Любознайка Четверг, 12.12.2024, 19:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мудрость. Стихи. Притчи. История праздников. О мужчинах. О женщинах. Пища для здоровья. Наука. Человек. По Руси. Сделай сам. Драгоценности. Напитки. Пища. Города и страны. Мифы и легенды. Природа. Общество. Приметы. Религия. Необычные вещи. Животные. Интересно. Ваш ребенок. Непознанное. Полезные советы. 1 помощь. психология. Генетика. Эзотерика. Баня. Алтайский край. Семья. Люди. вода. Аромат. Лингвистика. Афоризмы. Гороскоп. Закон. Растения. Заговоры. Таинственные места. Нетрадиционная медицина. Вещи. музыка. Философия жизни. Мистика и магия. Стекло и фарфор. Полезно знать. Цвет. Фэн-Шуй. Этикет. ЛФК и массаж. Дизайн. Текстиль. Опасно. Картины. Народные промыслы. Сады и парки. Красиво. Здоровье. Травы. Медицина. Уход. Народная медицина. цветы. Обереги. Диагностика. Советы для дома. Биоритмы. Ландшафт. Видео. Ремонт дома. Карьера. юмор. Дом. Дача. ГМО. Архитектура. Архитектура. Храмы и монастыри. Лекарства. дома Идем в поход. Архитектура. Дворцы замки. оружие. Цветоводство. Библиотеки. Боевые искусства. Музеи. войны. книги. история. Ритуалы. Транспорт. Криминал. Сделай сам. Мебель. Свадьба. Сделай сам. Ремонт дома.

Форма входа

Поиск

Главная » 2015 » Август » 11 » Плачущие ангелы: история уникального креста-энколпиона XV века
21:24
Плачущие ангелы: история уникального креста-энколпиона XV века

crying-angels (700x460, 323Kb)


Разобраться с историей этих крестов-энколпионов меня подвигла находка такого креста украшенного эмалью. Находчик тщетно искал доступную информацию по этому виду крестов не зная, что её практически нет. Специально я не интересовался данной темой, но тут стало интересно, что же собой представляют кресты этого типа?


[]

Происхождение этих крестов давно установлено. Все они относятся к продукции новгородских литейщиков, но ввиду малочисленности находок, разобраться в последовательности развития типа, до сего времени, ни кто не взялся. Я решил попробовать это сделать. На сколько это мне удалось - судить вам.

Как всегда, определяющим в развитии крестов-энколпионов выпускавшихся продолжительное время служит иконография
лицевой створки. Процесс идет от более древней иконографии, к более поздней. На рассматриваемых крестах это хорошо прослеживается. Рассмотрим первый вариант лицевой створки.

crying-angels-1 (700x500, 291Kb)

Иконография Распятия на створке первого типа повторяет иконографию иконы XIV века из праздничного ряда Софии Новгородской. Характерна и конусообразная Голгофа с Главой Адама в пещере. По бокам креста ростовые фигуры предстоящих - Богородицы и Ионанна Богослова в образе юноши. Отличие в изображении Распятия на створке энколпиона от иконы из Софийского собора в отсутствии надписей на второй перекладине креста, есть только табличка с надписью IСХЪ, и в добавленных изображениях плачущих ангелов. Эти изображения очень трогательны. В целом эта створка наиболее архаична по исполнению и создана в XIV веке.

raspyatie-dionisiy2 (426x700, 494Kb)

Использование иконографии Распятия представленной на створке под номером один можно наблюдать на иконе работы Дионисия. Только вместо плачущих ангелов над крестом и под его второй перекладиной, этот мастер изобразил нижних ангелов в новой роли. Одного приводящего Новую Церковь, другого уводящего Старую Церковь в образах женщин. Добавилось и количество персонажей у креста. Всё это логическое развитие образа во времени и новой церковной и культурной реальности.

encolpion-cross-xv3 (700x500, 240Kb)

Соответствующее усложнение иконографии наблюдаем и на лицевой створке второго типа. Изменяется вид самого внутреннего креста, рисунок его приближается к изображению на иконе из Софийского собора. Появляются характерные надписи на обеих верхних перекладинах креста, что характерно для византийской и балканской традиции. Влияние искусства палеологов этого периода на русскую иконопись, и новгородскую в частности, хорошо известно. Предстоящие смещаются в стороны, остаются только погрудные изображения. Добавляются чтимые новгородские святые - Мина и Власий. Голгофа изображается в виде небольшой арки. Вероятно этот крест последний представитель энколпионов этого типа созданный ещё в вольном Новгороде, до его присоединения к Москве.

Третий тип лицевой створки этих крестов, появляется очевидно уже в конце XV - начале XVI вв. Изменяется сам силуэт креста-энколпиона, лопасти креста становятся уже, несколько удлиняется нижний луч. Возвращается надпись на табличке IÑÕÚ, как на створке первого типа. Изменяется рисунок фигуры Христа, положение рук. За предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом изображения мученика Мины, с крестом в руке, и святого Власия. Внизу появляется клеймо с образом святого изображенного по пояс. Ангелы над крестом уже не плачут, а трубят «Славу» Христу. За Распятием просматривается изображение стены Иерусалима.

Последний вариант лицевой створки претерпевает существенные изменения в деталях. Тело Христа сильно изогнуто. Голгофа вновь принимает вид конусовидной горки. Избранные святые, размещённые за изображениями Богородицы и Иоанна Богослова представлены почти в полный рост. По атрибуции С. В. Гнутовой это апостолы Петр и Павел. Ангелы над крестом трубят «Славу» Христу. В нижнем клейме образ святителя Николая чудотворца. Хорошо проработан рисунок городской стены Иерусалима.

stone-icons-xv4 (700x500, 204Kb)

Теперь перейдем к рассмотрению изображений на обратной створке крестов - энколпионов этого типа. Главной особенностью этих энколпионов, отличающей их от других крестов этого периода, является изображение однокупольного храма на обратной створке. Такие храмы являются доминирующими памятниками архитектуры в новгородской земле. Возможно такое символическое изображение Церкви Христа, о чем говорит надпись IСХЪ по сторонам купола церкви, было взято по аналогии с традиционным изображением на резных каменных паломнических образках сюжета «Жены мироносицы у Гроба Господня», широко распространённых в Новгороде.

novgorod-cross-xv5 (700x500, 198Kb)

На крестах с лицевой створкой первого типа, на обратной створке, в боковых проемах храма, между колоннами ничего нет. Центр занят фигурами, в полный рост, первосвященника Стефана, с кадилом в правой руке и свитком в левой. Рядом святитель Николай Угодник с Евангелием в левой руке, правая рука поднята на уровне груди в благословляющем жесте.

russian-cross-encolpion-xv6 (700x500, 164Kb)

Размещение в пространствах между колоннами символа Этимасии (Престола Уготованного), ещё раз подчёркивает что это Дом для Бога. Эти символы появляются на крестах с лицевой створкой второго типа. Изображения святых, размещаемые на обратной створке, по замыслу автора вторичны, это только дополнение к главному идейному символу - Церковь Христова, или Храм Божий.

Крест-энколпион с лицевой створкой третьего типа является как-бы переходным вариантом к крестам, где в средокрестии, наконец появляется сам «хозяин» Дома Бога. Это уточнение символического решения будет логическим завершением всей серии этих замечательных крестов.

cross-encolpion-russia7 (700x500, 111Kb)

Не желая искажать истину, не могу с достоверностью сказать - кто из святых изображен на обратной створке этой разновидности энколпиона. Но в средокрестии, по облачению, кто-то из святителей. Чего нельзя сказать о святом в нижнем клейме лицевой створки. Его одежда больше похожа на монашескую. По аналогии с более поздним вариантом можно предположить, что два святых внизу обратной створки это св. Стефан и св. Афанасий.

И наконец, после макарьевских соборов, обратная створка энкол-пиона получает законченное символическое решение. В Доме - Церкви, где два столетия подразумевалось незримое присутствие Бога, появляется его изображение, причем в двух ипостасях. В виде Вседержителя на троне и святой Троицы, выражающей триединство божества. В нижнем клейме по прежнему традиционное изображение двух святых в полный рост. По атрибуции С. В. Гнутовой это святые Стефан и Афанасий.

novgorod-cross-encolpion8 (700x500, 246Kb)


Так завершается долгий путь развития прекрасных образцов мелкой христианской пластики, созданной замечательными мастерами вольного города Новгорода.

Автор: А.Н. Спасённых

Источник: http://www.kulturologia.ru/
 

Просмотров: 428 | Добавил: Татьяна | Теги: Религия. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для Веб-мастера
  • Программы для всех
  • Развлечения для всех
  • Каталог сайтов Рунета
  • Каталог рукоделий Рунета
  • Рецепты
  • Афиша-еда

  • Календарь
    «  Август 2015  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31

    Gismeteo

    Статистика.
    Онлайн всего: 25
    Гостей: 25
    Пользователей: 0

  • Драг. металлы
    Курсы валют Курсы валют

    Валюта
    Курсы валют

    Copyright Luboznajka © 2024