Петербург состоит из нескольких десятков островов. Естественно, для удобства жителей необходимы мосты. Многие знают, что Васильевский, Каменный, Крестовский –
острова. И Петроградская сторона – такой же остров, и весь Центральный
район (от Адмиралтейства и далее на юг – аж за Московский вокзал).
А для удобства жителей города необходимо, чтобы все улицы
продолжались и «за» бесчисленными каналами и речушками, – для чего и
служат мосты. []
Вначале мосты через речки и речушки были деревянными. Дерева вокруг
было много, оно было дешевым, а камня было мало. Для решения проблемы
мощения улиц и создания каменных набережных был даже принят хитрый указ
царя – чтобы каждый, кто в Питербурх въезжает, приносил с собой камень. С
пешехода – один вес, с конного – другой, с телеги – третий.
Очень скоро речушки Петербурга перестали бескрайне разливаться по
болотам, оказались углублены и резко убавили в ширине, а мосты стали
каменными – сначала те, что на Невской першпективе, а потом один за
одним и все остальные.
Вначале их делали разводными, дабы не мешать проходу судов по
судоходным рекам. Но со временем из камня их стали делать достаточно
высокими, чтобы лодки и небольшие суда того времени могли проходить под
ними без проблем – а больших кораблей там и не ждали, слишком уж мелкими
были те речушки.
Речки, протекавшие в пределах Питера, приводились в порядок,
углублялись и помещались в каменные берега. Утверждают, что самый первый
мост – Аничков, построенный солдатами подполковника Аничкова в 1716
году на пересечении Невской першпективы и Безымянного Ерика, имел в
длину 200 метров, настолько заболоченным был тогда Безымянный Ерик.
Со временем стараниями людей Фонтанка приобрела тот вид, какой она
имеет сегодня, и последний Аничков мост, каменный и широкий, украшенный
конями Клодта, – намного короче своего деревянного пращура (и намного
шире).
Когда мосты стали делать из камня – даже через Фонтанку они
получались многопролетными. Их делали разводными, так как Фонтанка тогда
была судоходной. Такой, например, мост Ломоносова. Это какая-нибудь
Лебяжья Канавка позволяла создание над ней однопролетных каменных
мостов, под которыми могут проскочить только разве что лодка или катер.
Парусникам такой мостик полностью блокирует дорогу.
Все новейшие придумки в мостостроении вскоре использовались и в
Петербурге. В начале XIX века в Петербурге появились первые чугунные
мосты. После всех возможных переделок через Мойку до сих пор переброшены
«чисто чугунные» Красный, Зеленый и Синий мосты. Синий мост – самый
широкий в Европе, ширина его составляет 97 метров. Он расположен на
Исаакиевской площади и кажется не мостом, а просто частью площади,
настолько он широкий. А назвали так мосты по цветам, в которые они
окрашены для предохранения от коррозии.
...Да, совсем забыл! В Питере до сих пор сохранились даже деревянные
мосты. Например, мосты Петропавловской крепости. Иоанновский мост, по
которому можно попасть в Петропавловку от Кировского проспекта. Время от
времени на нем заменяют доски настила. Хоть туда почти никто не
въезжает на автомобилях, но в крепость и из крепости всегда такой поток
народа, что доски стираются очень быстро...
И второй мостик из Петропавловки – тот, что возле Зоопарка, – тоже
деревянный. Почему никак не соберутся переделать мосты в бетонные или
чугунные либо покрыть износоустойчивым асфальтом или бетоном? Не знаю.
Может быть, это традиция? Ну, как где-то – «Овсянка, сэр!»?
«ШколаЖизни.ру»
|