Уровни значимости существования
Первый
уровень — невротический. Счастье невротика — в том, чтобы избавиться от
душевного напряжения. Когда этого удается добиться, то есть, когда
болезненная душевная потребность удовлетворена, человек испытывает
удовольствие. Если этого удовольствия удается достичь и его достаточно
много, такой период в жизни ощущается, как хороший, позитивный, приятный
и в каком-то смысле ценный.
Сюда относится и достижение
желанного успеха, и приятные моменты любовно-невротических отношений, и
социальные победы, и трудовые достижения… но сюда же относятся и
болезненные переживания — ведь мы знаем, что как бы невротик не страдал,
он страдает, потому что ему это нравится — ему дороги его страдания,
ему важно чувствовать себя несчастным. [] Таким образом, первый
уровень значимости связан с острыми переживаниями от колебаний маятника
гордости и ничтожества, который и определяет сущность всякого невротика.
Крайние позиции маятника, а так же резкие перескоки с полюса на полюс,
переживаются как нечто значительное, поскольку эти моменты
сопровождаются яркими и запоминающимися вспышками эмоций. Но в общем и
целом они все равно мимолетны и при более внимательном рассмотрении их
видимая «значимость» быстро рассеивается.
Этот уровень значимости
сравнительно легко достижим и большинство наших усилий в направлении
того, чтобы придать смысл своему существованию, связаны как раз с
попытками получить удовольствие от раскачивания своего маятника. В
идеале мы стараемся удовлетворить свою потребности в любви и признании,
но на худой конец — если с признанием никак не получается — то же самое
удовольствие извлекается из бед, поражений и страданий. Не имея
возможности победить, мы хотим верить хотя бы в то, что наши поражения
что-то «значат», что страдаем мы не просто так, что в наших бедах есть
смысл и значение…
Второй уровень значимости — животный. Если бы
зверя можно было спросить о самых значимых событиях его жизни, он бы
ответил, что самый наиважнейший момент его жизни происходит прямо
сейчас, здесь-и-сейчас.
Именно в эти редкие для взрослого
человека периоды пребывания в здесь-и-сейчас мы ощущаем наполненность и
значимость момента, и именно эти периоды всегда оставляют на душе след.
Говоря
проще, это те периоды, когда мы получаем новые и потому яркие
впечатления. Для ребенка изначально весь мир в новинку, и поэтому его
жизнь переполнена впечатлениями и именно поэтому его субъективное время
тянется гораздо медленнее, чем время взрослого человека. Этот эффект
известен абсолютно всем — в детстве одна наша неделя нам казалась
длиннее, чем наш средний месяц во взрослой жизни. В детстве время
мучительно тянулось, а сейчас дни, недели и месяцы просто пролетают
мимо.
Технически, эта проблема имеет два аспекта — выключенность из окружающей действительности и подавление чувств.
Первое
связано с тенденцией среднего взрослого человека проживать жизнь у себя
в голове — в своих мыслях, рассуждениях, сомнениях, оправданиях и всем
остальном, чему обычно посвящен наш внутренний диалог. Чем больше мы
погружены во внутренний диалог, тем более мы отключены от реального мира
и тем более скудные и безвкусные у нас переживания… и естественно, что
они не запоминаются, а целые пласты времени этой погруженности в себя в
итоге просто выпадают, как прожитые впустую.
Новизна, с другой
стороны, — это как раз то, что вырывает нас из привычного состояния
погруженности в себя и заставляет хотя бы на короткий период времени,
вернувшись в здесь-и-сейчас, вдохнуть жизнь полной грудью. Поэтому так
велик соблазн превратить свою жизнь в погоню за новыми и все более
острыми впечатлениями, но путь это тупиковый. Не за впечатлениями нужно
гоняться, а учиться жить в реальном времени, — тогда каждая привычная
чашка утреннего кофе будет, как новая.
Второй аспект связан с
тем, что у нас есть тенденция подавлять негативные чувства. Негативные —
в том смысле, что они нам не нравятся, а не в том, что они
действительно имеют отрицательное значение. Нам не нравятся какие-то
наши чувства и мы их вытесняем — пытаемся от них отмахнуться,
захлопываем перед ними дверь. Мы верим, что способны фильтровать чувства
— избавиться от неприятных, а приятные оставить. Но на практике это не
работает — как только мы начинаем подавлять «негативные» чувства, так
вместе с ними из нашей жизни уходят и чувства «позитивные». Дверь нашей
души либо открыта, либо закрыта, и чувства через нее либо проходят, либо
нет.
Итогом подавления негативных чувств и переживаний
становится то, что жизнь теряет вкус. Если в детстве мы искренне
радовались лужам на улице, куску хлеба с маслом посыпанному сахаром, а
мысль о первом поцелуе доводила до дрожи, то став взрослыми, мы ничего
этого уже не чувствуем — наша душа наглухо залита строительной пеной. И
чтобы хоть что-то почувствовать, нам теперь нужно поехать на дорогой
экзотический курорт, заказать в ресторане вычурное дорогое блюдо с
оригинальным вкусом, а вместо простого поцелуя, нам теперь нужны
изощренные, а то и извращенные сексуальные фантазии.
Заметьте,
дело не в том, что для взрослого человека в этой жизни остается все
меньше нового и яркого, так как он уже все перепробовал. Жизнь
утрачивает чувство новизны по совершенно иной причине — в результате
постоянного нарастания внутреннего напряжения и все более отчаянных
попыток с ним справиться. Чем больше тяжесть на душе, тем больше мы
сосредоточены на своем внутреннем диалоге (выпадаем из «здесь-и-сейчас»)
и тем сильнее мы защищаемся от мира своих чувств и реальных переживаний
— а это и приводит к окончательному отупению в восприятии жизни.
Соответственно,
когда нам все-таки удается пробиться через собственную глухоту и
почувствовать вкус жизни, эти моменты нам кажутся очень ценными и мы изо
всех сил желаем их повторить. А поскольку каждое новое впечатление по
определению тут же перестает быть новым, нам приходится действительно
все время гоняться за новыми и все более острыми переживаниями. Жизнь
превращается в зарабатывание денег только для того, чтобы позволить себе
очередную порцию живительной новизны.
И хотя острые и яркие
переживания, полученные в течение жизни, действительно являются чем-то
значимым, в глубине души мы чувствуем, что жизнь прожитая в погоне за
новыми впечатлениями — это бурно, весело, интересно… но все-таки
бездарно. И даже если перестать убегать от своих тревог и снова
научиться чувствовать свои чувства, это тоже не решит проблемы
бессмысленности существования. Научиться снова вдыхать жизнь полной
грудью было бы великим достижением, но это еще не все, что нам нужно,
чтобы без тени всякого сомнения ощутить значимость своего существования.
Еще раз рекомендую попробовать выполнить упражнение самостоятельно, прежде чем читать дальше.
Развитие сознания
Третий
уровень — человеческий или, если угодно, экзистенциальный. Если бы тот
же вопрос можно было бы задать растению, оно, вероятно, бы ответило, что
в его понимании все элементарно просто — каждый новый росток, каждая
новая ветка, каждый новый лист, каждый новый цветок и, особенно, каждый
новый плод — вот, что наполняет смыслом его жизнь. Не сохранение вида,
не размножение, не красота и не радость солнечному свету — это важно, но
не в этом смысл — значимость своего существования растение ощущает от
того, что оно растет. Вот единственный необходимый и достаточный
критерий, отличающий осмысленное от бессмысленного.
Не
воспринимайте эту метафору буквально. Человек — не растение, и как бы
некоторым не хотелось подтвердить свое мнение, что смысл их жизни в
рождении детей, это совершенно не то, о чем здесь идет речь. Наш
человеческий рост происходит в другой области — наши ветки, листья и
цветы имеют природу психологическую, а не физиологическую. И снова —
постарайтесь не впасть в иллюзию, что речь идет о развитии
интеллектуальном, — новые знания и умения ценны, но в них нет никакого
самостоятельного значения.
Знаете, что дерево часто используется в
качестве символа человеческой психики? Попробуйте это ощутить. Семечко
падает в землю, пускает корни и начинает расти. Под землей — корни,
опирающиеся и уходящие в бессознательное. На поверхности — расширяющееся
и растущее сознание. Проходят годы, и из мельчайшего семечка вырастает
огромное уникальное дерево, хотя и принадлежащее к какому-то
определенному виду, — это ли не чудо? Семечка — это потенциал, и каждый
маленький шаг к его раскрытию — это и есть то единственное в жизни, что
имеет подлинную ценность.
И снова остерегайтесь напрашивающихся
ассоциаций, что смысл жизни в раскрытии своих потенциальных умений и
дарований. Можно быть тысячу раз талантливым, можно раскрыть и
реализовать свой талант… но при этом остаться совершенно несчастным. Да,
у всех у нас есть свои сильные стороны, а у кого-то и уникальные
дарования, но само по себе их раскрытие — это не то, что придает
значимость жизни. У одних деревьев сильные корни и это дает им свои
преимущества, у других гибкий ствол, и это тоже дает свои преимущества, у
третьих способность переносить мороз, а у четвертых — засуху. Но смысл
их существования не в том, чтобы реализовывать свои преимущества и
гордиться этим, а в том, чтобы максимально эффективно расти, используя
все имеющиеся преимущества.
Смысл в росте, и расти должно дерево,
а не таланты. Великий музыкант, великий бизнесмен или просто одаренный
инженер — здорово, что они нашли свои сильные стороны и смогли их
реализовать, — но их жизнь точно так же бессмысленна, как и у всех
вокруг, если их сознание остановилось в развитии и застряло на уровне
общего для нашего общества инфантилизма. Они подобны дереву, которое
выросло достаточно, чтобы продемонстрировать свои эволюционные
преимущества, и отказывается дальше расти, потому что считает свою цель
достигнутой. И это дерево умрет в несчастном недоумении — жизнь прожита,
успех достигнут, но на душе кошки скребут, что смысл, кажется, был в
чем-то другом, а теперь уже поздно.
Итак, значимость нашему
существованию придает рост и развитие сознания — новые ветки, новые
листья, более глубокие корни и, конечно же, новые плоды древа нашего
сознания (не путать с библейским «Деревом познания» — от него никакого
толку).
О каком развитии идет речь? Если это не знания, не
навыки, не развитие талантов, то что? Все достаточно просто — наше
сознание проходит разные этапы развития от фрагментарного детского
сознания, через формирование целостного САМОсознания, его социализацию и
далее — к САМОидентификации, САМОпознанию и, если все идет по плану, к
освобождению от социальной обусловленности, индивидуации и просветлению.
Первичные
этапы формирования и укрепления сознания проходим мы все, практически,
без исключения. Становление социально адаптированной личности у нас
поставлено на поток, и довольно редко дает сбои. Сложности начинаются
дальше, когда система воспитания и образования закончила свою работу, и
молодой еще человек наконец-то предоставлен самому себе. Но вместо того,
чтобы продолжить свое развитие самостоятельно, он вздыхает с
облегчением, что наконец-то от него все отстали и можно теперь просто
наслаждаться жизнью.
А ведь на этом этапе человек еще ничего не
знает о себе. Ему 20–25 лет, он уже сам несет ответственность за свою
жизнь, а иногда уже и за жизнь своих детей, но при этом он еще
совершенно не знает себя! Он слеп, туп и глух к тому, что он
представляет из себя, как человек, как отдельная личность, и
предпочитает об этом «не париться». То есть, его сознание пока находится
лишь на этапе более-менее успешной социальной адаптации, а по меркам
жизни, это не более чем первый класс средней школы.
Беда в том,
что примерно на этом этапе почти все и застревают, по крайней мере, пока
жизнь не прижмет к стенке и не заставит более внимательно взглянуть на
себя и, возможно, сделать следующий шаг в своем душевном развитии. И вот
это самый интересный момент — именно эти ситуации, когда жизнь
вынуждает нас выйти за свои привычные рамки, узнать о себе что-то новое,
совершить выбор или поступок, на который мы никогда раньше не решались,
проявить силу и сделать свои выводы о жизни, — именно эти ситуации мы
затем вспоминаем, как нечто действительно значимое.
Внимание, это
самая главная мысль в этой статье! Единственная категория событий в
нашей жизни, которая имеет для нас настоящую неопровержимую и не
требующую никаких рациональных доказательств значимость, — это те
события или жизненные этапы, в которых нам пришлось выйти за свои
привычные рамки и ограничения, когда наше сознание становится не умнее
или красивее, а больше, сильнее и свободнее.
Вспомните переломные
моменты своей жизни, когда вам нужно было совершать свои первые
взрослые выборы в жизни — куда поступать учиться, на какую работу
устраиваться, жениться или нет, рожать ли ребенка — и вспомните то
внутреннее напряжение, которое сопровождало эти моменты. Жизнь от вас
требовала проявить свою волю и ответственность, совершить выбор, сказать
свое слово — и каждый из этих выборов горит в вашей памяти, как нечто
действительно важное. Без тени сомнения вы подтвердите, что все эти
ситуации для вас имели значение и, каков бы ни был результат того или
иного выбора, сам момент выбора и сопутствующие ему переживания — это и
есть самый значимое, что мы имеем в жизни. В момент выбора наше дерево
сознания пускает росток новой ветки…
А теперь подумайте о других
ситуациях — не таких романтических. Вспомните о болезненных ситуациях в
своей жизни — о тех этапах и периодах, где вам приходилось страдать,
спорить и конфликтовать с окружающим миром. Каждая такая ситуация
возникает именно потому, что мы уперлись в какие-то свои рамки и
отказываемся развиваться, и если подобные конфликтные ситуации и
разрешаются, то именно тогда, когда мы все-таки решаемся сделать
следующий шаг — уволиться, развестись, сменить сферу деятельности,
отказаться от гнетущих обязательств — то есть, сделать что-то такое, что
само рвется у нас изнутри, но обычно блокируется нашими же страхами.
И
опять обратите внимание: моменты таких столкновений с жизнью, когда нам
приходится покидать зону комфорта, отстаивать свои интересы вопреки
привычным страхам, следовать за своими настоящими желаниями, даже если
они противоречат общим настроениям, — всякий раз, как нам это удается, в
памяти остается зарубка — «Здесь произошло нечто важное!» И если мы
чем-то и гордимся по-настоящему — тихо, про себя — так это победами над
собой, порванными цепями и тем глотком воздуха и ощущением силы, которые
возникают у нас в результате этих сражений.
Всякий раз, как по
своей воле или, чаще, под давлением обстоятельств мы вынуждены совершать
новые для себя поступки, выходить за ранее привычные рамки, более
широко взглянуть на мир, отстоять свое право на свободу самоопределения,
освобождаться от привычных иллюзий и преодолевать самоограничения — это
и есть то единственное, что наполняет нашу жизнь подлинным смыслом. Все
остальное в жизни — только фон и декорация для настоящей драмы — драмы
развития сознания.
Любители пофилософствовать часто говорят, что
мы сами наделяем смыслом те или иные события своей жизни. Можно так
сказать, да. Но нужно понимать одну тонкость — мы не можем наделить
смыслом бессмысленное для себя событие. Как бы мы ни тянули себя за уши,
мы не можем наделить событие важностью! Все что нам дано — это только
констатировать важность или не-важность, которые мы ощущаем изнутри
субъективно.
Мы можем верить, что свадьба — это важное событие.
Мы можем вложить в это событие кучу средств, времени и усилий, но оно
никогда не станет для нас по-настоящему важным именно потому, что в
момент свадьбы не происходит ничего такого, что касалось бы развития
нашего сознания. С точки зрения наших честных субъективных ощущений,
свадьба — событие совершенно бессмысленное, а важным оно кажется только
на самом первом и, если повезет, втором уровне значимости (см. выше). С
другой стороны тот момент, когда мы окончательно решились на то, чтобы
пожениться, и ясно выразили свое решение в виде твердого намерения — вот
этот момент действительно и без каких-либо оговорок важен!
То же
самое и со многими другими подобными ситуациями. Настоящая важность
часто находится вовсе не там, где мы ее ожидаем увидеть и чему мы ее
приписываем в своих фантазиях. Но в то же время, как бы мы себя не
дурачили на уровне ума, внутри, когда ажиотаж уже утих, мы всегда можем
задать себе вопрос, ощущаем ли мы те или иные события как нечто важное
или нет… и мы всегда получаем ответ.
Важность и значимость
событиям нашей жизни придаем мы сами, но мы не можем выбирать, что нам
ощущать таковым. Мы можем только констатировать реальное положение дел —
одни события нам важны, другие нет. И сколько ни рассуждай, сколько
себя ни накручивай, бессмысленное никогда не станет важным, а важное
бессмысленным.
Даже если весь мир вокруг считает и даже ощущает,
что какое-то событие является важным, для нас имеет значение только наше
собственное субъективное восприятие. Только мы сами можем ответить себе
на вопрос, имело значение это событие для нас или нет. И ответ на него
не в наших умных рассуждениях и красивых представлениях о жизни, а в
одних только наших внутренних субъективных ничем не обоснованных
ощущениях. Вопрос лишь в том, доверять этим ощущениям или нет… Источник: http://satway.ru
|