Почему испокон веков визуальным маркером России был медведь? Не орел, например, который изображен на российском гербе, или не лось, которыми так богата сибирская тайга?
[]
Путевые заметки
Любой
уважающий себя европеец-путешественник в своих записках обязательно
упоминал медведя. Одни рассказывали забавные истории с участием Мишек,
другие описывали эффектные экипажи и сани, украшенные шикарными
медвежьими шкурами. Английский поэт Дж. Тербервилль, гостивший в Москве в
1568-1569 годах, писал о том, что в знак особого почета гостю вместо
постели предлагали отдохнуть на медвежьей шкуре, подушку при этом
заменяли седлом. «В России не бывает другого покрова», — так убежденно
провозглашал англичанин. Нередко медвежьи шкуры становились подарками
послам, да и в одеянии самих царей можно было нередко увидеть остатки
мишкиной шкурки.
Московитское чудище
Для
европейских цирков и бродячих актеров медведи доставлялись
преимущественно из России. Например, в 1749 году газета «Кембриджская
хроника» опубликовала рекламу, приглашающую европейцев собственными
глазами увидеть травлю «великого московитского медведя». В труппе
каждого кочующего цирка непременно был медведь, и даже если он был
пойман не на российских просторах, зрителю неустанно повторяли, что это
кровожадное и лохматое чудище – самый что ни на есть настоящий
«московитский» медведь. Европейцы, кстати, активно муссировали слухи о
том, что скоморохи с медведями, которых развелось огромное множество,
шпионы московского великого князя.
Долгота, широта и Косолапый
Появился
медведь и на первой карте Московии, которая была изготовлена в 1544
году гданьским сенатором Антонием Видом. Косолапого изобразили на
виньетке этой карты. Он также участвует в сцене, где его пытаются
повязать ватага добрых молодцев. На карте английского посла Энтони
Дженкинсона медведи и вовсе спокойно разгуливают по территории Московии.
Позже появляются карты с прямо-таки угрожающим количеством гуляющих по
России медведей, а также с иллюстрациями лихих плясок Топтыг в компании
русских мужиков.
Тук-тук, открывайте!
Сигизмунд
Герберштейн в своей книге при описании лютой русской зимы 1526 года и
царящего голода создал образ медведей, ломящихся в крестьянские избы.
Эта картинка настолько пришлась по душе иностранцам, что она легла в
основу многочисленных анекдотов. Единичные случаи появления медведей
зимой в российских селах и маленьких городах стали восприниматься как
регулярное событие, которое весьма характерно для всей страны в целом.
Так что со временем частное описание одного случая превратилось в
стереотип о разгуливающих по Красной площади медведях.
Тиран и деспот
Вторым
по популярности после книги Герберштейна «путеводителем по Московии»
стал труд итальянца Гваньини, в котором медведь становится чуть ли не
главным участником всех бесчинств, которые творил Иван Грозный. Книга
Гваньини «О тирании великого князя Московии Иоанна Васильевича»
изобилует подробностями издевательств, казней и пыток, которыми
«забавлялся» Грозный. Центральное место в повествовании отведено
медведю, который представлен как одно из любимейших орудий пыток и
травли московского царя.
Смеется тот, кто смеется последним
Много
позже медведь стал главным героем западных карикатур. Хотя впервые
аллегорическое изображение России в виде медведя появилось в рукописи
1507 года, которая, вероятнее всего, принадлежала некоему Яну из
Глогова. На картинке Европа-дракон противостоит медведю-Азии, на теле
последнего Московия занимает центральное место. Во время польской осады
Смоленска и похода на Москву 1609-1610 годов среди солдат был весьма
популярен так называемый «летучий листок», на котором был изображен
портрет царя-узурпатора Василия Шуйского с медведем.
Товарищ, друг и брат
Однако
нельзя забывать, что и сами русские давали «пищу для размышлений» —
слишком уж трепетно они относились к лесному зверю. Наши предки-язычники
воспринимали медведя не только как божественное животное, но и как
родственника, обращаясь к нему «дед», «старик», «владыка». Вот еще
пример — в мифологии славян богатыри Вырви Дуб и Вали Гора были
вскормлены волчицей и медведицей. Последняя дала им, кстати, силу и
сообразительность. Даже в христианский период, несмотря на смену оценок
на более негативные – ярость, лень, агрессия, — медведь остается одним
из почитаемых животных. Его образы появляются в масках и костюмах
ряженых, медведь присутствует в изделиях народных промыслов, в
литературе, в сказках, упоминается в пословицах и поговорках.
Источник: http://russian7.ru
|