Издревле человек стремился к движению. Только появившись на свет,
новорождённый возвещает о себе миру криком и непроизвольными движениями,
которые подтверждают, что получило жизнь ещё одно человеческое
создание. Ведь всем известно, что движение - есть жизнь. Даже растения,
привязанные своими корнями к Матушке-Сырой-Земле, поворачивают листья по
ходу Солнца таким образом, чтобы они всегда были обращены как можно
большей поверхностью к свету.
[]
Однажды
люди поняли, что в состоянии управлять своим телом не только для того,
чтобы охотиться или собирать плоды, но и для того, чтобы отображать
своими движениями повадки животных. Чувственное восприятие окружающего
мира отображалось в определённых телодвижениях, которые повторялись в
определённой последовательности и были ни чем иным, как сменой времён
года и круговоротом веществ в Природе. Славян научили танцевать
сокровенные движения человеческого сердца и прохождение светила по
небосводу. Постепенно познания человека о Природе расширялись и его
ощущения и мировосприятие также выливались в определённые, чёткие,
повторяющиеся движения.
С течением времени человек начал
воспроизводить естественные движение, которые определил для себя словом
"танец". В большинстве арийских (индоевропейских) языков это слово
произносится созвучно и это ещё раз доказывает, что когда-то некое
древнее сообщество белых людей имело один язык для общения и единые
представления о мироздании. Впоследствии эти представления о Вселенной
вылились в обозначение частей человеческого тела (это особенно
становится понятным при рассмотрении тела, как подобного уменьшенного
образца Мира, в русском языковом определении. Например: сердце –
середина мира, ярло – "солнечное сплетение” нервных окончаний, нёбо -
небо, зубы - горы; и так далее.) и в обрядовые плясовые телодвижения.
Конечно, многое из того значимого, что наши предки заложили в тайное, но
простое и явное, для своего круга, понимание Мира мы уже не в силах
понять из-за отсутствия почитания наших древних обычаев и небрежного
отношения к родному языку предков, которым преподносится это, "тайное”
для нас, учение. Определённую часть знаний мы уже безвозвратно утратили,
так как во времена христианских гонений и тяжёлых жизненных испытаний,
разрушительных войн наши с Вами сородичи не находили сил, чтобы передать
нам эти ценные знания. Но ещё в наше время, соединив разрозненные
знания, сохранившиеся в народных устных преданиях и письменных
источниках, можно достоверно восстановить изначальную суть.
В
древности пляски входили в обязательный круг обрядов Родового Ведания и
были в большом ходу у всех арийских народов, в том числе и у славян. До
сих пор пляски сохранились в богатых, всякого рода, стариной свадебных
обрядах в некоторых уголках Руси и других славянских стран, где остаётся
почитание народных обычаев.
В былинах о Добрыне сохранилось
свидетельство о древних свадебных певцах и гудочниках. Так, Добрыня
узнав, что жена его выходит за бабьего пересмешника Алёшу Поповича,
прискакал в Киев, переоделся в скоморошеское платье, взял гусли и явился
на свадьбу, растолкав приворотных сторожей: "Скажи, где есть наше место
скоморошеское?" С сердцем говорит Владимир стольно-киевский: "Что ваше
место скоморошеское
На той, на печке, на муравлёной, На муравлёной печке - на запечке." Он вскочил скоро на место, на показанно, На тую на печку, на муравлёну, Натягивал тетивочки шёлковые, На тыя струночки золочёные, Учёл по стрункам похаживать. Играет то он в Цари-граде, А на выигрыш берёт всё в Киеве. Он от старого всех до малого, Тут все на пиру призамолкнули.
До
сих пор по современным свадебным пляскам можно восстановить
древнеславянскую обрядовую свадебную пляску. Древней особенностью танца
была круговая пляска: хоровод на Руси; коло, корогод - в Украине, Польше
и Белоруссии, хормос - в Македонии, Западной Болгарии и некоторых
других южных славянских землях. Русский хоровод выражает два начала
жизни: деятельное и бездеятельное в их мировом круговращательном
движении. Свадебные танцы в древнейшем своём виде, сохранившиеся отчасти
до сих пор в круговращательном движении вокруг квашни (Россия,
Белоруссия, Польша), дерева, молодых или свадебного поезда, состояли
именно в хороводах. На Украине на свадьбах и особенно в брачную ночь,
когда молодые находятся в опочивальне, дружно с хмельным причётом своим и
гудьбою (музыкой) шумно ведёт корогод. В то время, как молодых уложат
спать, мужчины и женщины предаются неистовому веселью и пляске, женщины
срывают с головы платки и, распустивши волосы по плечам, кружатся и поют
сладострастные песни. Сладострастность до некоторой степени могла
вызваться мыслью о присутствии на свадьбе страстно любящего и
похотливого в делах любви Солнца. Так в белорусской колядке поётся:
Приехала Коляда на сивом конику,
Поставила коника у одринце, Сама села на куце у перинце, Поставила дудочку на стовпе: Грайте дудочки голосно, Скачце дзевочки хорошо.
Круговращательные
движения кроме свадеб соблюдаются во многих других случаях: в весенние и
летние праздники, в особенности накануне Купала (Танцы, сопровождаются
припевом "то-то!" или "ту-ту-ту!", свойственным только купальским
песням, с обязательным притоптыванием и стуком или хлопками в это время.
Девушки кроме венков из зелени, надевали на голову войник или выйник
(от слова выя, то есть шея) из ткани обязательно голубого, небесного
цвета, на ногах разукрашивались чулки и подвязки. Налицо внимание к
знакам неба и земли.), во время родов, во время повальных болезней, при
выгоне скота в поле, при покупке коровы (четыре раза обводят её вокруг
кола, вбитого в землю, по солнцу), во время гаданий.
В некоторых
местах Польши женщинами обыкновенно соблюдается танец при покрывании
головы невесты вокруг последней со свечами в руках. В данном случае
невеста выражает в своём лице само Солнце, которое приветствуют
зажжёнными светильниками. В Германии, как и в Чехии, Лужицкой земле,
Польше существуют также обычаи, схожие со всеми славянскими: во время
свадьбы также кладут старое колесо перед домом или на холме и вокруг
этого колеса пляшут. Здесь колесо выступает вещественным образом Солнца,
заменяя невесту - человеческий образ чистого солнечного света.
В
старинные времена были особые руководители гудьбы (музыки) и плясок,
умельцы играть на гуслях, на дуде, на волынке и одновременно отплясывать
- скоморохи, которые занимали в древнерусской жизни очень видное место.
Особенно хочется отметить происхождение слова "гудьба”, которое
родилось одновременно со способностью человека извлекать звук, гул и
гудение из тетивы лука, а позже и намеренно созданных гудочных орудий:
гудков (прообразов скрипок), гуслей, свирелей, рожков, волынок. Слово
гудьба стало обозначать у славян всё многообразие звукового ряда, в том
числе и громким отрывистых звуков, производимых бубнами и другими
ударными приспособлениями. Впоследствии слово гудьба было вытеснено из
русского языка российской аристократией, коя заменила его на греческое
слово – музыка.
На свадьбе князя Владимира Старицкого в 1550
году в числе свадебных лиц встречаются "плясцы". Царица, княгини и
боярыни заняли на свадьбе места, назначенные им, а "плясцы встали в
сенях", то есть их в самый торжественный зал не впустили. Это и
неудивительно для тех времён. Если раньше, в XII-XIII веках, веселья и
обряды только порицались аскетичными служителями церкви, но на
празднествах, пирах, свадьбах правящая верхушка с удовольствием
соблюдала народные обряды и сама участвовала в позорищах, то есть в
обрядовых игрищах и действах. (Так в «Слове святого Нифонта» 1220 года
описаны "играние бесовские”, которые происходили ещё на городской
площади около церкви: "…идут двенадцать русальцев во главе с унылым и
дряхлым старцем, скачя с сопельми и с ним идяше множество народа,
послушающе его; иные же плясаху и пояху, влекомы в след сопельника. Бе
одержим великою печалью о таковей погибели… и моляшеся остати всем игр
бесовъскых, - наипаче же своё имение дают бесу лукавому, иже суть
русалия иние же скоморохом”.) То уже в церковном поучении «Златая цепь»
XIV века назидалось избегать этих всенародных празднеств: "Се же суть
злая и скверная дела: плясанье, бубны, сопели, гусли, пискове, игранья
неподобные, русалья. Егда играют русалия, то скомороси… или как сборище
идольских игр - ты же в тот час пребуди дома!” Но в дальнейшем натиск
церкви на исконные народные обряды не только не ослабевал, но и с
укреплением её власти продолжал нарастать. И позднее существовали,
поддерживаемые большинством самодержцев, гонения ортодоксальной
(православной) церкви на родовые обычаи. Так в «Стоглаве» - соборе 1551
года, где архиепископы отвечали на вопросы Ивана Васильевича IV
Грозного, и который провозгласил неприкосновенность церковного имущества
и исключительную подсудность светских лиц духовному суду записано о
купальском обычае: "Мужчины и женщины ходили ночью по домам и улицам,
забавлялись бесстыдными играми, пели сатанинские (народные, а не
церковные) песни и плясали под гусли. По прошествии ночи с великим
криком все отправлялись в рощи и омывались в реке, как бешенные”. Здесь
уже не запись стороннего наблюдателя, но гнев хозяина положения,
требующего беспрекословно подчиниться его нравоучениям.
На
сербских свадьбах обязанность увеселять гостей шутками и прибаутками
лежит на чауше или глумначе. Есть некоторые данные, позволяющие думать,
что в древности скоморохи часто были весёлыми и желанными сватами. В
Белоруссии сохранился обычай, когда на заручины сваты являются с дудой,
под звуки которой должна танцевать им невеста.
Обрядовая пляска
со спущенными очень длинными рукавами имеет явное родовое предназначение
и очень хорошо дошла до нас в известной сказке о Царевне-Лягушке, где
она действует, как жена Ивана-Царевича и оборачивается то змеей, то
белой лебедью, то кукушкой, то красавицей Василисой Премудрой:
..."Праздничный пир у царя. Василиса прячет в свои рукава косточки
съеденных лебедей и выливает в рукава часть налитого ей вина. Дошла
очередь танцевать; царь посылает больших снох (жён старших царевичей), а
они ссылаются на Лягушку. Та тотчас подхватила Ивана-Царевича и пошла.
Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась - всем на диво! Махнула
правой рукой - стали леса и воды; махнула левой - стали летать разные
птицы...”. Размахивание рукавами, разбрасывание положенных туда
лебединых косточек и разбрызгивание вина есть обрядовое действо, а
необычная пляска чаровницы-потворницы, то есть многовертимое плясание –
танец, по всей видимости, в честь бога растительности Переплута и
орошающих эту растительность вил-русалок.
Во
время плясок было в ходу питиё особого напитка, также входящего в
сложные ритуальные действия. Нередко неистово пляшущие, отдав все силы
обряду, падали без чувств и их отпаивали водой с настоем разных трав и
чесночным соком. Эти обычаи, кроме Руси, также замечены и в Болгарии. На
Коляду, Щедрец, Новый год, Велесов день и Комоедицу происходили пляски в
обрядовых харях волов, коров, медведей, козлов, кабанов. В Белоруссии,
Польше, Украине, Руси дикие и весёлые пляски в харях происходили
одновременно с надеванием вывернутых мехом наружу тулупов и допускались
только в Коляду, Купалу и Комоедицу, что олицетворяло зимний коловрат,
то есть солнцестояния с увеличением долготы светового дня и весеннее
равноденствие.
Для исполнения сложных плясовых движений
требовались сноровка и умение владеть своими телодвижениями. Эта
сложность мужских плясок являлась необходимым условием в
самосовершенствовании и развитии ловкости для бойцов. Во время праздника
Перуна необходимым условием перед началом ритуального поединка было
ломание - танец, который позволял настраивать бойца на беспощадную
борьбу и разогревал все мышцы. Приплясывание и притоптывание, поведение
плечами - все эти действия призваны были обеспечить постоянную внешнюю
расслабленность и внутреннюю собранность тела перед задуманным
нападением или для отражения нападения соперника. До сих пор участники
ансамблей песни и пляски радуют глаза зрителей своей удалью, а раньше
этим умением владели все взрослые мужчины в той или иной степени.
Обрядовый
смысл древних славянских плясок отражает суть строения Вселенной,
мировоззрение славян, отражение естественных перемен Природы и при
желании в плясовых движения можно найти множество тайных знаний. В любом
случае танцы подталкивали человека на развитие и являются полной
противоположностью современных массовых танцев, цель телодвижений
которых сводится только к сексуальному завлечению и эстетическому
наслаждению. Чтобы не оказаться плачущими у забора, за которым находится
наше будущее, необходимо вспомнить и возродить среди всех славян наши
древние народные обычаи. Только разделение в сознании народных обрядовых
плясок от современных танцев позволить славянам выйти на новый уровень
развития наследия предков и самосовершенствования, и позволить
сохранится как Роду, с его языковыми и расовыми отличиями.
|