Такое поведение, как правило, свойственно детям дошкольного возраста, в нескольких случаях. Иногда малышам недостает внимания со стороны взрослых, они чувствуют себя заброшенными, одинокими. Или же дети, напротив, бывают избалованы и начинают предъявлять все больше требований в эмоциональных контактах. Главная цель маленьких детей – любым способом обратить внимание на себя, им неважно, будут ли их хвалить или же ругать.
[]
Типичные признаки
Негативистическая демонстративность маленьких детей связана с такими чертами, как эгоцентризм, стремление вызывать восхищение и удивление, производить на окружающих людей впечатление. Многие дети, склонные к такому поведению, не любят играть в командные игры, в особенности если у них не получается быть лучшими. Они тяжело переносят ситуации, когда взрослые хвалят других детей, уделяя им большее количество внимания. Малыши, склонные к негативистической демонтративности, часто хвастаются, любят выступать на публике, при этом ожидают похвал и восторгов.
С течением времени положительная оценка и внимание со стороны окружающих людей, а также стремление доказывать собственное превосходство могут превратиться в навязчивую идею. Такие дети в детском саду являются лидерами или же активными озорниками. Негативистическая демонстративность в наиболее неблагополучном варианте развития выражается в том, что ребенок, стремясь привлечь внимание взрослых, начинает осознанно нарушать установленные в семье или в детском саду правила, игнорировать требования взрослых.
Родители и педагоги должны знать о том, что если негативистическая демонстративность не будет вовремя скорректирована, то со временем она станет личностной особенностью ребенка, чертой его характера.
Положительная или отрицательная черта?
Этот вопрос отнюдь не является праздным, ведь в настоящее время ряд особенностей, присущих данному качеству, культивируются у маленьких детей и даже находят общественное поощрение. Это честолюбие, здоровый эгоизм, стремление добиваться поставленных целей любыми способами, получать признание.
Но где проходит та грань, за которой этот набор качеств, считающийся залогом успеха во взрослой жизни, становится болезненной потребностью в похвалах и признании, причиной одиночества? Результатом культивирования такой поведенческой установки может стать психологический дискомфорт и развитие гипертрофированной зависимости от мнения других людей.
Как корректируется негативистическая демонстративность?
Для того чтобы помочь малышу избавиться от подобной поведенческой установки, взрослые должны пересмотреть свое поведение и отношение к ребенку. Если он действительно недополучает любви и внимания, стоит восполнить их, тем самым избавив малыша от постоянной необходимости в самоутверждении и от навязчивого желания получать положительные оценки, похвалы.
Первым шагом устранения негативистической демонстративности у маленьких детей должно быть создание таких взаимоотношений в семье, чтобы ребенок всегда чувствовал себя любимым и нужным. Тогда его потребность в поощрение перестанет быть настолько острой.
Если же негативистическая демонтративность обуславливается избалованностью, чрезмерным вниманием к ребенку, то родителям следует скорректировать отношения с малышом так, чтобы он перестал чувствовать себя «центром вселенной», учился уважать окружающих взрослых и сверстников.
Залогом успеха в обоих случаях является последовательность поведения взрослых, так как при любом, даже незначительном, отклонении от намеченного курса, все труды могут оказаться безрезультатными.
Как взрослым реагировать на «фокусы»?
Важная рекомендация для родителей и педагогов – обращать больше внимания на ребенка в те моменты, когда он уравновешен, спокоен, не старается привлечь к себе внимания при помощи эмоциональных выходок. Не стоит ждать, когда малыш начнет добиваться внимания взрослых привычными для себя способами. Лучше проявить инициативу первыми, предложив ребенку совместное занятия: чтение, игру, беседу.
Конечно, сначала без «фокусов» вряд ли обойдется. Поэтому стоит правильно разработать для себя линию поведения и придерживаться ее последовательно в критические моменты. Реакция на агрессивные выходки ребенка должна быть спокойной, замечания надо свести к минимуму, не говоря уже о крике. Ведь дети зачастую добиваются именно этого.
В какие игры играть?
Взрослым стоит учитывать, что от тех игр, в которых присутствует соревновательное начало, хотя бы на время стоит отказаться. Как известно, разнообразные состязания, конкурсы, соревнования широко практикуются в воспитании детей. Но поскольку они заостряют внимание малыша на собственных достоинствах и качествах, ориентируют его на оценку со стороны окружающих, заставляют демонстрировать собственные преимущества, их стоит избегать.
Детей с данной проблемой необходимо подводить к мысли о том, что не вся жизнь сосредотачивается на нем, что у других людей есть свои интересы, желания, потребности. Вербально объяснить это ребенку дошкольного возраста невозможно, поэтому стоит открыть перед ним прочие интересы, переключив на общение и сотрудничество с другими детьми.
Есть немало занятий, от которых дети получают удовольствие, не соревнуясь с окружающими, а работая с ними сообща. В этом плане полезны те занятия, которые направлены на созидание. Это могут быть складывание пазлов, конструктора, строительство домиков и т.п. Помогают переключаться с собственной персоны и ролевые, а также хороводные игры.
http://www.vashaibolit.ru/