Познание себя происходит только через прикосновение к самому себе и к другим. Чем толще «социальная прослойка», складывающаяся их всеобще принятой системы знаний, ценностей, манер, церемоний, норм, привил, культурных традиций, обычаев, тем глубже социальное проникновение, тем легче то, что несет в себе понятие «адаптация», тем больше инструментальный набор для проживания в социуме, но тем дальше она уводит от познания самого себя. Самопознание происходит в соприкосновении с Другими.
[]
Только когда в социум начинает вмешиваться собственный внутренний мир, это вызывает соприкосновение с другими мирами, вызывая возмущение, волнение, трепет, восхищение, гнев и всю палитру человеческих чувств. Вот тут возникает страх, тревога, желание уйти в сторону. Позволить себе быть, не опасаясь последствий, не взирая на нормы, порядок и замечания. Регулировать свою жизнь той реальностью, с которой сталкиваешься и только на тот момент, когда сталкиваешься. Впрочем, может это лишь, как всегда, только одна из граней самопознания…
Младенец пробует свои собственные границы, когда позволяет себе непосредственно проявляться в мир – делать то, что хочется, и как хочется, не спрашивая. При столкновении с откликом окружающего мира, начинается формирование Я – не Я, мое – чуждое. И кажется, что нет другого пути познать себя и собственные границы, кроме как через те чувства, собственные проявления, которые вызывают в нас окружающие. Странно, что страсть, желание, страх, гнев и прочие проявления человеческой сути неизменно относят к «темной сущности» человека.
Все равно, что отвергать в самом себе кишечник, ведь там грязно и воняет. Впрочем, на это счет острословы заметили, что «все, что есть хорошего в жизни, либо незаконно, либо аморально, либо ведет к ожирению». Не принимая в себе нечто, обедняешь собственную жизнь ровно настолько, насколько опыт человечества позволяет познать в себе это нечто.
Ты создаешь себя из того, что сам выбираешь для себя, но прежде, чем ты получишь такую возможность, нужно прожить период слепого следования тому, что подадут. Однажды мир рушится, и ты понимаешь, что никто не может помочь, тебя просто не услышат, отвергнут, и лишь ты можешь возродить себя самого из небытия, снова вернувшись в бытие. Быть в таком переживании или наблюдать его со стороны, осмысливая – все равно, что тонуть в водовороте и наблюдать за этим, пусть даже соучаствуя в полной мере. Но, в момент попадания в водоворот, только от тебя самого зависит твое спасение, да и то не в полной мере, а лишь настолько, насколько хватает собственных сил на преодоление «стихии».
Переход к другому себе, как и путь к себе, возможен лишь при сохранении собственных границ, неприсвоении себе чужого, не нарушении гармонии взаимообмена. Приумножать свое, не трогая чужого. Это значит – речь идет о ничейном, но где в пространстве жизни есть ничейное? Всегда сталкиваешься с неким присвоением, и только собственные усилия, собственный труд по трансформации присвоенного, могут породить, могут дать то самое свое.
Все, с чем рождается человек – это собственная предуготованность впитывать в себя этот мир и отдавать миру нечто, уже ставшее своим, вследствие приложенного труда. Проживание без взаимообмена невозможно. В этом смысле основным принципом свободы является свобода отдавать то, что можешь, и ровно настолько, насколько можешь. Человек волен распределять, то, что способен дать, лишь на тех, кто рядом с ним, с кем происходит взаимообмен. В том числе и самому себе.
Страдание возникает на той самой границе, где происходит взаимообмен. Нарушение равновесия между отдачей и принятием влечет за собой переживание дискомфорта, страдания или болезни. Человек страдает тогда, когда не может принять того, что происходит с ним, или что-то в других людях, Человек страдает, когда самоотдача не восполняется и не компенсируется ничем значимым. Значимое в данном случае у каждого свое, для кого-то это мешок с деньгами, а для кого-то – ласковый взгляд. Собственная дисгармония возникает ровно в тот момент, когда забрав, не возвращаешь. Странно, что именно этот факт легче всего игнорируется, но именно этот факт в большей степени способен нарушить собственную жизнь.
Кунгурова С
|