеческими зубами это смотрится жутковато.
Да и вообще, «Мистический лес» оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, понимаешь, что это очень оригинально. С другой – не оставляет мысль о том, что у Вейо Рёнкёсена действительно были серьезные проблемы с психикой. Ведь он постоянно жил в окружении скульптур! Страшно представить, как вечером он выходил из коттеджа, и его творения ухмылялись ему в лунном свете.
Под конец я гулял по «Мистическому лесу» в гордом одиночестве – остальные туристы (а их было совсем мало, всего две русские семьи) уже уехали. В какой-то момент мне показалось, что некоторые скульптуры начали шевелиться, и я поспешил оставить это очень странное место.