Разобраться с историей этих крестов-энколпионов меня подвигла находка такого креста украшенного эмалью. Находчик тщетно искал доступную информацию по этому виду крестов не зная, что её практически нет. Специально я не интересовался данной темой, но тут стало интересно, что же собой представляют кресты этого типа?
[]
Происхождение этих крестов давно установлено. Все они относятся к продукции новгородских литейщиков, но ввиду малочисленности находок, разобраться в последовательности развития типа, до сего времени, ни кто не взялся. Я решил попробовать это сделать. На сколько это мне удалось - судить вам.
Как всегда, определяющим в развитии крестов-энколпионов выпускавшихся продолжительное время служит иконография
лицевой створки. Процесс идет от более древней иконографии, к более поздней. На рассматриваемых крестах это хорошо прослеживается. Рассмотрим первый вариант лицевой створки.
Иконография Распятия на створке первого типа повторяет иконографию иконы XIV века из праздничного ряда Софии Новгородской. Характерна и конусообразная Голгофа с Главой Адама в пещере. По бокам креста ростовые фигуры предстоящих - Богородицы и Ионанна Богослова в образе юноши. Отличие в изображении Распятия на створке энколпиона от иконы из Софийского собора в отсутствии надписей на второй перекладине креста, есть только табличка с надписью IСХЪ, и в добавленных изображениях плачущих ангелов. Эти изображения очень трогательны. В целом эта створка наиболее архаична по исполнению и создана в XIV веке.
Использование иконографии Распятия представленной на створке под номером один можно наблюдать на иконе работы Дионисия. Только вместо плачущих ангелов над крестом и под его второй перекладиной, этот мастер изобразил нижних ангелов в новой роли. Одного приводящего Новую Церковь, другого уводящего Старую Церковь в образах женщин. Добавилось и количество персонажей у креста. Всё это логическое развитие образа во времени и новой церковной и культурной реальности.
Соответствующее усложнение иконографии наблюдаем и на лицевой створке второго типа. Изменяется вид самого внутреннего креста, рисунок его приближается к изображению на иконе из Софийского собора. Появляются характерные надписи на обеих верхних перекладинах креста, что характерно для византийской и балканской традиции. Влияние искусства палеологов этого периода на русскую иконопись, и новгородскую в частности, хорошо известно. Предстоящие смещаются в стороны, остаются только погрудные изображения. Добавляются чтимые новгородские святые - Мина и Власий. Голгофа изображается в виде небольшой арки. Вероятно этот крест последний представитель энколпионов этого типа созданный ещё в вольном Новгороде, до его присоединения к Москве.
Третий тип лицевой створки этих крестов, появляется очевидно уже в конце XV - начале XVI вв. Изменяется сам силуэт креста-энколпиона, лопасти креста становятся уже, несколько удлиняется нижний луч. Возвращается надпись на табличке IÑÕÚ, как на створке первого типа. Изменяется рисунок фигуры Христа, положение рук. За предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом изображения мученика Мины, с крестом в руке, и святого Власия. Внизу появляется клеймо с образом святого изображенного по пояс. Ангелы над крестом уже не плачут, а трубят «Славу» Христу. За Распятием просматривается изображение стены Иерусалима.
Последний вариант лицевой створки претерпевает существенные изменения в деталях. Тело Христа сильно изогнуто. Голгофа вновь принимает вид конусовидной горки. Избранные святые, размещённые за изображениями Богородицы и Иоанна Богослова представлены почти в полный рост. По атрибуции С. В. Гнутовой это апостолы Петр и Павел. Ангелы над крестом трубят «Славу» Христу. В нижнем клейме образ святителя Николая чудотворца. Хорошо проработан рисунок городской стены Иерусалима.
Теперь перейдем к рассмотрению изображений на обратной створке крестов - энколпионов этого типа. Главной особенностью этих энколпионов, отличающей их от других крестов этого периода, является изображение однокупольного храма на обратной створке. Такие храмы являются доминирующими памятниками архитектуры в новгородской земле. Возможно такое символическое изображение Церкви Христа, о чем говорит надпись IСХЪ по сторонам купола церкви, было взято по аналогии с традиционным изображением на резных каменных паломнических образках сюжета «Жены мироносицы у Гроба Господня», широко распространённых в Новгороде.
На крестах с лицевой створкой первого типа, на обратной створке, в боковых проемах храма, между колоннами ничего нет. Центр занят фигурами, в полный рост, первосвященника Стефана, с кадилом в правой руке и свитком в левой. Рядом святитель Николай Угодник с Евангелием в левой руке, правая рука поднята на уровне груди в благословляющем жесте.
Размещение в пространствах между колоннами символа Этимасии (Престола Уготованного), ещё раз подчёркивает что это Дом для Бога. Эти символы появляются на крестах с лицевой створкой второго типа. Изображения святых, размещаемые на обратной створке, по замыслу автора вторичны, это только дополнение к главному идейному символу - Церковь Христова, или Храм Божий.
Крест-энколпион с лицевой створкой третьего типа является как-бы переходным вариантом к крестам, где в средокрестии, наконец появляется сам «хозяин» Дома Бога. Это уточнение символического решения будет логическим завершением всей серии этих замечательных крестов.
Не желая искажать истину, не могу с достоверностью сказать - кто из святых изображен на обратной створке этой разновидности энколпиона. Но в средокрестии, по облачению, кто-то из святителей. Чего нельзя сказать о святом в нижнем клейме лицевой створки. Его одежда больше похожа на монашескую. По аналогии с более поздним вариантом можно предположить, что два святых внизу обратной створки это св. Стефан и св. Афанасий.
И наконец, после макарьевских соборов, обратная створка энкол-пиона получает законченное символическое решение. В Доме - Церкви, где два столетия подразумевалось незримое присутствие Бога, появляется его изображение, причем в двух ипостасях. В виде Вседержителя на троне и святой Троицы, выражающей триединство божества. В нижнем клейме по прежнему традиционное изображение двух святых в полный рост. По атрибуции С. В. Гнутовой это святые Стефан и Афанасий.
Так завершается долгий путь развития прекрасных образцов мелкой христианской пластики, созданной замечательными мастерами вольного города Новгорода.
Автор: А.Н. Спасённых
Источник: http://www.kulturologia.ru/
|