Пекинская (Бейджинская) перегородчатая эмаль, или «Цзинтай Лань» —
одно из традиционных достояний китайской культуры. Выполненные в этой
технике изделия всегда были признаком богатства и высокого социального
статуса, и служили китайским императорам в качестве дворцовой и храмовой
утвари, предметов обихода.
Сегодня мы побываем на фабрике перегородчатой эмали, расположенной в
пригороде Пекина, и посмотрим, как создаются эти уникальные изделия.
[]
Искусство перегородчатой эмали зародилось еще в Древнем Египте, позже
распространившись в Византии и на Ближнем Востоке. В период правления в
Китае монгольской династии Юань (1271—1368) техника перегородчатой
эмали попала из Турции в Китай, где получила значительное развитие и
была доведена до совершенства в последующие периоды правления династий
Мин (1368—1644) и Цин (1644—1911).
Название «Цзинтай Лань», что переводится как «Лазурь Цзинтай»,
обусловлено тем, что именно в период правления Цзинтай (1450—1456) в
пекинских мастерских наладили наиболее массовое производство изделий из
перегородчатой эмали. Основным цветом был синий, он же лазурит.
На протяжении сотен лет, наибольшее развитие получила именно
Пекинская техника эмали, что неудивительно — ведь расположенный в Пекине
императорский «Запретный Город» был основным местом применения для
данных изделий. Из-за высокой стоимости и особого статуса, позволить
себе изделия из перегородчатой эмали могли только самые богатые и
приближенные к императору люди, вдобавок жившие в императорском дворце.
В двадцатом веке, с годами развития технологии и увеличением спроса,
значительно увеличилось и количество специалистов по эмали, открылись
новые производства. Некогда недоступные большинству изделия из
перегородчатой эмали сейчас по-прежнему очень дороги, но все же гораздо
доступнее, чем в императорские времена.
Высокая стоимость эмалированных изделий обусловлена практически
полным отсутствием механизированных операций — каждое изделие
изготавливается вручную и является уникальным.
Первым делом, из тонких листов меди или латуни (в самых дорогих
изделиях, вместо меди используется серебро или золото) выковывается
заготовка:
Прижимая лист к чугунной болванке, легкими ударами молоточка мастер
придает изделию первоначальную форму. После чего изделие проходит
начальную шлифовку, чтобы убрать все заусенцы и неровности:
После этого на заготовку наносится сложный рисунок, согласно заранее созданному тканевому шаблону.
Затем приходит время нанесения границ рисунка, тех самых перегородок
(отсюда и пошло название — «перегородчатая эмаль»). Перегородки
изготавливаются из тонкой медной или латунной ленты шириной от 1 до 3
мм. Мастер нарезает проволоку на кусочки, после чего изгибает ее по
форме элементов рисунка:
Каждая перегородка бережно прикрепляется к изделию при помощи специального клея:
На каждой вазе таких перегородок — сотни:
Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника,
не поддающаяся механизации. Учитывая сложность рисунка, трудно
представить себе трудоемкость и кропотливость данного процесса.
Когда основа рисунка создана, изделие посыпается припоем из тщательно размельченных, в идеале, серебряных опилок:
После этого изделие направляется в печь. В процессе обжига клей
выгорает, а припой равномерно распределяется по поверхности, надежно
фиксируя перегородки.
Затем приходит время раскраски. Эта операция также выполняется вручную:
Ячейки между перегородками при помощи специальных пипеток заполняются
эмалями из порошкообразного стекла, смешанного с различными минералами.
Для получения смешанных цветов, ячейки требуется заполнять по 3-4 раза.
В зависимости от сложности рисунка и насыщенности цветовой гаммы,
процесс «раскраски» может занимать до 6-8 часов:
По завершению заполнения пространства между перегородками, изделия
подвергаются повторному обжигу в угольной печи в течение 10 минут при
температуре 600-700 градусов Цельсия. Поскольку эмаль усыхает при
запекании, повторять нанесение и обжиг приходится несколько раз:
Мастер инспектирует получившиеся после обжига изделия. Почти готово!
После обжига изделие направляется на полировку — чтобы убрать все неровности.
Первый этап полировки осуществляется при помощи карборунда (карбида
кремния) с водой, второй — угольной пылью, смешанной с маслом. Свободные
от эмали грани иногда покрываются драгоценным металлом — серебром или
золотом.
После нанесения следует финальная полировка, и готовое изделие направляется напрямую в расположенный тут же магазин.
Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек является
отличительным признаком перегородчатых эмалей. Для изделий, выполненных в
технике «Цзинтай Лань», наиболее характерен природный орнамент с
изображениями зверей и птиц:
Как говорил Цзао Шао, знаток искусства времен Минской династи,
«Только женщины могут позволить себе пользоваться этими шедеврами в
хозяйстве, истинный же благородный муж видит в них лишь объект
восхищения».
Инкрустированный драгоценными камнями чудо-ларец:
Крупнее:
Китайская перегородчатая эмаль сегодня — не только дань традиции, и
важная статья китайского экспорта. Туристы покупают эмаль очень охотно,
поэтому дела в магазине при фабрике идут очень хорошо.
Обилие ручного труда, трудоемкость и длительность процесса
обуславливает крайне высокую по китайским меркам цену. Самая маленькая
вазочка стоит не дешевле 780 юаней — на наши деньги это около 3800
рублей. Эти, 20-сантиметровой высоты, подороже — 898 юаней или 4340
рублей:
Конечно, такие дорогие вазы покупают не каждый день — зато туристы
охотно фотографируют красоту, после чего выбирают себе что-нибудь
попроще. Никто не уходит без покупок!
Один из самых недорогих вариантов изделий с перегородчатой эмалью — крошечная шкатулка:
Торговаться в этом магазине нельзя — а вот потратить кучу денег можно очень легко.
«Сикока-сикока?» Наш китайский сопровождающий и корреспондент радио
«Маяк» с изумлением изучают ценник. Эта огромная ваза высотой более 2
метров обойдется покупателю в 2360000 юаней, т.е. примерно 11.5
миллионов рублей. Зато не хуже, чем у императора!
http://www.fresher.ru
|