Спасатели бьют тревогу: большинство россиян не знают, как позвонить
пожарным с мобильного телефона, не говоря уж о более серьезных вещах.
Искусственное дыхание или правильно наложенный бинт для многих сравнимы с
полетом в космос.
Между тем каждый из нас при устройстве на
работу подписывает инструкцию по пожарной безопасности, а дети в школах и
потом в вузах изучают предмет «Обеспечение безопасности
жизнедеятельности». Почему же мы не можем научиться действовать в
экстремальных ситуациях? []
Для того чтобы оказаться в
экстремальной ситуации, совсем не обязательно жить рядом с вулканом.
Можно переходить дорогу в неположенном месте и попасть под машину,
заблудиться в лесу, порезать руку кухонным ножам, погладить
недружелюбное животное или просто сунуть пальцы в розетку. Любая
бытовая ситуация может превратиться в экстремальную. И тогда человек
должен знать, что делать, помимо того, что вызывать спасателей или
врачей. Но, к сожалению, в большинстве случаев мы полагаемся на волю
случая и оперативность специальных служб.
Дело пахнет керосином
«Мне
регулярно приносят разные инструкции по безопасности, вплоть до правил
поведения во время боевых действий, - рассказывает директор одного
российского института, пожелавший остаться инкогнито. - Скажу честно, я
их подписываю не глядя. Прочесть не хватает времени».
Кроме того,
в подобные инструкции сложно вникнуть без особой подготовки. Часто они
составлены таким бюрократическим языком, что перестаешь улавливать смысл
уже на втором пункте. Однако спасатели не считают эти инструкции
пустой формальностью. По наблюдениям МЧСников, жертв во время пожаров
могло быть меньше, если люди бы люди знали, как действовать.
Потом пострадавшие признавались, что не знали об этой лестнице, хотя по
несколько раз в день ходили по ней. Ознакомление с правилами пожарной
безопасности - обязательный пункт при устройстве на работу. Но в
основном сотрудники лишь механически их подписывают. Поэтому в нужный
момент люди не могут вспомнить, где находятся огнетушитель и аварийный
выход. Кроме того, на предприятиях и фирмах должны регулярно проводиться
учебные тревоги. Но сотрудники любыми способами пытаются избежать этой
процедуры, становясь при этом заложниками собственной
безответственности. Кто-то сейчас вспомнит, что и пожарная служба не
всегда ведет себя идеально, задерживаясь с выездом или приезжая с
недостаточным количеством спасательных средств. Однако человек должен
научиться помогать хотя бы самому себе. Бесценные минуты
«Очень
часто в авариях люди гибнут из-за того, что им не оказали первую
помощь. Просто потому что до приезда медиков рядом не оказалось
человека, который бы грамотно умел это делать, - считает директор школы
первой помощи «Безопасное пространство» Станислав Манеров. - У врачей
даже есть такое понятие, как «9 золотых минут». Это время может быть
решающим для пострадавшего».
Медики подводят печальный итог: люди
в большинстве случаев не умеют оказывать элементарную медицинскую
помощь. Многие не представляют, что делать при обморожениях или как
правильно перевязать рану.
По словам Станислава Манерова,
научиться азам первой медицинской помощи не так сложно. Для этого
достаточно двух-трех занятий. За это время не станешь профессиональным
медиком или спасателем, но отработанные навыки помогут кому-то облегчить
страдания или даже спасти жизнь.
Жизнь не по учебникам
Между
тем каждый из нас изучал в школе такой загадочный предмет как
«Обеспечение безопасности жизнедеятельности», который как раз и нужен
для того чтобы научить действовать в экстремальных ситуациях. В моей
школе ОБЖ преподавали с пятого по одиннадцатый класс. Получается, что за
8 лет (школа, а потом еще год в университете) я должна была стать чуть
ли не профессиональным спасателем. Однако единственное, что я помню из
«безопасности жизнедеятельности» - как надевать противогаз. Да и то
сейчас это не сделаю с первой попытки. Хотя по этому предмету мне всегда
ставили «отлично». Кстати, некоторые мои одноклассники даже сдавали
выпускной экзамен по ОБЖ.
Через пару лет изучения этого предмета я
поняла, что что-то здесь не то. Каждый урок мы открывали тетради и под
диктовку учителя аккуратно записывали, куда бежать во время химической
атаки или где (теоретически) находится огнетушитель. А в девятом классе
под общий смех моя одноклассница зачитывала реферат на тему «Заболевания
передающиеся половым путем». Через два года учитель посчитал нас
достаточно взрослыми, чтобы послушать о радиоактивных взрывах. При этом
практических занятий по первой медицинской помощи я так и не дождалась.
Зато у меня до сих пор хранится конспект, в котором тщательно
описывается, как делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Опросив
знакомых, у которых есть дети школьного возраста, я поняла, что со
временем мало что изменилось. Практические занятия по ОБЖ - это скорее
исключение. Но настоящими шедеврами можно считать некоторые учебники по
этому предмету. В одном из них в разделе о приемах самообороны
школьникам сообщается буквально следующее: «Если на вас нападают в
помещении, возьмите стол и наносите тычковые удары ножками стола или
размашистыми движениями расчищайте путь к выходу». Попробуйте применить
это в реальной ситуации.
«Школьные учебники, в том числе и по
ОБЖ, - это прибыльный бизнес, так как они издаются миллионными тиражами,
- говорит президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. -
Но авторы пособий допускаю такие ошибки, что удивляешься, как их вообще
допустили к составлению учебников. К тому же ОБЖ - предмет практический,
теория здесь нужна по минимуму». Так и получается, что безопасности
приходится учиться на собственном опыте, главное - чтобы он не стал
печальным.
И последнее. Вызвать скорую помощь, пожарных или милицию можно позвонив с мобильного телефона на общий номер 112. Источник:http://lady.mail.ru
|