16 декабря 1761 года был взят Кольберг. Это крепость и порт на побережье Балтийского моря. В годы Семилетней войны дважды безуспешно осаждался русскими войсками: в 1758 году и в 1760 году совместно со шведами. В 1761 году корпусом под командованием Петра Александровича Румянцева в результате третьей по счету, четырехмесячной по продолжительности осады крепость наконец была взята. Мы решили рассказать о пяти самых неприступных крепостях, которые были взяты русскими войсками.
[]
Взятие крепости Кольберг
Крепость Кольберг, как говорилось выше, была взята русскими войсками 16 декабря 1761 года. Это была третья попытка, которая оказалась удачной. В двух предыдущих штурмах русские солдаты потерпели неудачи.
Первая попытка овладения Кольбергом была сделана вскоре после Цорндорфа. Генерал Пальмбах с 10-тысячным корпусом осадил крепость 1 октября 1758 года и смог дойти до рва, овладев прикрытым путем. Для форсирования рва были изготовлены плоты, однако неоднократные попытки взять крепость штурмом потерпели, несмотря на подкрепления, полученные от главной армии, неудачу. Через 13 дней осада была снята. Вторую попытку возглавил генерал Демидов, в распоряжении которого находился 15-тысячный корпус. Одновременно эскадра из 27 линейных кораблей и фрегатов, 17 более мелких кораблей и транспортных судов, а также девять шведских линейных кораблей подвергла город бомбардировке с моря. Одновременно высадился трехтысячный десант для штурма Кольберга с суши. На помощь осажденным Фридрих II направил шеститысячный корпус генерала Вернера. При известии о приближении пруссаков осаждавшие пришли в смятение: часть их спаслась на кораблях, которые тут же отплыли, часть бежала сухопутным путем. Пруссакам досталось 600 пленных, а также шесть брошенных орудий, семь мортир, запасы провианта и боеприпасов. В честь этого события в Пруссии были отчеканены памятные медали.
24 августа 1761 года корпус генерала Румянцева в составе 24 батальонов пехоты, двух драгунских и двух гусарских полков, а также тысячи казаков (всего около 15 тыс. человек) занял позицию к югу от Кольберга. 7 сентября к Кольбергу прибыл соединенный русско-шведский флот в составе 24 линейных кораблей. 11 сентября поступили осадные орудия. 18 сентября Румянцев штурмовал два отдельно стоявших укрепления, одно из которых, на морском берегу, удалось взять, второе, несколько раз переходившее из рук в руки, осталось за пруссаками, стоив русским одними убитыми более тысячи человек. Несколько позже Румянцев послал отряд для нарушения сообщения между Кольбергом и Штеттином, где находились значительные прусские магазины. Тем самым удалось полностью пресечь связь между Кольбергом и Штеттином, сделав невозможным подвоз провианта, боеприпасов и подкреплений защитникам крепости. В то время защищать крепость помогал принц Вюртембергский. Голод и недостаток боеприпасов вынудил его оставить защитников крепости. 11 ноября корпус принца, покинув лагерь, у стен крепости пытался зайти в тыл русским войскам. Эта попытка была пресечена Румянцевым, разделившим свои силы на два корпуса: осадный и наблюдательный. Последний нанес 12 ноября поражение войскам герцога Вюртембергского. Эта победа окончательно решила судьбу Кольберга. Гарнизон оборонялся еще некоторое время, однако 16 декабря вынужден был, истощив запасы продовольствия, капитулировать.
Взятие крепости Нотебург
Шведская крепость Нотебург была взята русскими войсками осенью 1702 года в ходе Северной войны. Сделано это было для того, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю.
Первоначально Петр I планировал «достать Орешек (так называлась древняя русская крепость на месте шведского Нотебурга) по льду» зимой 1702 года. Позже (из-за неподготовленности операции, а также наступившей оттепели) он перенес осаду на осень того же года. Осада готовилась Петром I тщательно и в большой тайне. Лето 1702 года Петр провел в Архангельске будто бы в ожидании предполагаемого нападения шведов. В Архангельск он взял сына Алексея, большую свиту и оттуда вел активную дипломатическую переписку. Противник ни в коем случае не должен был предположить, что целью кампании 1702 года является Нотебург. В ходе тайных махинаций к Нотебургу были переброшены осадные войска.
Утром 26 сентября 1702 года передовой отряд Преображенского полка численностью 400 человек подошел к крепости и начал перестрелку. Еще засветло к ним присоединились два гвардейских батальона. 27 сентября вся осадная армия прибыла под Нотебург. Всего осаждающие имели 12,5 тыс. солдат непосредственно у крепости и свыше 20 тыс. на ближних подступах к ней, 51 осадное орудие, не считая большого количества полевой артиллерии и корабельных пушек с вошедших в Ладожское озеро судов. Русские перетащили волоком 50 судов из Ладожского озера в Неву и взяли укрепление на другой стороне Невы. Попытка шведов отбить его осталась безуспешной. 12 октября была начата бомбардировка, которая частично повредила стены крепости. Однако к 22 октября почти все осадные орудия из-за плохой выучки артиллеристов вышли из строя. По приказу Петра I русские пошли на штурм, так и не пробив полноценных брешей. Кровопролитный штурм 22 октября продолжался с перерывами 13 часов. И шведы в этой битве потерпели поражение. Петр дал шведскому гарнизону самые почетные условия, они свободно могли присоединиться к своим войскам, стоявшим в Нарве. Такая же свобода — уйти куда пожелают или оставаться — была предоставлена всему населению.
Взятие крепости Выборг
Осада Выборга — одно из событий Великой Северной войны. В период многочисленных русско-шведских войн Выборг был основным плацдармом шведских войск, а затем и передовой базой, из которой шведы угрожали только что основанному Санкт-Петербургу. Стремясь его обезопасить, 13-тысячное русское войско обложило шведскую крепость Выборг. После прибытия из Санкт-Петербурга подкрепления и большого количества осадной артиллерии шведский гарнизон Выборга начал вести переговоры о капитуляции и 9 июня 1710 года сдал город.
Еще в 1470-е годы весь город был обнесен каменной крепостной стеной с девятью башнями и двумя бастионами, земляным валом и рвом, наполненным водой. Новгородские князья и русские цари, в том числе Иван Грозный, неоднократно, но безуспешно пытались взять эту крепость. Петр I тоже потерпел здесь неудачу в 1706 году, но это не сломило его решимости, и сразу после полтавской победы он вновь обращает свои взоры к Выборгу.
В сильнейший мороз 16 марта 13-тысячная армия с кавалерией, пушками и обозом выступила с острова Котлин в 130-километровый исключительно трудный поход. Через шесть дней русское войско подошло к Выборгу, быстро очистило всю территорию перед крепостью и приступило к осадным работам. Необходимо было прокладывать траншеи, устанавливать осадные орудия, обустраивать жилье. Сильные морозы и каменистый, смерзшийся грунт, а также постоянный обстрел из крепостных орудий делали эту работу опасной и исключительно трудной. К тому же быстро таяли запасы боеприпасов и продовольствия. Петр I знал о тяжелом положении армии. Он собрал флотилию из 270 судов, загрузил их провиантом, боеприпасами, новыми войсками. Нева в 1710 году вскрылась 28 апреля, и вся флотилия сразу отправилась в путь. Надо было спешить, поскольку шведский флот готовился идти к Выборгу для оказания помощи гарнизону крепости. Петр I сам повел суда через ледовые заторы. На небольшом судне он шел впереди флотилии, указывая путь остальным. Несколько судов получили сильные повреждения от ударов о лед и вернулись. Остальные упорно продолжали свой путь, постоянно рискуя быть затертыми льдом или оказаться у занятого противником берега. Около 10 дней продолжалось это изнурительное и крайне опасное плавание. Вечером 8 мая флотилия подошла к Выборгу. Но впереди было еще одно серьезное препятствие — ведущий к крепости фарватер простреливался шведскими береговыми батареями. Зная, что шведы тоже ждут свою эскадру, Петр I приказал на всех наших грузовых судах поднять шведские флаги, а матросов переодеть так, чтобы они были похожи на шведов. Для большей убедительности с наших судов даже стреляли по русским береговым батареям холостыми зарядами. Эта хитрость полностью удалась. Шведы долго радовались прибывшему подкреплению, а когда обнаружили свою ошибку, открыли ураганный огонь ядрами и картечью, но было уже поздно. Ни одно русское судно не пострадало.
Наши войска были усилены свежими формированиями, получили тяжелую артиллерию для осады крепости, много боеприпасов и продовольствия. Ознакомившись с ходом осадных работ, Петр I лично составил план штурма крепости, предусмотрев тесное взаимодействие армии и флота, сухопутной и морской артиллерии. Русское командование создало у Транзунда укрепленную позицию из бомбардирских судов и береговых батарей, а на фарватере затопили старые суда. Шведская эскадра, прибыв 16 мая в Выборгский залив, не решилась атаковать русские укрепления и ушла. Крепость оказалась заблокированной с суши и с моря. Это подорвало боевой дух защитников Выборга. С 14 мая начались интенсивные работы по завершению всех подготовительных мероприятий. Была завершена прокладка траншей, установлены осадные батареи из 98 пушек и 26 мортир. К 28 мая подготовка к штурму была завершена. Все было готово для решительного штурма, который назначили на 9 июня. Однако штурма не потребовалось. Комендант начал переговоры о сдаче и вручил победителям ключи от крепости.
Взятие Бендерской крепости
В июле — сентябре 1770 года 33-тысячная Вторая русская армия под командованием графа Петра Ивановича Панина осаждала Бендерскую крепость, которую защищал 18-тысячный турецкий гарнизон. В осаде принимал участие полк донских казаков, в рядах которого сражался будущий предводитель казацко-крестьянского восстания Емельян Пугачев. В ночь с 15 на 16 сентября 1770 года после двухмесячной осады русская армия начала штурм крепости. Тем, кто взберется на вал первым, была обещана награда: офицерам — чин через одну ступень, а солдатам по 100 целковых. Атака началась со взрыва «глоб де компрессион» (букв. «сдавленный шар») весом 400 пудов пороха. Крепость была взята после тяжелого и кровопролитного рукопашного боя, причем внутри крепости бои шли практически за каждый дом. Турок было убито 5 тыс. человек, 2 тыс. взяты в плен, 2 тыс. разбежались. Русские потеряли во время приступа более одной пятой всей армии (свыше 6 тыс. человек). Штурм Бендер стал для России самым кровавым сражением в войне 1768–1774 годов.
Взятие крепости Измаил
Штурм Измаила — штурм турецкой крепости после осады в 1790 году русскими войсками под командованием Александра Суворова в ходе русско-турецкой войны 1787–1791 годов. Эта крепость считалась в то время неприступной. Во время осмотра крепости полководец сделал вывод, что она без слабых мест. Как позднее он признался, «на штурм подобной крепости можно было решиться только один раз в жизни». Понимая всю сложность штурма, Суворов дал приказ о тщательной подготовке к атаке. В течение шести дней войска обучались штурмовать макеты высоких крепостных стен Измаила. Рядом с Измаилом, в районе нынешнего села Сафьяны, в кратчайшие сроки были выстроены земляные и деревянные аналоги рва и стен Измаила — солдаты тренировались забрасывать фашинником ров, быстро ставить лестницы, после подъема на стену они быстро кололи и рубили установленные там чучела, имитирующие защитников. Суворов проинспектировал учения и в целом остался доволен: его проверенные войска делали все как надо.
Суворов задумал начать штурм в пять часов утра 22 декабря по новому стилю, примерно за два часа до рассвета. Темнота нужна была для внезапности первого удара и овладения валом; затем же вести бой в темноте было невыгодно, поскольку затруднялось управление войсками. Предвидя упорное сопротивление, Суворов хотел иметь в своем распоряжении как можно больше светлого времени суток. Начался штурм, и при наступившем дневном свете стало ясно, что вал взят, неприятель вытеснен из крепостных верхов и отступает во внутреннюю часть города. Русские колонны с разных сторон двинулись к центру города. Начался новый бой. Особенно ожесточенное сопротивление продолжалось до 11 часов утра. Несколько тысяч лошадей, выскочивших из горящих конюшен, в бешенстве мчались по улицам и увеличивали смятение. Почти каждый дом приходилось брать с боем. Для поддержки пехоты и обеспечения успеха Суворов приказал ввести в город 20 легких орудий, чтобы картечью очистить улицы от турок. В час дня, в сущности, победа была одержана.
Однако бой еще не был закончен. Неприятель пытался нападать на отдельные русские отряды или засел в крепких зданиях как в цитаделях. В два часа дня все колонны проникли в центр города. К 16 часам последние защитники были убиты, некоторая часть изможденных и израненных турок сдалась. Шум битвы смолк, Измаил пал. Потери турок были огромны — они составили 29 тыс. человек убитыми. Потери русской армии составили 4 тыс. человек убитыми и 6 тыс. ранеными.
http://slavyanskaya-kultura.ru/