Если вам кажется, что вас выживают из коллектива – эта статья для
вас.
Психологическое давление в офисе – явление довольно популярное.
Работники находятся в замкнутом пространстве, где есть симпатии и
антипатии, личные и профессиональные проблемы. А уж ради карьерного
роста офис порой превращается в настоящее поле битвы.
Сегодня мы поговорим с вами о двух видах психологического давления – моббинге и буллинге. []
Моббинг – это вид эмоционального насилия,
проявляющийся в виде коллективной травли одного из сотрудников. В травле
могут участвовать как начальники, подчиненные, так и весь коллектив.
Буллинг – это вид моббинга (эмоционального насилия),
проявляющийся в виде издевательств одного сотрудника над другим.
Например, когда директор измывается над секретарем или один сотрудник
постоянно подтрунивает над другим, равным по рангу.
Проявления моббинга и буллинга
Психологи насчитывают более 45 различных проявлений этих психологических атак. Расскажем о наиболее распространенных:
- Перекрытие источников служебной информации. Например, когда
сотрудники намеренно «забывают» передать жертве важную служебную
информацию.
- Игнорирование достижений. Сотрудника не хвалят за успешно
проделанную работу, не начисляют премии, не отправляют в командировку,
не вручают грамоты. При учете, что других сотрудников вознаграждают за
подобные успехи.
- Важный момент! Все сотрудники видят, как жертва подвергается травле,
но предпочитают молчать, дабы самим не стать следующими. А зачастую и
поддерживают эту тенденцию на подавление того, кто не нравится начальству, дабы самим привлечь к себе внимание как к «союзникам».
- Изолирование от личных контактов. Сотрудника не приглашают на дни
рождения, не зовут пить чай, не садятся рядом во время обедов, не
здороваются, холодно относятся на корпоративных вечеринках.
- Моральное насилие – самое частое из проявлений в коллективах.
Сотрудника не зовут на важные совещания, подставляют в делах, смеются
или громко разговаривают, когда жертва ведет важные разговоры по
телефону или пытается сосредоточиться на важном деле, распространяют
сплетни и другую негативную информацию, необоснованно критикуют и
оскорбляют жертву. Перевирают мнения и суждения жертвы. Нагружают
большим объемом работы, а потом обсуждают, как это жертва не может
качественно выполнять элементарные задания.
- Физическая агрессия может быть как завуалированной (сотрудники
«случайно» выбрасывают важные документы жертвы, заваливают в его
отсутствие стол коробками, канцтоварами, бумагой, в шкафу ставят его
папки в дальний угол, «случайно» удаляют важные файлы в компьютере), так
и реальной (метание в жертву тяжелых предметов, удары, драки).
8 распространенных причин моббинга
Причины моббинга в каждой конкретной организации могут быть разные, но зачастую это:
- Конкуренция и желание занять место жертвы. Например, кто-то из сотрудников рассчитывал на повышение, а тут приняли новичка с якобы более высокими профессиональными качествами.
- Зависть со стороны сотрудников. Например, у жертвы все так хорошо
получается, работа спорится, муж – золото, дети – отличники, зарплата
высокая, так «надо бы испортить ему жизнь».
- Желание самоутвердиться за счет другого. Это желание связано со
стремлением доминировать над другим человеком, компенсируя свою
неполноценность, непрофессионализм, неумение общаться.
- Комплекс жертвы. Многие сотрудники подсознательно провоцируют других
на жестокое обращение с ним. Показывают свою беспомощность,
бесхребетность, общаются умоляющим тоном, ноют и жалуются на жизнь и
судьбу.
- Желание развлечься. Офисная жизнь часто бывает однообразной и
скучной, и все это провоцирует людей на поиск развлечений. Кстати,
психологическое унижение приносит садистское удовольствие гораздо
большему числу людей, чем мы думаем. Поэтому в качестве жертвы
выбирается наиболее вежливый и ранимый человек, не умеющий достойно
ответить. Тогда спектакль получается более увлекательным. А умеете ли вы
отвечать обидчикам? Как это сделать, почитайте тут.
- Ошибки кадровой политики и нарушения ТК. Например, в результате
неграмотного разделения труда может возникнуть дублирование
обязанностей, а в связи этим неизбежны и конфликты.
- В результате неотработанной схемы исполнения обязанностей временно
отсутствующего работника и оплаты труда сверх нормы на более слабого и
безотказного сотрудника взваливают дополнительный объем работ, иногда
даже лишая оплаты. А вот спрашивают с него – по полной.
- Микс личного и профессионального. Моббинг характерен для многих
организаций, где имеют место быть родственные, интимные связи между
коллегами.
Две основные причины буллинга
Буллинг же – более агрессивное проявление офисной травли, он может быть вызван либо агрессивностью
и психологическими проблемами конкретного человека, либо спровоцирован
слабостью самой жертвы. Агрессор обычно обладает более мощными ресурсами
– властью, объемом информации, уровнем образования, финансами, связями и
знакомствами. Все это может развязать ему руки при наличии у него ниже
перечисленных проблем:
- импульсивность, неукротимое желание подчинять себе других,
жестокость, отсутствие сочувствия к коллегам, отношения в духе: «Вы у
меня еще попляшете. Вы меня еще не знаете».
- проблемы с самооценкой: «Вы все глупые, я один – умный» или «Ты лентяй/вы все лентяи, я один за вас работаю».
- желание судить о людях только путем личных симпатий-антипатий. Если человек не понравился, он будет издеваться над ним.
- привычка «играть» в агрессора. Агрессор уже не представляет, как еще можно руководить рабочим процессом.
Психологические проблемы жертвы тоже могут вызвать агрессию
окружающих. Например, если сотрудник страдает комплексом жертвы, он
обязательно притянет к себе хотя бы одного агрессора.
Конечно, каждый случай индивидуален, но будьте осторожны с самого
начала. Особенно, если вы уже сталкивались с офисными конфликтами в
своей карьере. Перед тем как устроиться в ту или иную компанию, соберите информацию
о ней, поговорите с теми, кто там работает, почитайте отзывы в
Интернете. Особое внимание обратите на текучесть кадров, конфликтность и
общую атмосферу в фирме.
Если вы – новичок в компании, не навязывайте свою дружбу сотрудникам. Держитесь нейтрально и доброжелательно ко всем без исключения. В первый день можно одеться поскромнее, а потом сориентироваться по ходу дела.
Новичкам или давно работающим сотрудникам не стоит забывать – зависть может появиться у окружающих в любой момент. А потому не стоит провоцировать завистников,
делать акцент на своем интеллектуальном превосходстве (пусть лучше оно
пойдет на качественное выполнение заданий), хвастаться здоровьем,
отличной психологической атмосферой в семье, дорогой покупкой или
поездкой заграницу.
Не пренебрегайте корпоративной культурой – посещайте
корпоративные мероприятия, поровну скидывайтесь на дни рождения и
юбилеи. Вариант «У меня нет 500 рублей, идите без меня» – не подойдет.
Если вас приглашают помочь с организацией мероприятия – не
отказывайтесь, такие мероприятия сплачивают коллектив, помогают
отвлечься от рутины и творчески раскрыться.
Не опаздывайте на работу и с обеда. Будьте
аккуратны. Сократите количество собственных ошибок до минимума.
Работайте так, чтобы у коллег не возникало желания упрекнуть вас в
непрофессионализме. Если нужно, абстрагируйтесь от эмоций. Особенно,
этот способ полезен при буллинге.
В любом коллективе есть те, кто активно участвуют в травле, и те, кто занимает нейтральную позицию. Попробуйте склонить их на свою сторону и подружиться.
Чем больше сотрудников вы привлечете к себе, тем хуже будет работать
моббинг против вас. По крайней мере, вы уже не будете чувствовать себя
отщепенцем, и вам будет проще справляться с нападками оставшихся
агрессоров. А в ситуации буллинга вы можете сплотить вокруг себя
единомышленников, заручиться профессиональной поддержкой и вместе
бороться против агрессора. К примеру, если начальник увидит, как сотрудника ценит коллектив, он снизит накал своей агрессии.
Не кричите и не хамите в ответ. Крики и хамство
всего лишь демонстрируют вашу уязвимость и бессилие. Кроме того,
подобное поведение может еще больше «разогреть» обидчиков.
Не откровенничайте с начальником или коллегами, если
подозреваете их в склонности к буллингу. Если вас спрашивают, выводят
на задушевный разговор, расскажите что-нибудь нейтральное. И,
пожалуйста, никогда не отзывайтесь о других коллегах плохо. Любая
случайно оброненная из ваших уст фраза может обернуться против вас.
Прямой разговор с зачинщиком травли также может
принести успех. Способ сложен, так как он требует определенного уровня
моральных сил от жертвы. Но, как показывает практика, срабатывает эффект
неожиданности – ведь никто не ожидает от жертвы такого поведения.
Иногда бывает даже достаточно простой констатации факта или просьбы о
помощи (для начала достаточно попросить что-то нейтральное). А дальше
стоит действовать по ситуации. Известны случаи, когда агрессор настолько
устает играть роль, что даже предпринимает попытки подружиться с
жертвой, тем более, если она показала себя грамотным и смелым
дипломатом.
Конечно, многим жертвам моббинга бывает проще уволиться, чем трепать себе нервы.
Способ удобный, но нельзя забывать, что нужно постоянно работать над
собой и не давать себя в обиду, иначе ситуации будут повторяться.
Ольга ВОСТОЧНАЯ
|