На Руси существовало различие в способе обрезания пуповины у новорожденных мальчиков и девочек. Это было связано с сакральным значением рождения и магическими представлениями наших предков.
Пуповина считалась связью между новорожденным и потусторонним миром, откуда он пришел. Чтобы окончательно перетащить ребенка в этот мир, проводились определенные манипуляции, начиная с обрезания пуповины. Это был родильный ритуал, который выполняла повитуха. В пособии «Русский север. Этническая история и народная культура. XII-XX Века», выпущенном Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, говорится: «Одной из главных обязанностей повитухи было совершение необходимых действий с последом и пуповиной. Эти действия – яркий пример типичного для родовспоможения сочетания эмпирических знаний и иррациональных представлений, в данном же случае убеждения в существовании… между последом и пуповиной и новорожденным и роженицей не только реальной, но и магической связи».
[more]
Обрезание пуповины производилось на определенном расстоянии от живота. Например, для девочек это расстояние определяли в три пальца. Считалось, что если обрезать пуповину ближе к животу, то девушка вырастет слишком ветреной.
Для обрезания пуповины использовались различные предметы, в зависимости от пола ребенка. Для мальчиков это мог быть освященный на Пасху нож, острый топор или камень. Для девочек использовались серп или ножницы. Сам процесс обрезания производился на твердом предмете, обычно на орудии труда.
Этнограф Зеленин в работе «Восточнославянская этнография» описывает так: «У новорожденной девочки пуповину почти всегда перерезают на прялке или веретене, чтобы она стала искусной пряхой; у мальчика перерезают пуповину на топоре; русские делают это на колодке для плетения лаптей, а иногда на книге, дабы новорожденный вырос мастером своего дела или грамотным человеком».
Хорошему плотнику в старину говорили: «Видно, тебе пуповину на топоре резали». В процессе обрезания родители или повитуха приговаривали: «Чтобы такое-то дело делал хорошо, здоровье было крепким, жизнь долгой, а душа – чистой».
Перед обрезанием пуповины ее полагалось перевязать. Это делалось с помощью льняных ниток, пряжи или материнских волос. Таким образом, ребенка «привязывали» к матери, передавая ему силу и жизненную энергию.
В некоторых районах Русского Севера и северной Руси существовал обряд «выгрызания» грыжи, которая могла образоваться ещё в утробе. После обрезания пуповины, родители или повитуха «выгрызали» грыжу, чтобы предотвратить ее возникновение у ребенка в будущем.
«Обрезание пуповины включало всегда и элемент магии, — констатируют авторы пособия “Русский Север”. — Одним из достоинств деревенских повитух и одновременно одной из причин предпочтения их услуг профессиональным акушерским было умение заговаривать – “загрызать” грыжу новорожденному сразу же при обработке пуповины».
https://cyrillitsa.ru