Итак, очередная ошибка – это так называемый страх потери ребенка,
характерный в первую очередь для тех родителей, чьи детки в силу
обстоятельств появления на свет или состояния здоровья заставили их не
просто изрядно поволноваться, но в буквальном смысле пережить страшное.
Даже если потом все наладится, родители преувеличивают хрупкость,
беспомощность и болезненность ребенка. Ну а уж если нет…
[]
Пышным
цветом цветет воспитание по типу «пуп земли» или «мелочная гиперопека»,
когда ребенку шагу ступить не дают без контроля и постоянных ценных
указаний… Нередко все это перерастает в вариант чрезмерно расширенной
сферы родительских чувств, когда ребенок в семье – «это наше всё» .
Ребенок в таком случае вырастает совершенно неприспособленным к жизни:
человеку «с особенностями» или со слабым здоровьем как никому другому
нужны сильный характер, воля, целеустремленность, самостоятельность – и
вот именно этих главных активов его как раз и лишают родители подобной
воспитательной тактикой . Еще одна родительская беда – неуверенность
в собственных воспитательных способностях. Нередко этим страдают как
раз дети слишком авторитарных пап и мам, которые всю жизнь считают себя
не вправе кого-то учить в силу своей ничтожности, неумелости,
невзрослости…
Часто этим грешат не только тревожные и
мнительные люди, но и чрезмерно либерально настроенные, рефлексирующие,
склонные к самокопанию. Дети мгновенно нащупывают слабое место такого
взрослого (комплекс вины), садятся на шею, свешивают ножки и начинают
ими вдохновенно болтать . В результате уровень требований к детям
ниже разумного предела, а нередко дело еще и осложняется потворствующим
воспитанием по типу «кумира»: родитель уступает пальму первенства
ребенку, и тот становится фактическим главой семьи. «Минимум требований –
максимум прав» – такая модель способна изуродовать даже самый хороший
изначально характер .
Встречается также и проекция на ребенка
тех качеств, которые родитель отвергает в самом себе. Как следствие –
отношения складываются по типу эмоционального отвержения и даже
жестокого обращения – то есть от простого неприятия собственного
«зеркального отражения», до попыток «выжечь из него это каленым
железом». Это может быть что угодно: лень, агрессивность,
несдержанность, тугодумие, нерешительность. Не признаваясь самому себе в
наличии подобных недостатков, родитель с большим негативом относится к
ним у других, и в особенности тяжело ему видеть все это в собственном
ребенке . Логика событий такова: если родитель с этим качеством
борется – значит, оно ему самому не свойственно. Как бы не так! К
примеру, изо всех известных мне проповедников трезвого образа жизни
наиболее красноречивыми всегда бывали папаши, которые и сами изрядно
«употребляли».. . Характерные фразы: «я тебя выведу на чистую воду»,
«я из тебя эту дурь-то вышибу!» Конечно, ни о каком доверии и уважении к
ребенку, и тем более о презумпции невиновности, и речь в таких случаях
не идет .
Следующая причина – неразвитость родительских чувств.
Наиболее характерными проявлениями такого отношения также являются
равнодушие, эмоциональная холодность по отношению к ребенку
(отвержение), жестокое обращение . Причины таких ситуаций различны.
Чаще всего такой родитель и сам в свое время недополучил тепла, ласки и
человеческого отношения – откуда же взяться родительской любви, если
человек на себе не ощутил, что же это, собственно, такое?
Наряду
с этим могут быть и другие причины: банальный эгоизм или же просто
слишком юный возраст (с годами родительская привязанность в большинстве
случаев усиливается, поэтому не зря родились утверждения о том, что
«младшенькие – любименькие», и что внуков всегда любят больше, чем
детей) .
Нередко также в силу специфики своей психики человек
бывает настолько погружен в свой мир и зациклен на своих чувствах и
переживаниях, что ему просто не до ребенка…
Внешне такое
отношение заметно не всегда, однако такие родители всегда подчеркивают,
что «тяжела шапка Мономаха», и что родительство – тяжкое бремя. А
женщины такого типа стремятся в первую очередь устроить свою личную
жизнь или карьеру. Ребенок у них всегда даже не на втором, а на
третьем-пятом-десятом месте после мужчин, работы, хобби, друзей и прочих
жизненных интересов .
И последняя причина неадекватного
развития событий – предпочтение в ребенке детских качеств. Такие
родители были бы счастливы, если б их ребенком был Питер Пен – тут бы
стороны вполне нашли друг друга. Этот сказочный герой, как известно,
боялся стать взрослым, ну а родители подобного типа боятся взросления
своих детей . Нередко родители частично осознают проблему и честно
говорят, что маленькие детки им нравятся куда больше, чем подросшие.
Нередко это является следствием психологической травмы: к примеру, если в
семье родился малыш и старший ребенок был резко отодвинут на второй
план, то у него на всю жизнь фиксируется, что старшим, «большим
ребенком», быть совсем не здорово…
Эти родители до последнего не
отпускают чадо от своей юбки, для них он «еще маленький» всегда: и
когда идет в первый раз в первый класс, и когда заканчивает школу, и
когда женится, и когда рожает собственных детей. Стиль воспитания у
таких родителей – преимущественно симбиотический. Они очень тревожны, не
в состоянии «порвать пуповину» и порой так накручивают ее вокруг шеи
собственного ребенка, что тому в буквальном смысле нечем дышать от такой
заботы . В подростковом возрасте родители не рассматривают своего
подросшего ребенка как взрослого, не наделяют его соответствующими
полномочиями и правами, поэтому именно здесь возникает «недогруз»
обязанностей и «недобор» прав – в результате формируется инфантильная
личность .
Итак, закончу тем, с чего начала: знания – безусловно,
сила, а умные, как известно, учатся на чужих ошибках, ну или хотя бы не
повторяют свои собственные слишком часто. Зная в лицо «личных врагов» –
то есть свои собственные заблуждения и их подоплеку – нам легче будет с
ними бороться. Ведь осознание проблемы – первый шаг на пути ее решения.
Удачи!
Источник: http://www.vibiraem.com/
|