Некогда почти в каждой сербской деревне было одно дерево-святыня. Такое дерево называлось «запись», потому что на нем был вырезан или изображен крест, а оно освящалось. Дерево-запись находилось в центре деревни и было главным культовым местом. Его роль была особенно важной при праздновании «заветины» или сельской «славы», дня почитания святого-защитника, когда в этом месте крестьяне собирались как в храме.
[]
Праздник святого, защитника села, имел большое значение для общины. Название «заветина» берет начало со времени, когда жители села давали завет праздновать день святого, который защитил их от бед и несчастий. Праздник начинался с того, что все собирались возле дерева-записи, где священник вместе с мирянами читал молитву. Тогда на месте старого креста вырезался новый, трижды совершался обход вокруг дерева, а это место поливали вином. После этого к дереву подносили дары в виде цветов и плодов, а потом совершалось торжественное церковное шествие вокруг деревни, а тот же ритуал повторяли и возле других деревьев, которые считались святыми.
Во время шествия произносились молитвы о защите села от болезней и бед, молитвы о дожде или о сохранении от грома и других бедствий. После этого крестьяне возвращались в деревню, где праздник продолжался за трапезой.
Часто возле дерева-записи находились так наз. «трпезари» из камня или из дерева, где оставлялись дары. Иногда пространство вокруг дерева ограждалось деревянной оградой. Это пространство в Шумадии называлось «порта». Кроме «трпезара» рядом с деревом строили нехитрые постройки. Обычно это был только навес, под которым стояли стол и скамейки. Здесь обедали во время праздника «Слава».
После Второй мировой войны в некоторых селах было запрещено праздновать сельскую «Славу» возле дерева-записи, так что весь ритуал переместился в церковный двор. Тем не менее, поверье, что тот, кто осквернит дерево-запись будет наказан и что его ждут несчастья и беды, по-прежнему живо в Сербии. Исследования этнологов на местах свидетельствуют, что сельские жители и сегодня знают, какое дерево обозначено «записью» и почти все соблюдают правило, что его нельзя трогать и наносить ему вред. Как строго соблюдается это правило, говорит случай в Заечаре, где упавшее поперек дороги дерево не убирали, потому оно «запись». Крестьяне построили даже новую дорогу, чтобы не перемещать святое дерево.
Хотя сельскую «заветнину» больше не отмечают возле дерева-«записи», изучение этого интересного обычая показывает, сколь важным было некогда единство между людьми. Святое дерево играло важную роль как религиозной, так и общественной жизни людей. Здесь некогда проводились суды, так как считалось, что на святом месте человек не будет лгать, а получит возможность покаяться. Возле дерева проводились сходки крестьян, на которых они решали важные для общины вопросы. Так, по преданию, которое еще хранится в Сербии, Второе сербское восстание 1815 года инициировано возле такого дерева – дуба, известного под названием «Таковски грм».
http://shuwany.ru/
|