Старинный
русский костюм - состояние души…. Попробуйте надеть старинную женскую одежду –
сарафан
с рубахой. Можно ли в ней пойти быстрой , угловатой походкой, делать
резкие движения? Невольно выпрямишься, поднимешь голову, ступишь мягко,
аккуратно, «будто пава».
[]
В каждом уголке России были свои фасоны
сарафана
и мотивы вышивки и потому «встречая по одежке», можно было сразу
сказать, откуда прибыла гостья. Жительницы русского Севера – Олонецкой,
Новгородской, Псковской , Архангельской губерний носили косоклинные
сарафаны- сшитые из выкроенных по косой клиньев. Украшали нашивками с вышивкой по
центральной планке и по бретелям, цветные горизонтальные полосы были на подоле. Северный косоклинный
сарафан
можно примерно сравнить с современным кроем «юбки-солнце» или
«полусолнце». При полном косоклине каждые два клина образуют прямой
угол, при простом-клинья сшиваются под углом, который зависит от ширины
ткани. В старину, для того что бы сшить полный косоклинный
сарафан необходимо было около 45 метров узкого тканого полотна.
Сейчас уходит 6-7метров льна, ситца, бязи (на неполный косоклин-4 метра льна) . Такой крой создает «
сарафан-колокол»,
который имеет сильную энергонакапливающую функцию женской энергии , и
накапливая сохраняет ее (работая наподобие генератора), что можно
почувствовать уже через 20-30 минут ношения – женские глаза начинают
светиться, спина расправляется, походка и движения тела сильно
корректируются и становятся более плавными и мягкими, меняется даже
выражение лица. Все женщины отмечают, что снимать такую одежду не
хочется, настолько в ней поет душа, настолько она уютная в своей
простоте, свободном покрое, особенно сшитая из льна.
Любая женщина, любого возраста - в такой одежде становится просто красавицей – это
отмечают и современные мужчины. В сегодняшнем использовании женский
русский народный костюм из современных льняных или ситцевых тканей -
многие используют для ношения дома, на даче, на природе и на русских
народных праздниках.
Сарафаны подпоясывали узким поясом, оставляя распущенными его длинные
концы. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял
функцию «оберега» - защитника.
Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: "Без креста, без
пояса" (быть бессовестным). Пояс носили иногда на талии или чуть выше.
Этот наряд в разных местах дополнялся нагрудной короткой одеждой -
епанечкой, также сшитой из шелковой фабричной ткани и украшенной
золотным галуном. По холодным дням с
сарафаном носили душегрею с
длинными рукавами, с трубчатыми складками на спине. Покрой душегреи
отличается от традиционного кроя, он близок к городской одежде.
Праздничную душегрею шили из шелковых тканей или бархата и украшали
золотным шитьем.
К костюму с шелковым
сарафаном
в северных губерниях России надевали головной убор, украшенный шитьем
речным жемчугом, золото-серебяными нитями, колотым перламутром. Этими же
материалами расшивали нагрудные украшения.
Немалую роль сыграл
сарафан и в истории свадебной моды. Вплоть до 19 века традиционный свадебный наряд невесты состоял из искусно украшенных
сарафана и рубахи.
Сарафан шился преимущественно из ткани красного цвета и богато
расшивался бисером и вышивкой, речным жемчугом. Хотя на севере свадебные
сарафаны были синего цвета, а в некоторых краях даже черного. Материалом для свадебного
сарафана
традиционно были тафта, шелк, парча. На традиционной славянской свадьбе
праздничное гуляние длилось несколько дней, и зачастую для каждого из
дней предназначался отдельный
сарафан, разного покроя и отделки.