Многие музеи и прочие учреждения культуры часто окутаны
иррациональной и мистической атмосферой, однако с питерским Эрмитажем в
этом смысле не сравнится ничто. В музее есть несколько экспонатов,
которым приписывают странные и даже сверхъестественные свойства. Самые
загадочные из них — статуя богини войны Мут-Сохмет и восковая фигура
Петра I.
[]
Статуя богини Мут-Сохмет
Она
находится в Египетском зале и является одним из древнейших артефактов
эпохи Древнего Египта, которые можно встретить на территории России.
Мут-Сохмет
древние египтяне почитали как богиню войны и воздаяния. Согласно мифам,
она отличалась гневливостью и кровожадностью, до такой степени, что
однажды задумала уничтожить весь человеческий род, выпив его кровь.
Тогда боги, не желая смерти человечества, угостили богиню подкрашенным в
красный цвет пивом, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь.
После этого она успокоилась, и ее больше не посещали мысли о возмездии.
По
преданиям, каждый год в полнолуние на коленях статуи Мут-Сохмет,
хранящейся в Эрмитаже, откуда ни возьмись возникает лужица из жидкости
красноватого цвета. Есть и иная версия этой легенды: мол, накануне
масштабных бед и катаклизмов на ногах скульптуры образуется влажный
красноватый налет. В последний раз это якобы было замечено в 1991 году.
Богиня жаждет крови?
"Гробница Гомера"
Ее можно
увидеть в зале Юпитера. В Россию сей саркофаг был привезен во время
русско-турецкой войны 1770 года с одного из греческих островов — не то
Андроса, не то Хиоса. Трофей был подарен известному коллекционеру графу
Александру Строганову офицером Домашневым. Строганов и предположил, что
это усыпальница самого Гомера. Так экспонат и стали называть "Гробницей
Гомера", хотя совсем не факт, что он имеет хоть какое-то отношение к
автору "Илиады" и "Одиссеи".
Эксперты определили, что гробница
изготовлена во II веке нашей эры. То есть ее "хозяин" был моложе
великого древнегреческого поэта лет почти на тысячелетие. Но вот
странность: барельефы лицевой и задней стенок саркофага выполнены
совершенно в разных стилях. Эту загадку специалисты разгадать пока не
смогли.
Восковая фигура Петра I
Она была изваяна из
воска лучшими отечественными и европейскими мастерами после того как
император скончался. Вскоре после того как "восковая персона" была
выставлена в Эрмитаже, пошли слухи, что время от времени статуя встает
со своего места, кланяется посетителям, а затем указывает им на дверь,
словно намекая, что нечего глазеть, "пора и честь знать".
В
прошлом столетии при реставрации внутри фигуры Петра обнаружились
шарниры, которые позволяли сажать статую в кресло или ставить ее. Но не
было никакого механизма, благодаря которому она могла бы совершать
самостоятельные движения. А слухи о том, что фигура "оживает", ходят до
сих пор.
Часы императрицы
В 1777 году князь
Григорий Потемкин преподнес в подарок Екатерине II затейливые часы
работы английского механика Джеймса Кокса. Время в них "объявляли"
механические птицы. Но вот незадача: для транспортировки в Россию часы
пришлось разобрать, а когда попытались снова собрать, не получилось —
часть деталей оказалась не то сломана, не то потеряна… Лишь в 1791 году
знаменитому Ивану Кулибину удалось починить механизм.
Сейчас часы
находятся в экспозиции Эрмитажа. И они до сих пор идут! Когда хронометр
начинает отбивать время, "оживает" сидящая в клетке сова. Под звон
колокольчиков ее клетка вращается, "будя" павлина. Распустив хвост,
птица кланяется, вращает головой, распахивает клюв… Но по непонятной
причине в момент полного раскрытия хвоста павлин поворачивается к
наблюдателям… задом. После этого перья "схлопываются", и птичка занимает
прежнюю позу.
Во всем винят Кулибина. По одной из версий,
покойному мастеру попросту не удалось добиться того, чтобы искусственная
птица делала полный оборот и он заставил ее поворачиваться только на
180 градусов. По другой же версии, Кулибин сделал это намеренно, скрыто
демонстрируя свое пренебрежение к царскому двору…
"Черный квадрат" Казимира Малевича
В
Эрмитаже можно найти версию этого знаменитого шедевра за 1932 год.
Можно сколько угодно спорить о смысле картины и ее идейном содержании,
но сотрудники и посетители Эрмитажа убеждены, что энергетика полотна
обладает мощным воздействием на людей: одним при взгляде на него
становится так плохо, что они теряют сознание, а другие, напротив,
приходят в сильнейшее возбуждение… Мистика искусства!
Призрак императора
Есть
у Эрмитажа и свои призраки. Чаще всего упоминают фантом императора
Николая I. Он движется по залам в полночь, в офицерском мундире с
эполетами. У него прямая осанка и холодный взгляд… Почему-то люди,
которым доводится с ним повстречаться, сразу безошибочно узнают в нем
царственную особу…
Ирина Шлионская
|