Плиточная мозаика давно используется для помещений, так или иначе связанных с водой — бассейны, бани и тому подобные заведения отделываются мозаикой как минимум восемь веков. В наши дни мозаика приобрела в универсальности и упала в цене. Нет ли тут противоречия?
[]
Строительные магазины рады предложить потребителю мозаику самых разных ценовых диапазонов — от подчеркнуто бюджетного уровня до мега-премиума. При этом отличить одно от другого после того, как плитка уложена на стену, бывает совсем непросто. С чем же связан такой ценовой разрыв и почему на распродажах можно встретить мозаику, которая дешевле обычной плитки?
Все дело в спросе. Для изготовителя с современным оборудованием стоимость мозаики может даже не превышать стоимость плитки обыкновенного размера — да, она требует особой оснастки, но дорогостоящего материала на нее расходуется меньше! А вот среди потребителей популярность мозаики не так высока. Одна из причин этого заключается в популярном заблуждении, что для укладки мозаики, в отличие от укладки обыкновенной плитки, нужно обладать невероятно "продвинутой", чуть ли не сверхъестественной квалификацией. На самом деле, по большей части, это заблуждение. Да, обычную плитку можно класть и не на очень ровную стену — толстый стой плиточного клея скроет все недостатки, а для мозаики все-таки рекомендуется использовать стену поровнее. Это значит, что никаких неровностей и шероховатостей на ней быть не должно. Если поверхность ровная, но рыхлая, она тщательно ошпаклевывается и огрунтовывается, а потом шлифуется. В случае, если мозаика наносится на лист гипсокартона, начальные условия по подготовке поверхности выполняются сами собой.
В этой же области лежит одна из причин того, что прекрасного качества стеклянная мозаика так часто оказывается в распродажных отделах со значительно заниженным ценником, никак не соответствующим качеству. Покупатели боятся, что без тщательной подготовки поверхности под стеклянную мозаику результат будет плачевным, потому что все недостатки этой самой поверхности будут через нее видны. Надо сказать, что подобные опасения частично обоснованы, однако грамотная обработка поверхности под укладку мозаики даже в исполнении профессионалов — услуга все-таки сравнительно недорогая. Перед укладкой мозаики нужно выполнить еще одно условие. Поверхность нужно разметить, то есть нанести вертикальные и горизонтальные линии. Для этого можно пользоваться лазерным уровнем, а не традиционным отвесом и ватерпасом. Допускается использовать лазерный "крест" и в процессе самой укладки — некоторые так и делают — но мы такой способ все-таки не рекомендуем: линии, нанесенные на стену карандашом, позволяют сделать работу быстрее и точнее (не приходится заботиться о том, чтобы перекрыть лазерный луч). Клей для укладки мозаики можно брать тот же самый, что и для плитки. Есть, правда, исключение — та самая стеклянная мозаика, для которой выпускаются особые (и, надо сказать, довольно дорогие, хотя на фоне стоимости самой плитки эти затраты не столь существенны) клеи. Как правило, в разведенном виде они редко полностью прозрачны, а после высыхания приобретают либо сероватый, либо белесоватый оттенок — но заметить тонкости оттенка на уже уложенной мозаике практически невозможно. То же самое можно сказать и о цветных клеях, созданных на эпоксидной основе: вполне возможно, что оттенок этого клея просто-напросто не будет потом заметен. В любом случае, подобные не вполне стандартные решения имеет смысл проверять на небольших участках стены.
Для нанесения клея на стену нужно в обязательном порядке использовать шпатель с мелкими зубьями. Прозрачная мозаика требует к тому же, чтобы клеем была закрыта вся поверхности стены под мозаикой, без пропусков и пузырьков — смотрятся они неаккуратно и непривлекательно. Частая ошибка заключается в том, что на стене остаются следы от зубцов шпателя: прозрачная мозаика показывает их во всей красе, и иногда таким образом можно добиться интересного эффекта, но чаще результат получается заметно хуже ожидаемого. Листы мозаики, связанные картонной основой, укладываются на клей, а потом прокатываются сверху резиновым валиком или эластичным шпателем (использовать металлический ни в коем случае нельзя — он может оставить следы, удалить которые будет трудно). Главное тут — выдерживать расстояние между фрагментами "мозаики". Время схватывания клея составляет около 10 минут, и за это время при укладке следующего листа можно случайно сдвинуть края предыдущего: за этим нужно тщательно следить. Если листы мозаичных фрагментов связаны бумажной основой не с тыльной, а с лицевой стороны, снимать ее следует только после полного схватывания клея и только по диагонали (желательно с одного из верхних углов по направлению к противоположному нижнему). Наклеивая стеклянную мозаику, надо следить, чтобы каждая отдельная плитка всей площадью "погрузилась" в клеевой раствор. Если сетка или бумага нанесена на такую мозаику с обеих сторон, одну из сторон придется от нее освободить — иногда на этот счет на "нужную" сторону нанесены специальные пометки. После схватывания клея необходимо обязательно удалить его излишки с лицевой стороны. Затирка мозаики — как обычной, так и стеклянной — производится точно так же, как и обычной плитки, но расход затирочного раствора, естественно, будет значительно выше.
Источник
|