Агенты собирали подробнейшую информацию о коллекциях советских музеев и дворцов, составляли описи и планы их экспозиций, списки церквей, школ, институтов, издательств, редакций, киностудий, архивов, библиотек, отделений международных организаций и творческих союзов. Чем был обусловлен столь высокий интерес к искусству, литературе и истории нашего народа, выяснилось сразу же после начала Великой Отечественной войны.
Более тридцати ведомств, батальонов, групп и команд нацистской Германии начали целенаправленный широкомасштабный вывоз предметов культуры и исторического наследия, архивов и книг, святынь и икон, следуя в тылу наступающих дивизий вермахта.
Кроме целей обыкновенного грабежа конфискация ценностей имела глубокие идеологические корни и задачи. Рейхсминистр пропаганды Йозеф Геббельс говорил: «Для уничтожения нации надо уничтожить её культурные ценности». Другой идеолог национал-социализма рейхсминистр по делам оккупированных восточных территорий Альфред Розенберг конкретизировал указания шефа министерства пропаганды: «Достаточно уничтожить памятники культуры народа, чтобы он уже во втором поколении перестал существовать как самостоятельная нация. Не оставлять без внимания ни один мало-мальски приметный музей, архив, собор, церковь. Всё ценное описать, собрать, вывезти». Грабёж осуществлялся под предлогом «спасения произведений искусства в прифронтовой полосе»: «Великая Германия спасает плоды цивилизации и культуры от российского варварства, пожаров и партизан» (Геббельс).
Это все, что осталось от Петергофа
Объём вывезенных ценностей поражает воображение. На оккупированной территории СССР было разграблено и частично уничтожено 445 музеев, 57 художественных галерей, 44897 архивов, в том числе архивы 19 областей (17 миллионов дел), около 43400 библиотек, 2329 памятников архитектуры, 2234 монастыря и церкви, 1839 культурно-бытовых учреждений, высших и средних специальных учебных заведений, театров, около 82000 школ.
По данным Центра хранения историко-документальных коллекций РФ за годы войны только из 73 особо значимых советских музеев было похищено 565723 экспоната, в том числе из дворцов в пригородах Ленинграда – около 34000 предметов искусства. Всего было вывезено 1451049 произведений искусства, а также около 200000 археологических предметов исторического наследия, 200 миллионов книг и других печатных изданий общей стоимостью 432 миллиарда рублей в ценах 1940 года.
Ящики с награбленными ценностями
В декабре 1992 года Постановлением Президента РФ была создана Государственная комиссия по реституции культурных ценностей, результатом работы которой стал Сводный каталог культурных ценностей РФ, похищенных и утраченных в период Второй Мировой войны. По оценкам советских и российских экспертов общие потери культурных ценностей страны составили 30%, причём на оккупированной её части они составили 80%. По отчёту только одного Айнзацштаба рейхсляйтера Розенберга ERR на 17 октября 1944 года из оккупированных государств Европы в рейх было отправлено 1418000 вагонов ценностей и 427000 тонн - водным транспортом. Мне рассказывали родственники, попавшие в годы войны в зону оккупации в Калужской и Владимирской областях, что из каждого дома были изъяты все ценные вещи, разграблен полностью музей села Тарутино, похищены утварь и иконы из церкви села Курилово.
Церковь после этого пытались поджечь, но пожара не получилось: в здании уже нечему было гореть. На стене Гатчинского дворца под Ленинградом после ухода фашистов осталась надпись: «Здесь мы были. Сюда мы больше не вернёмся. Когда придёт Иван, всё будет пусто». К 2009 году по официальным данным найдена или возвращена только пятая часть утраченного в годы войны культурного, духовного и исторического наследия нашего народа. Стали уже привычными слова о том, что эти потери огромны и невосполнимы для нашего государства.
Возникает естественный вопрос: а где всё остальное? Но прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, посмотрим для сравнения, как обстояли дела с возвращением культурных ценностей в американской и английской зонах оккупации побеждённой Германии. Вслед за наступающими войсками союзников шли отряды специальных служб по поиску и возвращению похищенных произведений искусства: Службы памятников, изящного искусства и архивов MFAA (США) и Культурной разведки CI (Англия), в составе которых обязательно были искусствоведы.
Только американской службой с 1945 по 1947 год в результате активной и грамотной работы было обнаружено 1500 тайников с сокрытыми ценностями и возвращено около 10700000 произведений искусства. Пропало и не найдено по сей день 25000 художественных работ мирового значения. По оценкам экспертов, на территории Германии, подконтрольной союзникам, уже к концу 1945 года было найдено и извлечено из мест захоронения до 95% утраченных культурных ценностей. Среди них, однако, было крайне незначительное число предметов, вывезенных из СССР.
Следовательно, эти ценности оставались в каких-то других тайниках на остальной территории бывшего Третьего Рейха. Известно, что в районах наступления Красной Армии поиском и сбором ценностей занимались трофейные команды. Ими, наряду с предметами истории и культуры, на восток отправлялись промышленное сырьё и оборудование, продовольствие, различные другие материалы. Во вновь образованную Кёнигсбергскую (ныне – Калининградскую) область РСФСР сразу после войны и в 1950-е годы приезжал ряд экспедиций и искусствоведов для поиска сокрытых нацистами культурных и исторических ценностей.
Однако поиски не дали ощутимого результата. По оценкам поисковиков и историков к сегодняшнему дню на территории области было извлечено из тайников всего лишь около 0,01% сокрытых произведений искусства. Ведь именно на территорию нынешней Калининградской области перевозилась значительная доля ценностей, предназначенных для главных коллекционеров Третьего рейха – Германа Геринга и Эриха Коха.
В 1960-е годы советскими властями была предпринята попытка исправить столь плачевное положение с поиском культурного наследия нашего народа.
Постановлением Совета министров РСФСР № 526 от 11 марта 1967 года была образована Комиссия по розыску Янтарной комнаты и других музейных ценностей, которая сделала следующий вывод: «Поисковая деятельность в период с 1945 по 1967 год велась бессистемно, поверхностно, кустарно, без надлежащей научной и технической базы и разрозненно, в отсутствии контролирующего и координирующего центра».
В мае 1969 года был составлен Сводный список объектов вероятного захоронения музейных ценностей в Калининградской области и вскоре начала свою работу Калининградская геологическая археологическая экспедиция КГАЭ. По отчётам экспедиции за 14 лет работы было найдено и возвращено государству около 600 предметов культуры Восточной Пруссии (посуда из фарфора, статуи, статуэтки, мебель). На рубеже 1990-х годов в области работали ещё несколько экспедиций, в том числе из США, Литвы, Латвии.
Итоги их поисков также были скромными. Причина неудач во многом заключалась в том, что ставка делалась на свидетелей и архивные документы. Однако, к сожалению, после захоронения ценностей свидетелей расстреливали, а документы не составляли. Кроме этого, многие перспективные объекты были исследованы не до конца из-за нехватки финансовых и технических ресурсов. Но самое удивительное не в этом, а в том, что официальные поиски с 1992 года были вообще прекращены.
В результате практически прервалась связь поколений поисковиков Калининградской области, у многих создалось ложное впечатление, что дальнейшая поисковая работа не имеет смысла. Удивительно, но данной точки зрения придерживаются Минкультуры России и Росохранкультура РФ. Между тем, падение с каждым последующим поколением уровня культуры населения России приводит к закономерным результатам и ситуация постоянно усугубляется.
В настоящее время отсутствует государственный орган, содействующий поиску и возвращению стране её культурных и исторических ценностей, сокрытых на территории области в годы войны. Существующие же ведомства не только не занимаются этой работой, но и яростно ей противодействуют. Российские меценаты и спонсоры крайне малочисленны и мало интересуются возвратом культурного наследия своей нации.
Как известно, свято место пусто не бывает. В существующем в настоящее время нелегальном поиске культурных ценностей на передний план выходят не самые лучшие человеческие качества: алчность, гордыня, зависть, лень, нечестность, полное отсутствие национальной идеи и патриотизма.
В Калининградской области за почти 70 лет со дня окончания войны разграблена каждая немецкая могила, склеп, хутор, усадьба, разобраны на кирпич и черепицу добротные дома, кирхи, замки, дворцы, разбиты и сброшены в пруды памятники и скульптуры. Это сделали руки не пришельцев из космоса, а граждан России. Обидно, что расчёты Геббельса и Розенберга в отношении национального самосознания российского народа в некоторой степени оправдались. Ведь, отказываясь от возвращения огромной части своего национального культурного, духовного и исторического наследия, мы множим ряды армии Иванов, не помнящих родства.
Автор Николай Шумилов.
http://www.istpravda.ru/research/8190/