Монгольская легенда гласит: когда на месте каменистой пустыни Гоби плескалось ласковое море, первые потомки богов построили на его берегу прекрасный и богатый город, который населяли умелые ремесленники, храбрые воины, искусные торговцы, убеленные сединами мудрецы. Это поселение сменило множество названий. Уйгуры звали его Индикутшари, китайцы – Хочжоу, а населявший его народ си-ся именовал свою столицу Гаочаном – по названию государства. Но в историю он вошел как Хара-Хото – «черный город».
[]
Слухами земля полнится
Русские путешественники - Никитин, Миклухо-Маклай, Лаптев, Седов, Врангель, Пржевальский, Крузенштерн, Хабаров - оставили в истории заметный след. В этом ряду скромно стоит имя Петра Кузьмича Козлова. Его страсть к путешествиям родилась благодаря случайной встрече с Николаем Михайловичем Пржевальским в 1882 году, когда Петру было всего 19 лет. Великий исследователь и натуралист предложил молодому человеку поучаствовать в четвертой Центральноазиатской экспедиции. Козлов так страстно мечтал попасть под крыло Пржевальского, что даже поступил вольноопределяющимся в армию, поскольку Николай Михайлович комплектовал группу только из военных. Далекая Монголия настолько поразила воображение уроженца Смоленской губернии, что участь его была решена раз и навсегда.
От одного монгола Козлов узнал о мертвом городе Хара-Хото, затерянном в песках пустыни Гоби. Другие путешественники подтвердили: да, где-то в песках Гоби скрывается древнее поселение.
Баш за баш
С тех пор мечта отыскать «черный город» не оставляла его ни на день. Много времени ушло на сбор информации о затерянном городе.
Наконец, зимой 1907 года Петр Кузьмич выступил из приграничного бурятского города Кяхта по направлению к Хара-Хото. «Мысли о Хара-Хото… приковывали целиком наше внимание и наше воображение. Сколько думалось и чувствовалось по этому поводу еще в Петербурге, в Москве и, наконец, в Монголии — у Балдын-цзасака. Сколько мечталось о Хара-Хото и его таинственных недрах! Теперь, наконец, мы были уже совсем недалеко от нашей цели…» - писал Петр Кузьмич. Но у погоды имелись свои планы. Стояла лютая зима, морозы доходили до -47 °С. К тому же сильные западные ветры несли в лицо снег, сбивали с ног. Путешественники продвигались медленно, с трудом добрались до Урги, и, только миновав ее и оставив там часть груза, вышли в Южную Монголию. Впервые за долгое время увидели там солнце и приняли это как добрый знак. Но до цели было еще ой как далеко. Странники достигли реки Эдзин-гол, по южному склону Алтая добрались до южной окраины пустыни Гоби. Тут 18 февраля 1908 года экспедиция сделала десятидневную остановку около ставки монгольского князя Балдын-цзасака. Козлов знал традиции местного населения и заранее позаботился о подарках князю, благодаря чему его встретили благосклонно. Козлов попросил у князя вьючных животных, юрты и проводников для поездки в низовье Эдзин-гола. Но когда князь услышал о маршруте Козлова, то принялся его отговаривать. В Алашань, твердил он, есть более удобная дорога, здесь же — пустыня, нет колодцев, нет еды. Да и что там может интересовать путников? Ответ Козлова удивил князя: экспедиция ищет развалины древнего города. Он слышал о нем из рассказов других путешественников и писем. Князь встал перед дилеммой: с одной стороны, он хотел помочь русским, с другой, китайская и монгольская администрации чинили русским препятствия. Как водится в тех краях, все решили деньги. Козлов пообещал щедрую плату, и князь согласился дать проводников.
Под слоем песка
19 марта 1908 года экспедиция подошла к мертвому городу, расположенному в излучине реки Эцзин-гол. Археологи приступили к раскопкам. «Сами по себе местные жители обнаруживали очень мало интереса к безмолвным развалинам древнего пепелища и совсем не занимались поисками археологических предметов; даже мое предложение высокой платы за каждую добытую вещь в Хара-Хото не могло побудить туземцев начать раскопки, и я замечал, что многие, видимо, боялись даже близко подходить к развалинам и считали это место небезопасным», - вспоминал Козлов.
Но русским путешественникам, преодолевшим столько трудностей по пути к Хара-Хото, уже был сам черт не брат. Они взялись за лопаты и в первые же дни нашли уникальные вещи: книги, рукописи, металлические деньги, женские украшения, предметы домашней утвари… Собрав артефакты, Козлов велел отправить их с величайшими предосторожностями в Петербург, в Географическое общество. А пока ждали ответа, копали дальше.
Древний город словно ждал этого часа и щедро делился с путешественниками своими секретами. Вскоре перед ними предстала высокая крепостная стена, образующая по периметру квадрат. С западной стороны возвышались два субургана - мавзолея, один из которых был разрушен почти полностью. Все стены, кроме западной, были занесены песком. Но в сухом пустынном климате постройки под песком хорошо сохранились. Оказалось, что под слоем пыли и песка когда-то находилось много богатых домов и храмов, крытых цветной поливной черепицей со скульптурными украшениями. В центре города нашлись развалины лавок, мастерских, постоялых дворов, складов, административных зданий, а ближе к окраинам ютились дома простолюдинов. Вокруг города простирались пашни, орошавшиеся системой каналов, сады, усадьбы помещиков, хижины земледельцев.
В городе и пригородах нашлись орудия труда, изделия ремесленников, местная и привозная посуда, документы, медные китайские монеты сунского времени и уникальные, первые в мире бумажные ассигнации Юаньской династии, на которых сохранилась надпись: «Подделывателям будут отрублены головы».
В одном из мавзолеев раскопали множество предметов, относящихся к буддийскому культу, датированных XII-XIII вв. А еще - 2000 томов книг и рукописей на тангутском, тибетском и китайском языках и печатные доски. Настоящая древняя библиотека! Кроме того, нашлось множество отлично сохранившихся гравюр, икон, скульптур из дерева и бронзы. Впоследствии Петр Козлов вспоминал: «Когда мы раскрыли образа, перед нами предстали дивные изображения сидящих фигур, утопающих в нежно-голубом и нежно-розовом сиянии. От буддийских святых веяло чем-то живым, выразительным, цельным. Мы долго не могли оторваться от созерцания их — так непередаваемо хороши они были… Но стоило только поднять одну из сторон того или другого полотна, как большая часть краски тотчас отделялась, а вместе с нею, как легкий призрак, исчезало все обаяние и от прежней красоты оставалось лишь слабое воспоминание…»
Но это были цветочки! На пьедестале мавзолея, прозванного «Знаменитым», прямо в центре, был установлен вертикальный шест, вокруг которого лицом к середине стояло до двух десятков больших, в рост человека, глиняных статуй. Перед ними лежали огромные рукописные листы письма «си-ся», сотнями наложенные один на другой. В субургане, вероятно, было похоронено духовное лицо, его скелет находился в сидячем положении.
Пока Козлов и члены экспедиции ломали головы над тем, кому принадлежал древний город, из Петербурга пришел ответ. Коллеги поздравляли Козлова с важным научным открытием: Хара-Хото оказался столицей государства тангутов — народа «си-ся», исповедовавшего буддийскую веру.
Последняя битва
Почему же исчез с лица земли хорошо укрепленный город и его обитатели? Последний владетель города Хара-Хото — батырь Хара-цзянь-цзюнь, опираясь на несокрушимое войско, решил отнять китайский престол у императора, вследствие чего китайское правительство вынуждено было выслать против него значительный отряд. Проиграв несколько битв, батырь спрятался в Хара-Хото, который обступили противники. Взять город приступом не представлялось возможным, тогда императорские войска пошли на хитрость: отвели от города реку Энцин-гол, запрудив прежнее русло мешками с песком, лишив таким образом горожан воды. Осажденные начали рыть колодец, но, сколько ни рыли, воды не было. Тогда батырь решил дать противнику последнее генеральное сражение. Накануне в колодце скрыл все свои богатства, которых, согласно легенде, было не менее 80 арб и телег, а потом умертвил своих четверых детей и жену, дабы враг не надругался над ними. Затем приказал пробить брешь в северной стене и устремился на неприятеля. В этой решительной схватке погибли и Хара-цзянь-цзюнь, и его до того времени считавшееся непобедимым войско. Взятый город императорские войска по обыкновению разорили дотла, но скрытых богатств не нашли, поэтому прокляли. Много сокровищ нашла экспедиция Козлова, но, говорят, немало богатств еще покоится на дне старинного колодца. Время от времени искатели драгоценностей что-то находят, но так, по мелочи…
Любовь ШАРОВА
|