В конце 10го века сеньоры Санлиса построили здесь замок, позже разрушенный во время крестьянского восстания Жакерия.
Когда подходишь к замку, понимаешь, что природа здешних мест не могла не привлекать и для замка было выбрано красивое место на воде, которая была в те неспокойные времена дополнительной преградой врагу. Ров окончательно превратил замок в отдельный остров.
[]
История нынешнего замка начинается с коннетабля Анн де Монморанси. Род Монморанси владел этими местами с 1484 года.
Имя Анн он получил в честь своей крестной, королевы Анны Бретонской. Имя Анна в 16 веке было и мужским и женским, но коннетабля стали называть на мужской манер Анн.
«Главный конюх» короля сделал хорошую карьеру, он стал возглавлять королевскую армию. После итальянского похода 1528 года коннетабль решает построить новый дворец вместо старого замка. Во время походов на Италию завоеватели прониклись новым искусством Ренессанса, король Франциск пригласил во Францию итальянских художников, Анн де Монморанси поручил архитектору Пьеру Шамбижу построить новый замок, а позднее ценитель искусств Монморанси приглашает к себе лучших мастеров своего времени: Жана Бюллана- архитектора, Бернара Палисси, знаменитого своей креативной керамикой, живописца Франсуа Клуэ, скульптора, архитектора, графика Жана Гужона, художника Леонара Лимузена. 7 лет коннетабль был в немилости у короля и эти годы он посвятил своему замку. Жан Бюллан построил рядом второй замок, который назывался Малым или Капитанерией. В эти годы Шантийи обогатился многими предметами искусства, мебелью, коврами, скульптурой и живописью.
Перед замком была в 1894 году поставлена конная статуя коннетабля, который смотрит на своё детище, разросшееся и видоизменившееся за следующие века.
Анн де Монморанси был снова призван ко двору Генриха Второго и одержал победу в битве при Сен-Дени 10 ноября 1567 года между католиками и гугенотами в возрасте почтенном для тех лет – 74 года, но был смертельно ранен.
Далее замок переходит в руки принцев Конде, младшей ветви Бурбонов. Тут можно остановиться, присев на ограду и любуясь замком, и вспомнить о красотке Шарлотте де Монморанси, чья история достойна пера Дюма.
Шарлотта была внучкой коннетабля, дочерью его младшего сына, даже можно по портретам уловить сходство с дедушкой. Юная, 15 летняя Шарлотта стала фрейлиной королевы Марии Медичи и на неё обратил свое благосклонное внимание король Генрих IV. Анри Четвертый (веселый был король, любил вино до черта…) так влюбился, что расторг её помолвку с красавцем Бассоньером и выдал замуж за принца Конде, в надежде, что супруг не будет противиться встречам короля с Шарлоттой. Но не тут-то было, Генрих Конде увез жену куда подальше, аж в Брюссель, под защиту испанского эрцгерцога-наместника Альбрехта. Шарлотту пытались выкрасть, чуть не случилась войнушка с испанцами, но Генрих был убит в собственной карете на улице Феронери, близ дома 11, место отмечено на тротуаре, если кто будет там гулять, может обратить внимание.
Конде всё равно закончил свои дни в тюрьме, замок был временно реквизирован у семьи королем Людовиком 13м, однако Шарлотта была крестной матерью короля Людовика 14го и Анна Австрийская вернула поместья Шантийи. Подарок был сделан на следующий же день после известия о военной победе при Рокруа над испанцами сына Шарлотты Людовика Второго Бурбона, который вошел в историю под именем Великий Конде, несмотря на свой малый рост в 1. 57 сантиметров. Конде тогда было 22 года и он был женат на племяннице Ришелье, молод, но уже полвоводец, прадедушкины гены пригодились.
Итак, с 1643 года Шантийи снова принадлежит роду Конде и «Великий Конде» начинает благоустраивать окрестную территорию с помощью великого садовника Ленотра. Ленотр создал при замке рукотворное озеро и большой парк, в котором проводились грандиозные празднества с участием короля.
Принц Конде не просто сделал замок местом своих праздников, он стал законодателем новой моды, организовав у себя литературный салон, который быстро приобрел невероятную популярность у французской знати.
Работы, как обычно тянулись десятилетиями, и лишь сын принца Конде смог закончить начатое строительство, используя знания и опыт великого архитектора той эры, Жюля Ардуена Мансара.
Внуку, герцогу Бурбону, оставалось только украсить внутренние покои.
Праздники у «Великого Конде» вошли в историю.
С давних пор сложилась традиция, когда король во время охоты или поездок по стране может остановиться у любого из своих вассалов. В замках специально делались покои на случай приезда короля. Не всегда эти поездки хорошо заканчивались, посещение королем Воль-Виконта навело Людовика на мысль, что слишком уж шикарно живет его интендант Фуке. И месяца не прошло, как тот оказался в Бастилии, а его придворные садовник и повар нашли нового хозяина. Ленотр создал парк для Конде и создал Версальский парк для короля.
Ватель вошел в историю как знаменитый устроитель празднеств. Трагические события праздника 23 апреля 1671 года описаны в письме мадам де Севинье. Ватель покончил с собой ударом шпаги, увидев, что ему не хватает продуктов накормить приехавшую знать. По слухам, рыбу не подвезли в должном количестве, а по прихоти сценаристки судьбы эти две недостающие подводы с рыбой въехали во двор как раз в тот момент, когда Ватель пронзил себя.
Франсуа Ватель ( а самом деле Карл Фриц Ватель) родился в Швейцарии в 1631 году, с 8 лет он учился у парижского кондитера Жана Эвелара, а в 22 уже был шеф-поваром у Николя Фуке. В 1663 году перебрался в замок Шантийи и стал там управляющим.
В начале апреля Его Величество сообщил, что удостоит Принца трехдневным посещением в его имение Шантийи, в знак признания его военных заслуг. Для Конде это был шанс реабилитироваться перед Людовиком XIV, он был в опале 8 лет. Франсуа Ватель получает на подготовку лишь 15 дней, чтобы подготовить меню и организовать весь праздник. Ватель принялся разрабатывать последний для себя сценарий празднества.
Началась подготовка к приему Короля-Солнца. В течение 15-ти дней шли работы по подготовке замка, а также перепланировке комнат для приема Короля и его свиты. Строительные работы шли круглосуточно. Конде надеялся добиться окончательного прощения короля, поэтому задуманное грандиозное торжество во славу Людовика XIV должно было быть неподражаемым и восхитить короля и всех его гостей.
Всю эту историю можно посмотреть в фильме «Ватель», снятом в замке Шантийи, и заодно увидеть интерьеры замка.
На празднестве присутствовало более 6 000 гостей, фактически вся знать Франции. Как умудрялись разместить такое количество гостей в замке даже непонятно. Обычно после таких празднеств замки закрывались на «просушку» и уборку территории, так-как туалетов не существовало и 6 тысяч человек за три дня могли напакостить в парке и прямо в замке, тогда это было в порядке вещей, так, что гвардия слуг потом приводила долгое время в порядок апартаменты гостеприимного хозяина.
Ватель должен был обеспечить всей этой ораве четыре трапезы и дополнительно «коласьоны» – перекусы холодными закусками во время балов. То, что сейчас называют словом фуршет. Причем столы, сервированные на природе украшали так, чтобы они вписывались в пейзаж.
Любой современный повар застрелился бы от масштабов задачи еще до праздника, а Ватель еще параллельно организовывал фейерверки и развлечения. К сожалению, он не оставил после себя кулинарных книг, как многие повара, но позже ему посвящали свои блюда, называя его именем то соус, то консоме, а взбитые сливки Шантийи считаются именно его изобретением.
Замок принадлежал принцам Конде еще многие годы. В 1782 году очередной принц Конде принимал в Шантийи графа и графиню Северных. Под таким псевдонимом путешествовали будущий русский император Павел Первый с супругой. И позже отплатил за гостеприимство, приютив у себя на время хозяев Шантийи вместе с полком на время революции.
Шантийи в конце 18 века можно увидеть на гуаши художника Жана-Батиста Лаллемана, которая хранится в замке.
На картине виден Большой замок в таком виде, как он существовал до того, как был разрушен во время революции. Таким, как его возвел Монморанси в 1528-31 годах.
После последнего принца Конде в 1830 году наследником становится герцог Омаль, построивший Большой замок заново.
Новый замок (Шато д’Ангьен) — неоренессансная постройка 1876-80 годов, вольно воспроизводящая архитектурные формы Большого замка. Проектированием Нового замка занимался Оноре Домье; его стиль может быть определён как базар.
Теперь замок Шантийи представляет собой ансамбль из построек разных веков. Слева старая Капитанерия, которая сохранилась несмотря ни на что.
Остальной замок, созданный по мотивам ренессанссных замков, более декоративен. Он украшен обилием балюстрад, скульптурой. Композиция напоминает старые отели 16-17 века, когда стена с воротами закрывает сам замок, что в те времена было не лишним. В 18 веке она уже утратила оборонное значение и стала декоративным элементом фасада замка.
Перед входом бронзовая скульптура собак.
Металлические ограждения теперь тоже больше украшают, чем ограждают от врага.
Замок хоть и отделен водой, но широкий мост обеспечивает всем вход.
Слева от входа копия статуи раба Микеланджело.
Зайдем в уютный двор замка.
Пожалуй, именно здесь можно ощутить в полной мере, что такое французское изящество, неслучайно президент Никсон воскликнул во время посещения замка в 1968 году :» Почему меня семь раз возили в Версаль и ни разу сюда ?»
Конечно, в первую очередь, туда стоит ехать из-за замка, но сейчас посмотрим конюшни Шантийи.
Идем наискосок через луг, на котором паслись лошадки. Чьи – неясно, так-как, с одной стороны, тут же раскинул свой шатер передвижной цирк.
С другой – Шантийи известен своими скачками на два приза.
Лошадки здесь повсюду.
Утро с заморозком, солнечно и красиво.
Вдалеке виднеется здание, которое можно легко принять за дворец, так оно велико и красиво, но это конюшни. Часовня самого замка справа подальше.
Скачки проводятся здесь не случайно, история города связана с лошадьми. Первый хозяин замка был коннетабль Анн де Монморанси.
Кто такой коннетабль? Так в эпоху Каролингов назывался начальник королевских конюшен – сomte de l’étable. Постепенно «главный конюх» стал заметной фигурой в окружении короля – ему поручалась организация королевских поездок, а начиная с XIV века коннетабль заменил собой сенешаля и стал возглавлять королевскую армию.
Следующие владельцы – принцы Конде были заядлыми лошадниками и охотниками. Сохранилась даже легенда: один из герцогов был уверен в том, что его душа возродится в лошади.
В 1717-1735 годах, на просторной лужайке, расположенной с южной стороны Большого замка, по плану архитектора Жана Обера возводятся знаменитые конюшни, которые по праву считаются шедевром французского зодчества XVIII века. В отличие от Большого замка, разрушенного во время революции конца XVIII столетия, здание конюшен почти полностью сохранило свой первоначальный облик, за исключением, венчавшей центральный купол свинцовой фигуры Славы, утраченной в 1792 году.
Главный корпус, протянулся на 186 метров.
Три монументальных павильона словно символизируют тройку коней. В центре здания доминирует богато орнаментированный портал, верхнюю часть которого заполняет картуш, обрамленный консолями и свисающими цветочными гирляндами, над которыми расположен тимпан с рельефом, изображающий лошадей. Венчающий его карниз украшен крылатыми фигурами, несущими герб Конде, со скульптурами львов по сторонам. Жан Обер, удачно сочетавший в себе дар архитектора, декоратора и рисовальщика прекрасно соединил архитектуру здания с декором. Рустовка, глубокие проемы окон, оживляющие плоскость стен, рождают динамичную игру света и тени.
Перед конюшнями стоит памятник герцогу Орлеанскому.
Скульптура очень оживляет фасады конюшен.
С одной стороны Диана -охотница.
С другой – кавалер, ровесник конюшен.
Крыша украшена люкарнами.
Музей лошади, который сейчас располагается внутри старых конюшен, можно посетить, сейчас здание принадлежит Ага-хану четвертому, который вложил много денег в его реставрацию.
http://tursputnik.com/