Как известно, любая вещь стоит столько, сколько Вам за неё платят.Что и как именно влияет на коллекционную цену монет? Почему одни монеты не стоят почти ничего, а другие, вроде бы аналогичные им, иногда продаются через аукционы по «космическим» ценам? Этими вопросами задаются не только случайные владельцы монет, когда перед ними возникает задача их продать, но и опытнейшие профессионалы в этой области.
[]
В любой стране с более или менее свободной рыночной экономикой существует нумизматический рынок. В действительности, на рынке коллекционных монет, как и на любом другом рынке, цены определяет спрос и предложение. И в этом смысле здесь нет ничего нового или необычного. Но от чего же зависит спрос и предложение монет и как понять, сколько стоит та или иная монета и почему?
Нумизматическая или коллекционная цена – это разница между ценой металла или номиналом монеты и той стоимостью, которую можно получить за неё, продав её специалисту по нумизматике. На самом деле, существует очень большое количество факторов, влияющих на профессионально определяемую коллекционную цену монет. Каждый из этих факторов, имеющих свою специфику, по-своему оказывает воздействие на цену. В зависимости от продолжительности их воздействия на нумизматический рынок все эти факторы достаточно чётко можно разделить на две группы: постоянные и временные факторы.
К наиболее важным «постоянным» факторам, прежде всего, относятся следующие:
Редкость – это вероятность появления монеты в продаже на рынке. Чем меньше встречается какая-либо монета на нумизматическом рынке или на руках у населения, тем выше уровень конкуренции между коллекционерами, желающими иметь такую монету, и тем соответственно выше её цена. Если какая-то монета появляется в продаже на общемировом рынке лишь один раз в несколько лет, то это однозначно говорит о том, что она редкая. И на каждый экземпляр такой монеты приходится множество коллекционеров и инвесторов, которые хотели бы её приобрести для своей коллекции или инвестиционного портфеля, что приводит к огромной цене на эту монету. А если монета, известная в многомиллионном количестве, постоянно попадается на рынке, и на каждого человека, собирающего такие монеты, приходится много её экземпляров, то нет ничего удивительного в том, что такая монета почти ничего не стоит.
Однако влияние этого фактора на цену монет наглядно проявляется при сравнении цен лишь на достаточно близко соответствующие друг другу монеты (например, на монеты одной страны, одного номинала, одного типа, из одного металла и т. д.). Кроме того, бессмысленно пытаться понять ценообразование на рынке монет исходя лишь из одной их редкости, то есть без учёта таких факторов как, например, их состояние, популярность и т.д., о которых речь пойдёт ниже. Из-за стремительной глобализации и вовлечения в общемировой торговый оборот (а значит, и глобальный нумизматический рынок) всё новых государств мира, представления специалистов об истинной редкости многих монет могут со временем несколько меняться. Вероятно, это в меньшей степени относится к «безусловным раритетам» то есть монетам исключительной редкости, известным лишь в единичных экземплярах.
Состояние (или степень сохранности) тоже является очень существенным критерием, определяющим коллекционную цену монет. С годами влияние этого фактора на цену монет только растёт, что находит отражение, например, в постоянном усложнении и уточнении общепринятых стандартов оценки сохранности монет. Если ещё в середине XIX века специалисты различали от силы две-три степени состояния монет, то сегодня передовые нумизматы знают уже семьдесят таких градаций в соответствии со шкалой У. Шелдона. Из-за интенсивного обращения, монет в плохой сохранности дошло до наших дней существенно больше, чем хорошо сохранившихся экземпляров. Чем лучше сохранилась монета, тем дороже она стоит. Причём в некоторых случаях это влияние может быть настолько велико, что оно «затмевает» собой редкость монеты. То есть иногда достаточно часто встречающаяся монета, но в исключительном состоянии, может стоить дороже гораздо более редкой монеты, которая плохо или всего лишь посредственно сохранилась. Некоторые монеты, которые являются сами по себе совсем нередкими, очень тяжело найти в определённой сохранности. В тоже время есть и такие монеты, которые будучи редкими, если и попадаются, то в хорошей сохранности. Например, такие редкие, но никогда не ходившие, российские монеты как 15 копеек 1899 ЭБ, 20 копеек 1901 АР или 25 копеек того же года, весь биллон 1913 ЭБ, встречаются обычно в прекрасной сохранности (все они были отчеканены только по технологии Proof). А, например, такие, казалось бы, нередкие монеты как 3 копейки 1907 или 15 копеек 1896 очень тяжело встретить хотя бы в состоянии XF. Вероятно, в полированном исполнении Proof эти две монеты можно встретить даже немного чаще, чем в состоянии XF в обычном исполнении (то есть из обращения). Исходя из выше изложенного, помимо «абсолютной редкости» вполне имеет право на существование и такой термин как «редкость по состоянию».
Популярность монеты – это её востребованность со стороны собирателей, которая не связана напрямую с её редкостью. Это очень специфический фактор, который не всегда легко объяснить с позиций логики или экономики, но тем не менее его влияние на цену может быть очень велико и многогранно. Так, например, в любой стране самыми популярными и востребованными являются свои национальные монеты (во Франции – французские, в России – российские и т. д.). Из-за того, что в богатых странах монеты собирает гораздо больше людей с большими деньгами, чем в бедных странах, получается, что в мировом масштабе самыми популярными, а значит и дорогими, оказываются именно монеты богатых стран. Если говорить об отдельных группах монет внутри нумизматического наследия какой-либо страны, то здесь, в первую очередь, можно отметить следующее. Видимо, самыми популярными, и, следовательно, дорогими среди монет любой страны являются так называемые «типовые редкости». К ним относят монеты, тип которых чеканился непродолжительное время (особенно, если один год). В России, например, к таковым относится серебро 1741 года Ивана VI, серебро и золото 1762 года Петра III, памятные рубли XIX – начала XX веков. Монеты, которые известны не только в одном году, и являются редкими лишь из-за своей даты выпуска, обозначения монетного двора, инициалов минцмейстера или их сочетания, на самом деле уже не столь популярны как «типовые редкости». Наконец монеты, являющиеся редкими всего лишь по мелкому варианту штемпеля, ещё менее популярны. И чем более мелкой и трудно различимой является та или иная штемпельная разновидность монеты, тем менее популярной, а значит и менее дорогой, она является (зачастую несмотря на свою истинную редкость). Такое положение вещей существует во многом оттого, что весьма немногие коллекционеры могут себе позволить роскошь собирать монеты по всем (в том числе мелким и мельчайшим) вариантам и разновидностям. Из-за нехватки денег на покупку и времени на изучение и поиски нужных монет, многие собиратели ограничиваются собиранием монет «по годам», то есть без включения в свою коллекцию разновидностей. И наконец, видимо, ещё больше людей собирает монеты просто «по типам», то есть без хронологической «погодовки». Вот почему «годовые» редкости уже не так востребованы на рынке как «типовые», а «разновидности» в свою очередь востребованы ещё меньше, чем «погодовка», так как в их приобретении заинтересован ещё более узкий круг собирателей.
Существует и много других «критериев популярности» коллекционных монет у нумизматов, и описать все эти критерии не представляется возможным. Так например, большой популярностью обычно пользуются монеты с незаурядным и высокохудожественным внешним оформлением, например, многие портретные монеты России. Монеты, связанные с какими-либо важными и значимыми событиями в истории страны также могут быть весьма популярны среди собирателей, что отражается на их ценах. Например, в Польше весьма ценятся монеты Польского Восстания 1831 года, которые на самом деле попадаются достаточно часто. Всё вышесказанное на практике порой приводит к тому, что очень популярная или «модная» среди собирателей, но при этом не слишком редкая монета может стоить дороже очень редкой, но «непопулярной» монеты.
Номинал монеты также является фактором, который может оказывать достаточно существенное влияние на её цену. Общее правило состоит в следующем – при прочих равных условиях (одинаковые редкость, состояние, металл и т. д.) чем выше номинал монеты, тем выше её коллекционная цена. Это связано с тем, что каждая старая монета, дошедшая до нас, сохранилась благодаря тому, что была когда-то кем-то «припрятана», то есть на долгое время выведена из оборота. А это означает, что та сумма денег, которую представляла собой монета (то есть собственно её номинал) была надолго «заморожена» и лежала «без пользы и процентов» многие годы. И само собой разумеется, что чем выше номинальная стоимость монеты, тем большие издержки нёс тот, кто «отложил» её, вместо того, чтобы в своё время потратить на свои нужды или пустить в бизнес. И естественно монет крупных номиналов было отложено или припрятано меньше потому, что «чем человек зажиточнее, тем он реже встречается». Всё это означает, что сравнительно нередкая монета высокого номинала может порой стоить дороже гораздо более редкой монеты мелкого номинала.
Металл, из которого была изготовлена монета, также влияет на её цену. Это влияние аналогично тому, которое оказывает её номинал. То есть чем дороже металл, тем выше цена. Так например, достаточно часто встречающаяся золотая монета может быть дороже существенно более редкой серебряной или никелевой.
Возраст или период выпуска монет, как это ни странно, оказывает весьма незначительное влияние (если вообще оказывает) на их коллекционную цену. Некоторые очень распространённые античные монеты, которым более двух тысячелетий, сегодня, например, могут стоить меньше некоторых монет XIX века.
По своему значению где-то между «постоянными» и «временными» факторами можно поставить и такой своеобразный фактор как «территориальный». Смысл его заключается в том, что одни и те же монеты в различных регионах мира (а иногда даже в разных частях одной крупной и при этом отсталой и бедной страны) могут иметь совершенно неодинаковые цены. Объясняется это достаточно просто – причина такого положения вещей заключается в неодинаковом уровне развития стран мира (а порой и разных регионов одного государства) и различных уровнях доходов у людей, живущих в них. И как следствие, это приводит к тому, что в одних частях мира существует обширный и глубокий профессиональный рынок монет, с многолетними традициями и большим количеством состоятельных участников, а в других уголках Земли, где многим людям приходится думать лишь о пропитании, у людей нет ни хороших монет, ни денег на их покупку, ни желания чего-либо коллекционировать. Другими словами, редкость, популярность, спрос, предложение, а значит и цена одних и тех же монет в разных местах могут отличаться. Однако по поводу этих явлений можно сказать еще и следующее. Этот «территориальный» фактор сейчас больше влияет на цену достаточно недорогих монет, затраты на транспортировку или пересылку которых сопоставимы (а иногда и превышают) цену самих монет. Дело в том, что с небывалым развитием информационных технологий и проникновением Интернета даже в самые бедные места на планете, люди могут легко, быстро и дешево получать актуальную информацию о ценах (включая результаты аукционных торгов) на абсолютно любые монеты и использовать эту информацию при продаже (в том числе и через Интернет) своих собственных монет. С другой стороны, пользуясь услугами интернет-магазинов и интернет-аукционов, коллекционеры из любой глуши могут купить для своих коллекций практически любые монеты, которых отродясь не встречалось в их местах. Иными словами, по мере усиления мировой глобализации и её влияния на рынок монет, воздействие «территориального» фактора на цену монет постепенно снижается, особенно это относится к цене более или менее дорогих монет. То есть цены на более или менее дорогие монеты (которые имеет смысл перевозить или пересылать туда, где они стоят дороже) во всём мире выравниваются – там, где они были переоценены, они быстро дешевеют, а где недооценены – быстро дорожают. Сейчас цены на многие популярные монеты, кроме совсем дешёвых, стали не только почти одинаковыми везде и всюду - они ещё и меняются в ту или иную сторону практически одновременно во всех частях света, подобно тому, как повсюду почти одновременно падают или растут фондовые рынки или недвижимость. Например, когда качественные российские и китайские монеты в период примерно с конца 1990-х годов и до нового мирового финансового кризиса очень безудержно дорожали – их подорожание происходило одновременно везде от Австралии и Гонконга до Германии и США. А когда этот бум угас, коррекция цен на русские и китайские монеты началась одновременно повсюду, включая саму Россию и Китай. Таким образом, глобализация (за счёт включения в торговый оборот всё новых стран и регионов мира) приводит не только к выравниванию ситуации с ценами на монеты в разных концах земного шара и повышению прозрачности всего мирового рынка монет, но и к уточнению и исправлению большого объёма имеющейся информации о действительной редкости тех или иных монет, пересмотру ряда теоретических позиций авторами нумизматических каталогов, обнаружению ранее неизвестных монет и т.д.
«Временные» факторы хотя и могут носить локальный характер и иногда затрагивают лишь определённую группу монет или отдельный сегмент рынка, всё же порой способны оказывать весьма значительное и продолжительное влияние на цена монет. К «временным» факторам следует относить любые изменения спроса и предложения, в основном, не связанные со всеми вышеперечисленными «постоянными» факторами.
К таким факторам, способным вызывать значительные перепады в настроении участников рынка нумизматики и фундаментально менять спрос и предложение, относится, в первую очередь, общая макроэкономическая ситуация в стране (а в связи с постоянно растущей степенью глобализации мировой экономики, также и ситуация в мире в целом).
Сильный экономический рост, низкая безработица и достаточно высокая инфляция – вот факторы, способные вызвать настоящую радужную эйфорию или полный экстаз на рынке монет, особенно когда эти факторы сочетаются одновременно и действуют на протяжении нескольких лет подряд. Так например, благодаря сочетанию всех этих факторов в период с 1998 по 2007 год (промежуток между финансовым кризисом в азиатско-тихоокеанском регионе и началом новых крупных проблем в глобальной экономике) совершенно беспрецедентно выросли в цене многие китайские монеты. За то десятилетие многие монеты Китая по-настоящему высокой редкости практически полностью исчезли с рынка, а несколько более рядовой, но качественный с точки зрения сохранности нумизматический материал стал дороже в 10 – 30 раз. Похожая ситуация наблюдалась и с нумизматикой России в период с примерно 2000 по 2008 год. Рост благосостояния населения и денежной массы при сильном рынке труда вызвали тогда настоящий инвестиционный бум, в том числе и в нумизматике.
Экономический спад и рецессия, высокая безработица, очень низкая инфляция и особенно дефляция – вот факторы, которые наоборот способны не только вызвать длительный застой нумизматического рынка, но и весьма значительное по масштабам, а также продолжительное по времени снижение цен монет.
А вообще, как показывает практика, чем более молодым и незрелым является национальный рынок монет какой-либо страны, тем более резкие колебания спроса и предложения, а значит и цен на монеты этой страны могут происходить. Поэтому, видимо самыми доходными с точки зрения инвестиций (но и в тоже время самыми рисковыми) могут считаться монеты так называемых развивающихся стран, так как их цены в небольшом (краткосрочном) масштабе времени подвержены наибольшей волатильности. А самыми надёжными (но при этом не слишком доходными) будут инвестиции в монеты высокоразвитых и богатых стран со стабильным и давно существующим рынком монет, который не подвержен очень резким и частым перепадам цен.
Вместе с тем необходимо отметить, что всё вышесказанное о «временных» факторах, влияющих на цены монет, главным образом, справедливо для тех монет, которые не являются крайне редкими и потому исключительно дорогими. Что же касается самого верхнего «топового» или элитного сегмента нумизматического рынка, то эта часть рынка, хотя и насчитывает весьма небольшое количество участников (как коллекционеров, так и дилеров), оперируя огромными суммами денег, живёт по своим, совершенно другим законам. Из-за некоторых своих особенностей эта, обычно резко обособленная, часть монетного рынка заслуживает отдельного рассмотрения.
Для этой части рынка характерны несколько иные принципы ценообразования и как это ни странно, видимо, более стабильный баланс между спросом и предложением. Так например, в кризисные моменты суперкачественный элитный нумизматический материал обычно не падает в цене, а лишь на какое-то время приостанавливает свой рост. Это связано с тем, что любой рынок (в том числе и нумизматический) устроен так, что на нём любой товар, в конечном счёте, попадает в руки к тому из участников рынка, который способен заплатить за него максимально возможную цену. На рынке «товаров народного потребления» - это потребитель, то есть тот, кто купил вещь для собственного использования, а не для перепродажи. А на рынке монет «конечный потребитель» – это всегда богатый коллекционер или инвестор, способный заплатить за интересующую его редкую монету не просто высокую, а «самую высокую и ещё выше» цену. Это означает, что практически все монеты исключительной редкости на самом деле принадлежат не случайным «коллекционерам-любителям», а по-настоящему богатым людям, купившим их в своё время далеко не на последние деньги. На зрелом, цивилизованном и устоявшемся профессиональном рынке монет в развитых странах - там, где распространена сертификация и «слабирование» монет, существуют чёткие стандарты оценки состояния монет и в сферу нумизматики вовлечено довольно много людей и денег, – нередко в качестве покупателей супердорогих монет на аукционах могут выступать не только частные лица, но также банки и инвестиционные фонды. И в отличие от «нумизматов-любителей», все эти крупные и профессиональные покупатели супер-монет, хорошо «зная тему» и имея кучу денег, обычно вкладывают их в нумизматические раритеты на длительный срок (нередко исчисляемый десятилетиями). И срочная («экстренная») продажа этих монет в их планы обычно не входит. Вот почему, какая-либо монета, известная, скажем, всего лишь в нескольких экземплярах, и которая появлялась в продаже на глобальном нумизматическом рынке лишь один раз в 10 или 20 лет в благополучные экономические времена, в связи с ухудшением ситуации в экономике, скорее всего, предлагаться к продаже чаще не станет, а потому и не подешевеет в цене.
Более того, в тяжёлые времена депрессии и полной неопределённости в отношении дальнейших перспектив экономики, иногда даже отмечается некоторое повышение интереса со стороны инвесторов и коллекционеров к особо ценным качественным монетам исключительной редкости. Это объясняется тем, что когда богатые люди ни в чём не уверены, они предпочитают обращаться к «вечным ценностям» премиум-класса.
Таким образом, цены монет исключительной редкости практически никогда не снижаются – они могут либо расти в благоприятные времена, либо (в кризисные и неудачные годы) стабилизироваться на ранее достигнутых высотах. Однако, несмотря на то, что в краткосрочном масштабе времени цены монет не очень большой редкости или совсем распространённых монет могут колебаться как вверх, так и вниз, в более крупном, долгосрочном масштабе времени (на протяжении нескольких десятков лет и более) цены всех без исключения монет только растут, так как с годами постепенно повышается их редкость.
Это лишь некоторые и наиболее важные факторы, оказывающие влияние на стоимость «объектов страсти» нумизматов. Существуют и другие факторы. Кроме того, не стоит забывать и о том, что «всё течёт и всё меняется». Рынок монет также меняется с годами вместе с этим миром. И эти изменения не могут не оказывать своего влияния на ценообразование. Сегодняшний нумизматический рынок - уже не тот, который был вчера, а тем более позавчера, и не тот, который будет завтра.
Автор: anatolyi2004
|