Задача исполнения наказаний в человеческом обществе возникла практически одновременно с понятием «преступление». В древнейшие времена преступлением считалось грубое нарушение определенных обычаев человеческой общины, в первую очередь – умышленное убийство своего соплеменника.
[]
Око за око, зуб за зуб
Ван Гог. «Прогулка заключенных». 1890 год
Как именно наказать преступника, определял вождь племени, а позже – совет старейшин. Исполняли наказание, как правило, родственники потерпевшего, которые в этом случае руководствовались очень распространенным в древности обычаем кровной мести.
Впоследствии смертную казнь все чаще стали заменять другими видами наказания – например, изгнанием из племени или поселения, привязыванием к дереву в качестве жертвы для диких зверей, оставлением на берегу моря, чтобы приговоренный утонул при наступлении прилива, и так далее. Гораздо позже в некоторых обществах преступников стали лишать свободы, например помещать в ямы-ловушки для зверей. Однако в то время так обычно поступали непосредственно перед исполнением смертной казни.
При разложении первобытно-общинного строя и позднее в деле исполнения наказаний очень часто стали применять принцип талиона (от латинского talio – «возмездие»), то есть кару равноценным действием, по древней формуле: «Око за око, зуб за зуб». Что это значит, проще всего показать на конкретных примерах. Например, если преступник убил свою жертву ударом копья в грудь, то и его полагалось умертвить точно так же. Если виновный нанес соплеменнику тяжкое увечье, отрубив ему руку, то и его в качестве наказания лишали конечности. Если же преступник убил несколько человек разными способами, то и его должны были лишить жизни родственники жертв, используя те же средства.
Позже принцип талиона стал применяться в деле исполнения наказания за другие преступления: например, отрезание языка за богохульство, отсечение руки за кражу, вырезание груди кормилице, виновной в смерти ребенка, кастрация виновного в изнасиловании, и так далее. При дальнейшем развитии человеческого общества принцип талиона вытеснила плата (денежная или имущественная) за причиненный ущерб, что было названо композицией (от латинского compositio – «примирение»). Размеры выплаты при композиции определялись по обычаю или взаимному соглашению.
По законам вавилонского царя Хаммурапи, композиция применялась в тех случаях, когда наносились телесные повреждения лицам из низшей социальной группы, причем размер выплат существенно колебался – в зависимости от общественного положения виновного. В других случаях при исполнении наказаний применялся талион.
Применение принципа композиции для возмездия за большинство преступлений, в том числе за убийство («плата за человека»), стало заменой кровной мести, которая, кстати, и по сей день сохраняется у некоторых народов как пережиток первобытно-общинного строя.
Turma значит «башня»
Кадр из фильма «Граф Монте-Кристо»
Замки как темницы
В древности тюрьмы устраивались для содержания в них не только преступников, но также пленных и должников. В античные времена в темной камере томился древнегреческий философ Сократ. А в римских тюрьмах существовали ужасные подземелья, в которых от заразных болезней погибло огромное количество христиан. Условия содержания там были мучительными для узников: на них накладывали оковы, приковывали цепями стене, и так далее. А римские патриции для наказания своих рабов устраивали особые, частные тюрьмы, куда виновные запирались на ночь. Днем же невольники, закованные в цепи, исполняли свою обычную работу.
В Средние века широко практиковалось заключение пленных, должников, преступников и политически опасных лиц в монастырских кельях, башнях крепостей и рыцарских замков, а также городских ратушах. В частности, именно по этой причине печальную славу места заключения государственных преступников приобрел один из самых известных лондонских замков – Тауэр. Вплоть до начала XIX века он был резиденцией британских монархов и одновременно – политической тюрьмой, где содержались лишь особо важные персоны.
В качестве места лишения свободы в историю Средневековья вошли также темница во Дворце дожей в Венеции и подземелья Нюрнбергской ратуши. А в Швейцарии политических заключенных изолировали от мира в Шильонском замке на Женевском озере. В целом же в феодальных государствах Европы тюрьма являлась не столько местом заключения, сколько помещением для унижений и истязаний противников режима. Собственно, уже само содержание в сырых подвалах древних замков превращалось для заключенных в изощренную и длительную пытку.
Позднее, в XVIII веке, европейские тюрьмы оставались в ужасающем состоянии. Помещения, в которых жили узники, были с низкими потолками, тесными, без доступа достаточного количества света и воздуха. При этом женщины, мужчины и дети чаще всего содержались вместе. Пища заключенным выдавалась крайне скудная – обычно это были лишь хлеб и вода. Постелью для узников почти всегда служили лишь связки гнилой соломы, которые бросали прямо на земляной пол, мокрый от подпочвенных вод. Такими, согласно сохранившимся описаниям, были тюрьмы в Англии и ныне уже не существующая парижская Бастилия.
Тюремный прогресс
Зиндан. Бухара, 1915 год
Одним из наиболее действенных методов воздействия на преступников всегда считалось одиночное заключение. Еще из школьных учебников нам известно, что при многих французских монастырях и крепостях устраивались тесные подземные клетки, в которых человек даже не мог вытянуться в полный рост, причем неугодные местному властителю узники в них содержались годами, как будто их погребли заживо. О другом варварском способе содержания особо опасных государственных преступников во Франции многие знают из полулегендарной истории о человеке в железной маске, из-за которой даже тюремщики не могли видеть лица узника до самой его смерти. Согласно наиболее распространенной версии, подобным образом от внешнего мира был изолирован брат-близнец короля Людовика XIV. Однако различные историки в качестве кандидатов на роль человека в железной маске называют целый ряд известных в то время общественных деятелей, борцов против королевского режима абсолютизма.
Через сотню лет после царствования «короля-солнца» к мысли об исправительном значении полной изоляции арестанта от общества пришли американские квакеры с их суровым религиозным чувством. В 1790 году в Филадельфии (США) была впервые построена тюрьма с 30 одиночными камерами, куда водворялись опасные преступники для покаяния перед Богом. Лишь один раз в сутки арестантов выводили во двор для прогулки. В 30-е годы XIX века за океан из ряда европейских государств направлялись профессионалы, в задачу которых входило доскональное изучение основных тюрем США. После такого обмена опытом многие европейские казематы стали специализированными и были разбиты на отдельные категории – в зависимости от пола и возраста арестантов, а также от тяжести совершенных ими преступлений. Из общего числа учреждений стали выделяться дома предварительного заключения, смирительные дома, долгосрочные, краткосрочные, каторжные, военные и женские тюрьмы, а также места заключения для малолетних преступников и несостоятельных должников.