Алексей Чалый, психолог
Удивительно
порой слышать, что дети не хотят учиться. А можем ли мы себе
представить, чтобы, например, пчелы отказывались собирать мед? Наверно,
не сможем, видимо что-то их к этому стимулирует. А как мы стимулируем
своих детей? Специально для старшеклассников нами был разработан очень
интересный метод. Реализовать его удалось благодаря усилиям
родительского комитета школы. [] В классах, рядом с учебной доской, разместили стенды, на которых крупным шрифтом был написан вопрос: ПОЧЕМУ ЛУЧШЕ ОТОРВАТЬ КУСОК ЗНАНИЙ ПОБОЛЬШЕ?
Все классы ежемесячно участвуют в художественном оформлении этого
вопроса. Сами придумывают сюжет, сами рисуют и сочиняют. А потом ходят к
соседям – любопытствуют, а что у них. Награждаются все, кто обновил
свой стенд. Причем очень просто, но эффективно: директор лично на
перемене заходит в класс, спрашивает у присутствующих, как им нравится
новый вариант, а творцам пожимает руки, похлопывает по плечу и говорит:
ЗДОРОВО ПРИДУМАНО! Для детей это очень весомая награда.
Конечно, цель этих мероприятий – привлечь и постоянно удерживать
внимание учащихся на обозначенном вопросе. Наше сознание работает по
довольно простой схеме: есть вопрос – будет ответ. Вот в этих
самостоятельных ответах – вся соль. Им, как вы понимаете, просто цены
нет! Надо признаться, что над самим этим вопросом мы размышляли
довольно долго, перебрали множество вариантов. Чтобы привлечь внимание,
формулировка его должна была быть необычной, даже, скажем, шокирующей.
Ведь, учиться, конечно, тяжело, это настоящий труд. А вот «оторвать
кусок знаний» - совсем не кажется таким уж сложным занятием. Кроме того,
в слове «оторвать» - заключено активное действие, а не пассивное
ожидание, что кто-то придет и чем-то тебя одарит. И слово «кусок» -
очень легко визуализируется в сознании, ведь в качестве метафоры оно
может быть довольно просто перенесено на любые объекты.
Дети
рисуют и ворону из известной басни, у которой не какой-то там маленький
кусочек сыра в клюве, а целая сырная головка за спиной, и рыбака, у
которого огромный крючок на удочке, и бутерброд необычайных размеров,
который тащит из школы ученик на тележке. Каких только не было рисунков.
Например, дети идут на праздник с воздушными шариками, и только тот,
кто с портфелем, тянет на веревочке Луну. Вот так, через совсем
простые и даже фантастические образы они убеждают себя в пользе знаний. И
что важно: без стрессов и унижения, без чувства беспомощности и,
конечно, без какого бы то ни было насилия со стороны окружающих!
Когда
они оформляют вопрос, то непременно обсуждают тему рисунка между собой.
Во время этого обсуждения происходят интересные события. С одной
стороны, фантазия детей напрягается, и у них рождаются мотивации
довольно экзотического типа. Например, большое количество знаний -
позволит развить экстрасенсорные способности. А с другой стороны, они
обмениваются ими между собой, происходят настоящие «переопыления».
Причем, чем невероятнее мотивы, тем больше они поражают воображение
детей и легче прививаются: «полететь на другую планету и основать там
новую цивилизацию - без большого куска знаний это сделать никак не
удастся».
Фантастика? Да. Но вспомним, с каким удовольствием мы
все ее читаем. Во время обсуждений она «витает в воздухе», словно
пыльца деревьев во время цветения. «Переопыления» мотивациями настолько
множественны, что сразу понимаешь: внедрить их извне, а главное – самому
все это придумать, не удалось бы ни за что.
Встречаются, однако, и совсем недетские мотивы, например: -найти лекарство, чтобы вылечить маму, -построить школу, как сказочный городок, -создать НИИ человеческих увлечений… Много очень выразительных: БЛИСТАТЬ УМОМ, ДВИГАТЕЛЬ МАШИНЕ НЕ ПОМЕХА…
Любопытно, что и родители не остаются в стороне, спрашивают своих
подростков: что же вам на этот раз удалось придумать? Заинтересованность
взрослых, их внимание и признание – очень важны для детей любого
возраста. В коридорах школы висят стенды с заголовками: МОЖЕТЕ НА НАС РАСЧИТЫВАТЬ!
На них разместили «улыбающиеся» портреты старшеклассников и их
заявления, взятые из их же сочинений: выучусь – стану.. научусь –
сделаю…
Все это преследует целью показать: мотиваций к
добыванию знаний может быть очень много и у каждого человека может быть
что-то свое. Приоритет, конечно же, отдается таким, которые связаны с
достижением какой-то цели. Благодаря этому те, кто, просто, хочет
избежать наказания или осуждения, остаются в меньшинстве. И с каждым
годом их становится все меньше и меньше. Единственное, что в школе
никем не приветствуется, это стремление к превосходству над другими.
Раньше и сами учителя провоцировали у детей такие желания, выделяя
кого-то: ты звездочка, ты лучший, первый и т.д. Сейчас этого нет.
Стремление к превосходству над кем-то - очень коварная штука: сегодня –
это знания, а завтра – может быть, что угодно. Ведь для реализации этого
мотива могут быть использованы самые различные ресурсы: внешность,
физическая сила, деньги, связи, должность и даже авторитет. Вспомним
«дедовщину» в армии! Все ее ругают, забывая, конечно, об истоках этого
неприятного явления.
Диктатура пролетариата, сталинизм,
гитлеризм – это все оттуда. Да и все изъяны нашей сегодняшней жизни
причиной имеют именно эту перекошенную однобокую мотивированность людей.
Обратная сторона стремления к превосходству - зависть и желание кого-то
унизить, «опустить». Об этом и строчка из известного всем анекдота:
«Мне не нужна корова, мне нужно, чтоб она сдохла у моего соседа».
Творчество детей порождает столько замечательных мотивов, что в этой
соревновательности нет никакой необходимости. Ну, когда нет ничего
другого, тогда, конечно, «и рак на безрыбье – рыба», а когда есть –
тогда зачем? Жизнь – большой лабиринт. Найти в нем свой путь без
достойных направляющих мотивов – очень сложно. Вокруг столько тупиков и
темных закоулков… Помните, и «великим героям» была нужна «нить Ариадны».
Дети в школе, как пчелы в улье, постоянно передают друг другу
важную информацию. Они и сами поражаются, как их, такое детское,
творчество порождает столько замечательных мотивов? Придумывают! Учатся
придумывать сами, а не ждут, когда им кто-то «проложит рельсы и скажет:
теперь ты трамвай - маршрут № 6». Последнее, наверно, самое главное.
Наблюдая все это со стороны, просто, удивляешься: где и почему дети не
хотят учиться? Ведь еще не было ни одного такого случая, чтобы пчелы
отказывались собирать с цветов свой нектар! Что же их к этому
стимулирует?
У меня дома и своих еще двое детей, и я не жалею, что вопрос: ПОЧЕМУ ЛУЧШЕ ОТОРВАТЬ КУСОК ЗНАНИЙ ПОБОЛЬШЕ, висит и в их комнатах. Они уже знают на него много ответов. Мотивы – это то, что создает наши желания. Стимулировать желания намного эффективнее любого принуждения!
|