Любознайка Суббота, 18.05.2024, 15:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мудрость. Стихи. Притчи. История праздников. О мужчинах. О женщинах. Пища для здоровья. Наука. Человек. По Руси. Сделай сам. Драгоценности. Напитки. Пища. Города и страны. Мифы и легенды. Природа. Общество. Приметы. Религия. Необычные вещи. Животные. Интересно. Ваш ребенок. Непознанное. Полезные советы. 1 помощь. психология. Генетика. Эзотерика. Баня. Алтайский край. Семья. Люди. вода. Аромат. Лингвистика. Афоризмы. Гороскоп. Закон. Растения. Заговоры. Таинственные места. Нетрадиционная медицина. Вещи. музыка. Философия жизни. Мистика и магия. Стекло и фарфор. Полезно знать. Цвет. Фэн-Шуй. Этикет. ЛФК и массаж. Дизайн. Текстиль. Опасно. Картины. Народные промыслы. Сады и парки. Красиво. Здоровье. Травы. Медицина. Уход. Народная медицина. цветы. Обереги. Диагностика. Советы для дома. Биоритмы. Ландшафт. Видео. Ремонт дома. Карьера. юмор. Дом. Дача. ГМО. Тест. Архитектура. Лекарства. Идем в поход. оружие. Цветоводство. Библиотеки. Боевые искусства. Музеи. войны. Молитва. книги. история. Ритуалы. Транспорт. Криминал. Сделай сам. Мебель. Свадьба. Инструменты для дома. Храмы и монастыри. Сделай сам. Ремонт дома.

Форма входа

Поиск

Главная » 2022 » Июль » 20 » Надписи на иконах: что на самом деле в них зашифровано
12:14
Надписи на иконах: что на самом деле в них зашифровано
 
 

Всегда люди стремились скрыть смысл свои посланий — будь то политические депеши, новости о передвижении войск или любовная переписка. Но тайнопись использовали и на иконах. Зачем?

[]

Решетка Кардано

Один из самых популярных и надежных способов шифрования был предложен в XVI веке итальянским ученым Джероламо Кардано. Суть изобретения проста, как и все гениальное. Человек, который хочет сохранить суть своего послания в тайне, пишет текст. На первый взгляд – обычное письмо, в котором нет чего-то экстраординарного. Но на самом деле тут есть свой хитрый секрет: некоторые слова в тексте должны складывать во второе, тайное послание. Узнать же эту тайну можно только одним способом – на текст письма надо наложить специальную решетку с прорезями в нужных местах. Эта таблица должна сойтись именно на искомых, тайных словах. И, таким образом, тайна письма откроется только тому, у кого уже есть эта решетка. Метод долгое время считался эталонным, единственный его недостаток заключался в том, что у автора изначального послания должно было существовать определенное филологическое чутьё, острое чувство языка, чтобы по возможности не выдать настоящее послание, сделав слишком сильный акцент на зашифрованных словах текста.

Решетка Кардано – это высший пилотаж шифрования, способ просвещенной аристократии, который довольно поздно начал использоваться в России. А какие способы были популярны до него? В некоторых случаях текст записывался без шифрования, но не кириллическим, а каким-то сравнительно малоизвестным алфавитом. Для этой цели часто использовалась глаголица со своими очень причудливыми и странными буквами, а в некоторых случаях прибегали к услугам еще более диковинных алфавитов (например, пермское письмо, которое имело распространение среди коми где-то до XVII века). Но чаще всего использовали способ, известный как «литорея».

Литорея

Как бы сказал современный дешифровщик, литорея – это код простой замены. В наше время никто, разумеется, уже не пользуется такими шифровками, так как это предполагает достаточно невысокий уровень защиты послания. Но в былые времена литорея была гарантом стопроцентной защиты смысла послания.

Бывает она двух видов: простая и мудрая. И, хоть сама концепция литореи давно вышла из употребления, всем очень хорошо знаком один из вариантов названия самой простой и самой популярной ее разновидности. Речь идет о той самой тарабарщине. Первые случаи ее использования фиксируются аж в XIII веке. Этот способ активно использовали такие исторические деятели, как Сергий Радонежский, Алексей Михайлович Романов и митрополит Киприан. Суть способа проста: гласные буквы остаются на своих местах, а каждую согласную заменяют на какую-то другую. В наиболее простых случаях использования логика подмены совершалась следующим образом: автор выстраивал два столбика из согласных букв, располагая их по порядку, где сверху были буквы из начала алфавита, а снизу – из конца. И так, меняя согласные из двух столбцов, средневековые жители Руси составляли свои криптограммы. Приведем пример: представим, что автор разбил согласные буквы в два столба следующим образом:

б в г д ж з к л м н

п р с т ф х ц ч ш щ.

Используя такой способ, слово, например, «кириллица» мы можем записать как «цивиччика». Надо признать, что ничего особо сложного в тарабарщине нет. Автор, правда, мог сделать свои шифры более надежными, иначе располагая согласные в столбцах.

Более сложный вариант русской литореи, называемый «мудрым», предполагал тот же метод, но шифровали не каждую отдельную букву, а целые слога. Благодаря своей доступности литорея стала невероятно популярной среди книжных людей Древней Руси и сумела проникнуть даже в иконописные работы.

Литорея в иконописи

Нельзя сказать, что использование шифрования в иконах было повсеместным явлением, но тем не менее это считалось потенциально поощряемым поведением. Наиболее характерным такой метод был для средневекового Новгорода. Так, например, есть икона, где зашифрованы имена Афанасий и Игнатий. В тарабарщине их превратили в «Азо» и «Ипча», используя чуть более сложный способ с усечением второй половины слова. На одной из вологодских икон можно вычитать устрашающее слово «носохепьемифыносохепьемифы», что означает всего-то «положение ризы».

Возникает естественный вопрос: зачем же людям скрывать какие-то послания в церквях? Тем более, что эти иконы были выставлены на всеобщее обозрение и, соответственно, прятать в них какую-либо тайну бессмысленно.

За ответом на этот вопрос надо обратиться к статье 1894 года за авторством пионера исследования шифрования в этнографии Павла Тиханова. В частности, он пишет следующее: «Иной раз криптография, употребляемая с благочестивою целию, ради безвестности и вящего смирения человека, наприм., надписи на предметах, приносимых в дар церкви; сокрытие имени списателем своего труда, составителем жития святого, какого либо сборника, цветника, и т.п. Для сей цели в старину употребляли особые, придуманные письмена, или употреблялась так называемая литорея, тарабарская грамота (азбука)».

Таким образом, люди старины прибегали к шифрованию текстов в иконах с исключительно религиозной целью. Они стремились так продемонстрировать свое смирение и побороть гордыню.

 

                     https://cyrillitsa.ru/tradition/184526-nadpisi-na-ikonakh-chto-na-samom-dele-v-n.html

 

Просмотров: 61 | Добавил: Татьяна | Теги: Религия. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для Веб-мастера
  • Программы для всех
  • Развлечения для всех
  • Каталог сайтов Рунета
  • Каталог рукоделий Рунета
  • Рецепты
  • Афиша-еда

  • Календарь
    «  Июль 2022  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Gismeteo

    Статистика.
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

  • Драг. металлы
    Курсы валют Курсы валют

    Валюта
    Курсы валют

    Copyright Luboznajka © 2024