История коллекционера и мецената
«Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника...» Павел Третьяков, русский меценат.
[]
Выходец из знаменитого купеческого рода; удачливый предприниматель, выше всего на свете ценивший искусство, Павел Третьяков был готов заплатить огромные деньги за коллекцию туркестанских картин Верещагина для того, чтобы сразу после покупки подарить их Московскому училищу живописи или обществу любителей художеств, указав предварительно, что единственным условием «сделки» будет доступность картин для публичного просмотра.
В конце XIX века его непрофессиональное мнение в одиночку составляло достойную конкуренцию предпочтениям целой Академии художеств, и время показало, что выбор, который делал Третьяков для своей коллекции, всегда оказывался верным, а тогдашние фавориты воевавшей с напористыми передвижниками Академии сыграли не самую важную роль в истории развития русского искусства.
Начало служения
В мае 1856 года Павел Михайлович Третьяков впервые приобрел для своей коллекции две картины русских художников - «Искушение» Николая Шильдера и «Стычку с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Историки искусства полагают, что именно это событие можно считать первым шагом к открытию Третьяковской галереи.
Николай Шильдер - «Искушение», 1856
Василий Худяков - «Стычка с финляндскими контрабандистами», 1853
Работа для потомков
Собирая картины для своей галереи, Павел Михайлович Третьяков полагался исключительно на собственный художественный вкус и способность отличить подлинное произведение искусства от претенциозной поделки. Само собой, его мнение по поводу многих картин неоднократно оспаривалось его современниками, однако, сломить волю Третьякова было невозможно. Убежденный в том, что собирает коллекцию произведений искусства не для себя, а для потомков, Третьяков был несгибаем - он не гнался за сиюминутной актуальностью тем приобретаемых им полотен, его не интересовала техника, в которой они были выполнены - он слушал только свое сердце.
«Мой отец давно объявил мне, <...> что все мои медали и звания не убедят его в том, что я «готовый художник», пока моей картины не будет в галерее Павла Михайловича Третьякова...» - вспоминал великий русский художник Михаил Нестеров.
Михаил Нестеров - «Пустынник», 1888
Константин Коровин - «В лодке», 1888
Портретная галерея
Известно, что особенно нежные чувства Павел Михайлович Третьяков питал к портретной живописи. Среди прочего, это выражалось в том, что знаменитый коллекционер мечтал собрать в своей галерее как можно больше портретов его выдающихся современников. Такие картины Третьяков заказывал своим любимым художникам и невероятно радовался, если удавалось уговорить позировать кого-то из тех «моделей», кто раньше предпочитал отказываться от сотрудничества.
Особенно непросто было найти общий язык со Львом Николаевичем Толстым. Иван Крамской предпринимал попытки сладить с гением в течении нескольких лет, и лишь в 1873 году автор «Войны и мира» все-таки сдался напористому передвижнику.
«... я так и думал, что только Вам и удастся убедить неубедимого - поздравляю Вас!» - писал Третьяков в письме Крамскому.
Иван Крамской «Портрет Л.Н. Толстого», 1873
Иван Крамской - «Н.А. Некрасов в период «Последних песен», 1877-1879
Василий Перов - «Портрет Ф.М. Достоевского», 1872
Карл Брюллов - «Портрет И.А. Крылова», 1839
Заработки и благотворительность
Семья Третьяковых
Родившись в обеспеченной купеческой семье, Павел Михайлович Третьяков продолжил дело отца и совместо с братом Сергеем строил бумагопрядильные фабрики, работа на которых кормила несколько тысяч человек. Кроме того, Третьяков управлял несколькими магазинами и занимался благотворительностью - на его попечении находилось Арнольдовское училище для глухонемых и Православное миссионерское общество. Все остальное время знаменитого мецената было посвящено галерее - доходило даже до того, что Третьяков лично развешивал картины в ее залах и принимал участие в строительных работах. Состояние Третьякова на момент его смерти равнялось без малого 4 миллионам рублей.
Официальное открытие галереи
Проект фасада Третьяковской галереи
Официальное открытие Третьяковской галереи состоялось 15 августа 1893 года.
К этому моменту галерея уже въехала в купленный семьей Третьякова дом в Лаврушинском переулке, однако, коллекция картин пополнялась так быстро, что помещений начинало не хватать и новые залы в экстренном порядке пристраивались к жилой части особянка. Пристройки осуществлялись вплоть до 1892 года, а в 1904 году у галереи появился ее знаменитый фасад, разработанный художником Виктором Васнецовым.
http://cyrillitsa.ru
|