Автобус остановился возле низкого, изрядно потертого здания. Это центральный автовокзал Переславля-Залесского, хотя место больше напоминало сельскую автобусную остановку. Как потом оказалось, в этом весь Переславль: одноэтажный, зеленый, тихий, застывший во времени, но при этом очень уютный. Здесь ощущаешь себя как на летних каникулах у бабушки в деревне. Знакома каждая улочка, каждый поворот. Ты переключаешь мозг в режим «на отдыхе» и погружаешься в пушистое, мягкое облако природных звук, запахов и красок.
[]
При всей размытости и неясности этого понятия, на мой взгляд, Переславль — очень «русский» город. И дело не в многочисленных харАктерных музеях: Дом Берендея, Музей утюга, Дом чайника. Его «русскость» проявляется в аккуратных и веселых деревянных домах, с гордостью демонстрирующих приезжим свои филигранные наличники окон. Здесь это не только памятники архитектуры, доживающие свой век в одиночестве или изнывающие под гнетом хозяев, которые не имеют права его снести или что-то изменить. В каждом деревянном доме чувствуется жизнь, которая выплескивается наружу в виде добротно сколоченных досок, с любовью покрашенных ставней, заботливо сохраненной старины.
Русская душа требует простора. В Переславле ей точно есть где разгуляться, на несколько минут оставить немобильное человеческое тело и пролететь по ветру с криком «Эге-гей!». Для этого нужно подняться на невысокую колокольню бывшего Успенского Горицкого монастыря (музей-заповедник Переславль-Залесский) и просто выключить голову, потому что только так взгляд сможет свободно скользить по мягким кронам деревьев, зеркальной глади Плещеева озера и лишь иногда цепляться за купола по-отечески взирающих на эту красоту соборов и церквей.
Русская душа требует искусства. Переславль — муза для художников-пейзажистов. Как бы в подтверждение этого на пригорках возле монастырей, среди берез, на берегу озера в медитативном оцепенении застыли за мольбертами мастера карандаша и кисти. Поэтому совсем не удивляешься, когда узнаешь, что в Переславле есть своя «Третьяковка» — Дом художника, где выставляются работы лучших живописцев этого края. Кажется, что искусству живописи здесь учит сама природа, наглядно демонстрируя сочетаемость цветов и фактур. Даже если имеешь отдаленное представление о рисовании, оказываясь в Переславле, хочется взять кисти и краски и начать творить.
Русская душа требует веры. В Переславле шесть монастырей, из которых четыре действующих. Концентрация достаточно плотная для города площадью 22 кв. км. Наверное, именно поэтому у города такая умиротворяющая энергетика: здесь чувствуешь себя по-домашнему уютно, спокойно, под защитой. Можно даже сказать, что Переславль — это один большой монастырь со своей купелью, Плещеевым озером. Не зря его называют местом силы: вода впитывает молитвы, воздаваемые в окружающих ее храмах, отдавая взамен благодатной энергией.
Никитский, Свято-Троицкий Данилов, Свято-Никольский, Феодоровский монастыри — каждый сам решает, какое место ближе его душе. В этот раз я побывала только в Никитском монастыре, самом древнем в переславском крае. Находится он на окраине, в Никитской слободе. Монастырь издалека встречает белыми каменными стенами и серебристыми куполами и служит мостом, связывающим город и Плещеево озеро. Несмотря на наличие туристов, здесь стоит величественная тишина святого места, которую не способен нарушить человек. А после общения с местными кошками и горячего травяного чая с душистым монастырским хлебом и вовсе чувствуешь себя «своим».
Переславль — небольшой город, и чтобы прочувствовать его «домашнюю» обстановку, лучше слиться с ним, предпочтя пешие прогулки или велосипед, отказавшись от машины и общественного транспорта. Я лишь одним глазом успела посмотреть на этот город, слегка приоткрыв крышку сундука с его сокровищами, но он однозначно оставил после себя нагретое место в моей душе.
http://www.moya-planeta.ru/
|