Автор: Д.Мутин
Денежный вопрос
Однако с укреплением государственности встал вопрос о выпуске
собственных монет. Причин тому было несколько. Во-первых, Халифат с
большим количеством крупных городов, процветающими ремеслами и торговлей
нуждался в огромном количестве денег. Старые же монеты постепенно
выходили из оборота: стирались, терялись или просто переплавлялись.
Во-вторых, в решении денежного вопроса большую роль играла и
религиозно-идеологическая составляющая.
Ситуация была странной: государство исламское, но на монетах сплошь
откровенно христианская символика или, как на сасанидских дирхемах, –
пылающий жертвенник языческого бога Ормузда.
[]
Средство пропаганды
Следует отметить, что еще со времен античности монеты, помимо своего
прямого назначения, являлись средством пропаганды. Чеканились они в
огромных количествах, а изображения и надписи на них выступали в роли
своеобразных СМИ. Наиболее ярко это проявилось в Римской империи. Кроме
того, монеты играли и декларативную роль – мол, есть такие государство и
правитель.
Первые исламские монеты в 691-692 годах отчеканил Абд аль-Малик ибн
Марван – пятый халиф из династии Омейядов. Он восстановил единство
Халифата, утерянное в 683 году после смерти правителя Язида I. За
образец новых денег взяли золотой солид византийского императора
Ираклия. Монету скопировали почти один к одному. Но были внесены и
некоторые изменения. В частности, три бородатые фигуры на лицевой
стороне (император Ираклий с сыновьями) лишились крестов. Заменили
изображение и на оборотной стороне. Вместо креста, установленного на
ступенчатом пьедестале, появилась колонна. И сделано это было не просто
так.
На византийских монетах крест на ступенях символизировал христианство, а
три массивных навершия на его концах – Святую Троицу. На исламских же
монетах колонна с шаром наверху – символ того, что Бог един. Это
красноречиво отвергало христианский постулат о Святой Троице и
дублировалось надписью на арабском языке: «Во имя Бога, нет Божества,
кроме Аллаха, Бог – Он Един, Мухаммед – пророк Бога».
Эта золотая монета получила название «динар».
Византийские монеты были перенасыщены христианской символикой…
До сих пор остается неясным, кто изображен на лицевой стороне монеты.
Некоторые европейские исследователи считали, что в центре сам Мухаммед,
справа от него – первый халиф Абу Бакр Ас-Сыддик, а слева – супруга
пророка Аиша бинт Абу Бакр. Мол, у последней и не борода вовсе, а
прикрывающая лицо вуаль.
Однако авторы этой гипотезы, по всей видимости, не имели ни малейшего
представления об исламе, иначе не выдвигали бы столь абсурдных
предположений. Дело совсем в другом. Это были монеты, появившиеся на
этапе перехода от старых денег к новым, поэтому их и решили чеканить
похожими на те, к которым люди уже привыкли. С другой стороны,
мастер-монетчик резал как умел и как привык. Кроме того, следует помнить
о событиях, предшествующих появлению первых исламских денег.
Восточное коварство
В 689 году нашей эры войска императора Юстиниана II нанесли поражение
войскам Халифата, и Абд аль-Малик ибн Марван поклялся заплатить дань
золотыми монетами. При этом победители требовали, чтобы на монетах
обязательно было изображение. Коварные византийцы ждали, что побежденные
повторят рисунок их солидов. А потом «контрибуционные» деньги можно
будет пустить в обращение в самой империи.
…а на монетах династии Сасанидов изображали языческий жертвенник с пылающим огнем. По бокам – царь и жрец бога Ормузда
Халиф свою клятву сдержал. Вот только, в пику императору, поместил на
монетах исламскую символику. А три фигуры на них – просто дань договору с
византийцами.
Выпуск этих монет вызвал в Константинополе бурю негодования. Византия
рассматривала земли Халифата как свою исконную территорию, временно
принадлежащую еретикам. Ведь к исламу тогда относились не как к
отдельной религии, а как к разновидности ереси. И тут такой удар! Монеты
содержали символы иной религии, да и чеканка собственных денег –
серьезная заявка на отдельную государственность. В итоге, император
наотрез отказался принять идеологически враждебные монеты.
Можно предположить, что Абд аль-Малик ибн Марван, зная взрывной характер
императора Юстиниана II, именно такой реакции и добивался. Получилось,
что свою клятву о выплате дани он сдержал, но Византия сама не пожелала
принять «еретическое» золото, которое вернулось в казну халифа!
Империя наносит ответный удар
Император Юстиниан II в ответ на «монетную атаку» Халифата тут же
приказал отчеканить новый солид с изображением Христа Пантократора на
лицевой стороне.
После этого все золотые солиды Византии, да и многие серебряные и медные монеты чеканились с этим изображением.
Солид византийского императора Ираклия стал прототипом первой исламской монеты
Такой демарш Юстиниана II по-своему аукнулся и в Украине. Столетия
спустя киевский князь Владимир Великий взял за образец для своих
златников именно византийский солид с Христом Пантократором,
появившийся, как сказано выше, в ответ на чеканку первой исламской
монеты.
Но вернемся к солидам Юстиниана II.
На лицевой стороне, где был помещен лик Христа, располагалась надпись: «Иисус Христос, Господь, Царь Царствующих».
На обороте – ростовой портрет самого императора, держащего в руках
крест, и девиз «Победа императора» – открытый намек на поражение войск
халифа в 689 году. Надпись на лицевой стороне – тоже прямой выпад против
халифа Абд аль-Малика ибн Марвана. Дело в том, что его исламское имя
переводится с арабского как «слуга царя». Император таким образом
пытался нанести оскорбление халифу, мол, я – царь, а ты – всего лишь
слуга царя. Правда, халифа это нисколько не задело. В исламе существует
только один царь – сам Господь. А быть слугой Бога не постыдно и не
унизительно.
Опять обмен «любезностями»
Но на выпад все равно нужно было ответить, и в 693 году халиф Абд
аль-Малик отчеканил новый динар. На нем халиф был изображен в полный
рост, а его руки сжимали огромный меч (намек более чем прозрачный). В
тексте, расположенном по краю, цитируется исламский символ веры. С
подобным же изображением были выпущены и медные фельсы (искаженное слово
«фоллис» – так называлась крупная медная монета Византии).
На обороте – все та же колонна и текст: «Во имя Аллаха этот динар был отчеканен в 74 году».
Юстиниан II в долгу не остался и приказал отчеканить серию новых монет имитирующих арабские, но с крестами.
Первая исламская монета, выпущенная халифом Абд аль-Маликом ибн Марваном
В ответ халиф полностью убрал с монет все изображения и оставил одни
надписи. Этот тип монет сохранился едва ли не до начала ХХ века
(менялись разве что шрифт да некоторые элементы декора).
А вот самые первые исламские монеты сегодня огромнейшая редкость.
Впоследствии их изъяли из обращения и переплавили, как не
соответствующие принципам ислама, – напомним: на них присутствовали
изображения людей.
|