Мозговые
центры
Хотя в современной психологии имеется тенденция отвергать представление
о специфических мозговых структурах, «ответственных» за память, сексуальное
влечение, удовольствие и т.п., многие психологи все же считают, что такие
центры существуют. С помощью электродов, вживленных в мозг крыс, удалось
показать, что стимуляция определенных областей мозга вызывает удовольствие.
Однако неизвестно, почему стимуляция одних центров вызывает удовольствие,
а стимуляция других – нет. Описаны также другие специфические центры мозга.
Нейрофизиолог Х.Дельгадо останавливал нападающего быка с помощью электрода,
вживленного в центр торможения. Нейрофизиолог У.Пенфилд обнаружил, что
электростимуляция определенных центров мозга заставляет испытуемых вновь
пережить прошлое. Давно забытые впечатления, в том числе и песни, вспоминались
во всех подробностях. Психологи обнаружили также центры мозга, отвечающие
за голод, жажду и сексуальное возбуждение. Один исследователь сообщил
о локализации центра насыщения вдоль средней линии коры мозга. Испытуемый
перестает есть, когда эта область стимулируется, и испытывает постоянный
голод, если она повреждена. Возможно, чрезмерный аппетит у людей, страдающих
ожирением, связан именно с таким повреждением. Имеются данные, что в гипоталамусе
находятся центры, регулирующие сексуальное влечение. Электрическая либо
химическая стимуляция этих центров вызывает сексуальное возбуждение.
[$Cut$]
Психиатры
тоже проявляют интерес к мозговым центрам. Разработано несколько типов
воздействий на мозг, включая хирургические и электрические, которые приводят
к поведенческим и личностным изменениям. Примером может служить лоботомия
– хирургическая операция, производимая на фронтальных отделах мозга с
целью устранения определенных аномалий психики. Хирургическое лечение
психических болезней (психохирургия) основывается на предположении, что
психопатология является следствием нарушений структуры мозговой ткани.
Многие психологи отвергают такое лечение, поскольку оно может приводить
к состояниям типа «зомби» (утрате долговременной памяти) и другим негативным
эффектам.
Поведенческая
психофармакология
С развитием этой отрасли знания психологов-теоретиков все больше интересуют
уже не представления о мозговых центрах, а новые данные о нейрохимических
путях, проходящих через мозг. Нервная система состоит из нейронов, т.е.
отдельных нервных клеток. При проведении нервного импульса нейроны воспринимают
и передают информацию через специальные образования, т.н. синапсы. Нервные
импульсы как таковые не пересекают синапсы, а передаются через них химическим
путем посредством нейромедиаторов. Ряду исследователей удалось картировать
нервные тракты, в которых в качестве нейромедиаторов используются дофамин
и норадреналин. Существует предположение, что шизофрения объясняется избытком
дофамина в мозгу, т.е. ее причина – не нарушение какого-то мозгового центра,
а аномалии в передаче информации по нейрохимическим путям.
Расщепленный
мозг
Левое полушарие мозга управляет правой стороной тела, а правое полушарие
– левой. Это означает, что ощущения, возникающие с одной стороны тела,
передаются на противоположную сторону мозга. У человека, в отличие от
животных, функции каждого полушария специализированы. Речь и праворукость,
например, контролируются левым полушарием, тогда как восприятие формы
и пространства – правым. Таким образом, кем является человек – «правшой»
или «левшой», определяется его мозгом, а не способностью руки.
Если разъединить
полушария мозга, каждое будет функционировать независимо и информация
от одного полушария не сможет поступать в другое. Такую операцию – перерезку
мозолистого тела, соединяющего большие полушария, – производят, чтобы
облегчить симптомы некоторых расстройств, прежде всего тяжелой эпилепсии.
Оказалось, что в дальнейшем больные с расщепленным мозгом испытывают трудности
в обучении новым видам деятельности, требующим участия обеих сторон тела.
Кроме того, поскольку центр речи находится в левом полушарии, они неспособны,
например, назвать то, что находится в левой части их поля зрения или что
они взяли, не глядя, в левую руку.
Биологическая
обратная связь
Нервная система человека включает два отдела, или две нервные системы:
соматическую, или «высший мозг», и автономную (вегетативную), или «низший
мозг». Соматическая нервная система находится под произвольным контролем
и обеспечивает взаимодействие организма с внешним миром. К ней относятся
различные органы чувств. Через нее человек управляет своими произвольными
движениями: если он хочет поднять руки, организм реагирует соответствующим
образом; если хочет повернуть голову, ему подчиняются органы, имеющие
к этому отношение. С автономной нервной системой, контролирующей внутреннюю
среду организма, дело обстоит иначе. По-видимому, она работает автоматически,
сама по себе, т.е. автономно. Кровяное давление, частота сердечных сокращений,
эмоциональные реакции и функционирование желез внутренней секреции находятся,
по-видимому, под ее контролем. Однако уверенность в ее автономности была
поколеблена экспериментами с обратной связью, проведенными Н.Миллером
и другими учеными, которые показали, что люди и даже животные могут контролировать
автономную нервную систему. Бабуины, например, произвольно повышали свое
кровяное давление, когда получали за это вознаграждение; при сходном режиме
подкрепления крысы регулировали частоту сердцебиений; люди также способны
достигать удивительного контроля над своим телом и эмоциями, казалось
бы совершенно непроизвольными.
Биологическая
обратная связь основана на том принципе, что освоение новых навыков ускоряется,
когда результаты процесса известны субъекту (что и создает обратную связь).
За управлением внутренними органами и мышцами можно следить с помощью
электронного оборудования, обеспечивающего мониторинг (непрерывную запись)
физиологических показателей. Это позволяет получать информацию о малейших
изменениях сердечного ритма, мышечного напряжения и т.п., а следовательно,
немедленно отмечать правильные реакции. Если ответные реакции субъекта
являются желательными, электронный контроль сообщает об этом, и субъект
может продолжать действовать таким же образом. В противном случае он соответствующим
образом изменяет свои действия. Необходимо помнить, что обратная связь
приводит не только к научению индивида как разумного существа. Его тело
тоже научается – оно приобретает способность подчиняться указаниям («висцеральное
научение»). Некоторые исследователи считают, что обучение с раннего детства
приемам обратной связи могло бы предотвратить многие эмоциональные и психосоматические
расстройства у взрослых.
Хотя изначально
психология занималась изучением психической реальности, в 20 в. бихевиористы
попытались исключить психику и сознание из психологии. Эксперименты с
биологической обратной связью помогли возвратить психику в психологию,
показав, что сознание способно воздействовать на телесные функции и даже
контролировать их, включая «автономную» нервную систему. Более того, с
помощью положительного и отрицательного подкрепления можно вызвать состояние
повышенной активности гипоталамуса, что в свою очередь приводит к стимуляции
нейромедиаторов, ответственных за передачу нервных импульсов через синапсы.
Нейромедиаторы влияют на белок синаптических мембран, который меняется
таким образом, что делает синаптическую передачу более эффективной, и
тем самым прокладываются пути для освоения новой информации. Следовательно,
даже мозг косвенным образом находится под произвольным контролем сознания.
Из этой формулировки
вытекает, что сознание – это нечто большее, чем порождающие его физико-химические
составляющие, подобно тому как картина художника – это нечто большее,
чем нанесенные на холст краски. Сознание контролирует работу всех частей
мозга, потому что является самым высоким уровнем организации психики.
Так решает современная нейропсихология вопрос о взаимоотношении души и
тела.
Энциклопедия
«Мир вокруг нас» («Collier's Encyclopedia»)
|