В древних исторических источниках иногда сложно отличить мифы от реальности. В некоторых случаях авторы использовали иносказания, которые сложно понять современному читателю. Иногда они смешивают реальные факты и вымысел, а в отдельных случаях мы наблюдаем искажение фактов с течением временем ― историки играют в «испорченный телефон» друг с другом на протяжении столетий.
[]
Гравюры Хенрика Петруса, 1544 г., слева направо: сциопод, женщина-циклоп, сиамские близнецы, блемии, кинокефал.
Некоторые существа, описываемые в древних книгах, могут соперничать с фантазиями современных сюрреалистов. Но в действительности они были отображением реальных людей, события, места или животных.
Вот два таких существа, одно из них немного странное, а другое ― совершенно фантастическое.
Йейл
Его главная особенность ― уникальные рога, которые он может поворачивать в любую сторону. Это существо впервые упоминается в «Естественной истории» (книга VIII) римского историка Плиния Старшего (23–79 гг.).
Он описывает йейля как существо «чёрного или тёмно-коричневого цвета, размером с бегемота, с хвостом, как у слона, челюстями, как у кабана. У него подвижные рога длиной больше локтя. Во время схватки в зависимости от ситуации он либо держит их направленными вперёд, так, что они становятся опасными, либо направленными в стороны».
Это существо не сильно отличается от известных нам животных. Возможно ли, что Плиний просто пересказал чьё-то ошибочное описание антилопы гну или какого-то похожего животного?
Хью Стэнфорд Лондон, автор нескольких книг по геральдике, заинтересовался появлением йейля на гербе британской королевской семьи. Столетия после упоминания Плинием, йейл снова появился в средневековых бестиариях и в гербе XIV века младшего сына короля Генриха IV Джона, герцога Бедфорда и графа Кендал.
Лоно пишет: «Йейл был включён в число геральдических зверей короля. В 1925 их изображения были установлены на крыше часовни Св. Георгия в Виндзорском дворце. Йейл был одним из 10 зверей королевы, чьи изображения стояли у Вестминстерского аббатства во время коронации. В настоящее время их изображения находятся в большом зале дворцового комплекса Хэмптон-корт».
А. Х. Лонгхарси, изучавший историю Индии, сказал Лондону, что образ йейла мог быть списан с мистического существа яли, известного в южной Индии в течение тысяч лет. Яли описывают как гибрид слона, лошади и льва. Его внешний облик сильно различается в описаниях, но «одно свойство остаётся неизменным: способность поворачивать рога по своему желанию. Если один рог повреждён, он поворачивается назад, а второй рог направляется вперёд для продолжения битвы», –– отмечает Лондон.
Название знаменитого Йельского университета в США не связано с этим существом, он получил своё название от имени своего основателя Елайху Йеля. Однако изображение йейля присутствует в некоторых местах университета, например, на знамени президента университета. Церемониймейстер на собрании выпускников университета держит жезл, украшенный головой йейля.
Блемии
В словаре идиом и легенд Бревера, издание XIX века, дано определение блемиев: «Древнее эфиопское племя кочевников, которые, согласно римским писателям, населяли Нубию и Верхний Египет. Согласно легендам, у них не было головы, их глаза и рты находились на груди».
Изображение блемиев в «Нюрнбергских хрониках», 1500.
В словаре описывается: «На берегах реки, описанной королевскими путешественниками, обитали люди, у которых голова находилась ниже плеч. Их глаза были расположены на плечах, а рот ― посередине груди».
Похоже, что блемии ― это племя, угрожавшее южным границам Египта в поздний римский период. Они вступали в конфликты с римлянами с III по IV века.
Люди инородного происхождения, которые представляли угрозу, часто описывались в виде чудовищ или оборотней.
Аса Миттман использует блемиев в качестве аллегории в своей работе «Карты и монстры средневековой Англии»:
«Их головы, вместилище духовности, сместились вниз к их материальному телу. Блемий ― это человек, который представляет собой только физическое тело, материальный объект, а его глаза в груди ― это зеркала тела, а не души».
Подобное описание могло просто указывать на то, что с точки зрения римских авторов они были бесчеловечными и деградировавшими.
Источник
|