Автор:
Валерий Качмарик
В 1660-х годов Александр Пофэм, глухой
отпрыск благородного английского семейства, приступил к освоению речи.
Его учитель Джон Валлис написал по такому случаю своеобразный учебник,
который в 2008 году был обнаружен в поместье Литлкот и тщательно изучен.
[]
Лингвист Дэвид Крэм из Оксфордского университета, рассказавший о
находке на специальном мероприятии Королевского общества, считает, что
Валлис намного опередил своё время.
Так повелось с давних
пор, что глухих считали дурачками, идиотами, болванами (собственно
говоря, это верно по сей день, когда парализованный, лишённый дара речи
человек воспринимается слабоумным, хотя в действительности с интеллектом
у него всё в порядке: он всего лишь не может говорить).
Им
не дозволялось составлять завещание или принимать наследство. А проблема
была лишь в том — и Валлис это, кажется, понял одним из первых, — что
глухих не учили общаться.
Благородное семейство не могло
допустить, чтобы их сын потерял высокий статус, и поэтому пригласило в
качестве учителей двух выдающихся людей своего времени, титанов
английского Возрождения — музыкального теоретика Уильяма Холдера и
математика Джона Валлиса (кстати, именно он ввёл знак ∞).
Успех был потрясающим: Александр научился не только общаться, но и
говорить (увы, неизвестно, насколько хорошо), стал знаменитостью и был
представлен ко двору. Дело кончилось тем, что он женился на дочери одной
из самых блестящих интеллектуалок своего времени и был покровителем
философа Джона Локка. Репутация семейства оказалась спасена.
Впоследствии между Холдером и Валлисом разгорелся спор о том, кому из
них удалось разговорить глухого. Холдер был первым, и поэтому под его
руководством Александр, по-видимому, начал произносить первые слова. Но
г-н Крэм делает вывод о том, что ученик повторял за учителем как
попугай.
Судя по рукописи в кожаном переплёте, именно Валлис
осознал, что речь и общение не равны друг другу. Иными словами,
способность производить звуки не гарантирует, что тебя поймут. И
наоборот: глухие могут общаться, но прежде, чем учить их речи, надо
понять их самих, установить с ними контакт. Результатом стал примитивный
символический язык — далёкий прообраз сегодняшнего.
Книжечка
содержит подробное описание вокальной артикуляции, геометрические фигуры
и символы, упражнения по фонетике, синтаксису и построению фраз.
Валлис, конечно, не был первым. За сотни лет до него монахи
бенедиктинского ордена, дававшие обет молчания, выработали собственный
язык жестов, на основании которого в Испании предпринимались попытки
научить глухих общаться.
|