Мудрое воспитание, прежде всего, нацелено на воспитание человека с крепкими нравственными устоями.
То есть ребёнок должен научиться не только понимать, что такое добро и
зло, но он должен уметь их различать, понимать, что такое жить и
поступать по совести, а не наперекор ей. А что значит слово
«воспитание»? Что понимали под ним наши предки? []
Существительное «воспитание» образовано от глагола «ВОСПИТАТЬ»,
который употребляется в значении "вырастить детей, дав им образование,
привив какие-либо навыки, правила поведения”.
Но воспитать или воспитывать – это ещё
"путём систематического воздействия сформировать чей-либо характер и
какие-либо качества”. Именно такое значение глагола «воспитать»
приводится в «Толковом словаре русского языка», но исторически значение у
этого слова, оказывается, было иным. И на это указывает корень слова –
«ПИТАТЬ». Он показывает, что в древности у глагола ВОСПИТАТЬ значение
было – «вскормить».
Но любопытно ещё и то, что с этими словами воспитать, воспитание,
воспитатель связаны и такие слова, как наказать, наказывать. Сейчас они
по своему значению никак не связаны, а в старину такая связь была.
То есть слово наказание (наказ) употреблялось в значении "учение,
наставление, вразумление”. И что важно отметить, в старину учение и
наставление детей и юношества достигалось чаще всего не "мерами
воздействия”, а прежде всего, как это можно судить по значению корневой
части слова «наказать», "сказыванием” (то есть говорением), а также и
"показом”, то есть примером со стороны того, кто наказывал, наставлял.
От этого глагола НАКАЗАТЬ, который в древнерусском языке употреблялся
в значении – "учить”, «поучать», было образовано существительное
НАКАЗАТЕЛЬ, что значило "учитель”. И в старину считалось, что самым
первым наказателем детей должен был быть отец.
Вот и русские пословицы в доказательство:
Стремись оставить детей обученными, нежели богатыми.
Первое, чему учат детей, – говорить правду.
Как печать отпечатывается в мягком воске, так и учение мудрых в малых детях оставляет след.
Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит (то есть учи тогда, когда ребёнок ещё мал).
Слово НАКАЗАНИЕ вовсе не означало прямое наказание ребенка. Это слово
было многозначным. Так называли не только обучение какому-либо ремеслу,
сюда входила и общая образованность, и правила поведения: как нужно
ходить и говорить, одеваться, сидеть и стоять.
Наказывая, то есть наставляя ученика, не надо гневаться, впадать в
ярость: как же можно вразумить другого, если сам себя ведёшь неразумно?
Лучше научить, чем ругать. Первое – кротко и любо, второе – жестоко; первое – исправляет ошибающихся, а второе – оскорбляет.
http://gifakt.ru/
|