Дебаты о вреде и пользе кукол Barbie и им подобных едва успели
отзвучать; родители и психологи ещё спорят, стоит ли давать девочкам в
руки хулиганок Bratz, а на полках магазинов уже появились куклы, в
сравнении с которыми Барби и даже Братц выглядят невинными пупсиками.
Гламурные ведьмочки Bratzillas, юные черти – герои мультсериала
Angel`s Friends, нечисть и нежить подросткового возраста Monster`s High,
девочки-демоны Paola Reina...
Китайские производители не отстают, наполняя рынок подделками и
подделками под подделки. Мертвенно бледные, трупно зелёные, ядовито
розовые на удивление привлекательные куколки вызывают интерес и у детей,
и у взрослых коллекционеров. Всплеск симпатии к страшным существам, в
основном демонам и вампирам, за последние лет десять-двадцать видим и в
кинематографе (яркий пример – популярность фильма «Сумерки»), и в
литературе (от романов Владимира Орлова до саги Энн Райс). Однако
пытаться объяснить востребованность игрушек присутствием «тёмной»
тематики в масс-культуре, думаю, то же, что объяснять Х через Y.
Попробуем копнуть глубже. []
Для начала вспомним, что кукла не всегда предназначалась для детских
игр. Игрушки были оберегами, как и узоры на одежде, и резьба на утвари и
наличниках дома. Представляя мир населённым сильными, часто враждебными
духами, люди старались заставить их служить себе или хотя бы защититься
от них. Страшные фигуры и маски отпугивали злых божеств; тряпичные
куклы, обязательно без лица (техника духовной безопасности!), ограждали
своих обладательниц от неприятностей или способствовали успеху в делах.
Распространение монотеистических религий, предлагающих защиту от
тёмных сил, привело к отмиранию магической составляющей ремёсел,
обрядов, игр. Игрушки окончательно перекочевали в детскую. Однако и в
обществе, серьёзно относящемся к религии, возникновение детских
игрушек-нечисти было невозможно. На Руси марионеточных чертей и смерть
можно было увидеть только в вертепном театре.
Иное положение дел видим в современном секулярном обществе. Священная
история и фольклор воспринимаются многими людьми как не имеющие
отношения к повседневности. Персонажи преданий, в том числе злые,
романтизируются, теряя свой страшный облик и приобретая взамен
человеческие черты внешности и характера. В современном сознании ангелы,
демоны, вампиры, вурдалаки предстают как человекоподобные расы, вроде
толкиеновских эльфов и хоббитов. Между ними возможны дружба, любовь,
брак. Они экзотичны и давно уже не страшны. Особняком стоят в этом ряду
не обладающие сознанием зомби, но, похоже, и это ненадолго.
Книги и фильмы, показывающие положительные качества отрицательных
существ, начали массово появляться не так давно. Идеи произведений,
предназначенных изначально для взрослых, упрощаясь и искажаясь, проникли
к детям. Современный ребёнок приучен к романтизированному восприятию
потусторонних существ, причём даже не трагичному (как было ещё не так
давно), а попсовому, опошленному. Думаю, корни спроса на «тёмных» кукол
лежат в том числе в секулярной картине мира, складывающейся в детском
сознании.
Так стоит ли покупать своему ребёнку «страшилку»? Решать вам.
«ШколаЖизни.ру»
|