Автор: admin
Память бывает разная. Зная, как работают ее системы, мы можем улучшить запоминание.
Вехой
в истории исследований памяти стал случай X. У., человека, у которого
развилась амнезия после ампутации части мозга с целью лечения эпилепсии.
X. У. пострадал от антероградной амнезии, то есть не мог помнить ничего
после того момента, когда у него началась амнезия. Например, он вел
себя абсолютно нормально, знакомясь с новым врачом, но если врач выходил
из комнаты и возвращался через несколько минут, то пациент забывал не
только имя врача, но и тот факт, что он его вообще когда- то видел.
Другими словами, он утратил способность формировать новые воспоминания. К
тому же X. У. забыл все, что происходило с ним в зрелом возрасте,
сохранив только воспоминания-детства.
Почему случай X. У. заинтересовал нейробиологов? [] Психологи,
работавшие с X. У., пришли к неожиданному выводу. Дело в том, что,
несмотря на невозможность формировать новые воспоминания, он все равно
мог учиться новым вещам. Например, кривая обучения пациента во время
рисования перед зеркалом, когда он смотрел на зеркальное отражение
рисунка, была абсолютно нормальной. Это задание сначала представляет
трудность для всех людей, но после нескольких дней практики большинство
из них учится выполнять его без значительных ошибок. У Х. У. дела
обстояли точно так же, несмотря на то что у него не оставалось
сознательных воспоминаний о том, что он когда-либо этим занимался.
X. У. стал живым доказательством того, что различные виды памяти зависят
от разных систем мозга. Он утратил способность формировать сознательные
воспоминания о фактах и событиях, но сохранил способность обучаться
новым моторным навыкам и задействовать другие бессознательные виды
памяти. Например, любой человек столкнется с трудностями, пытаясь
определить предмет, если его изображение разбито на фрагменты. Но если
показать полный рисунок, то большинство людей с легкостью опознают его в
виде фрагментов. Даже если не будут помнить о том, что видели его
полностью. То же самое происходило и с X. У. Этот вид памяти известен
как прайминг, и он не относится к эксплицитной сознательной памяти,
которую потерял X. У. и которую мы все считаем собственно памятью.
Сознательная память о фактах и событиях, способность к которой потерял
X. У., называется декларативной, потому что вы можете говорить об этих
событиях. Например: «Вчера утром я облил кота овсянкой». Это память о
том, что нам известно, знания о фактах и событиях, которые могут быть
как ложными, так и истинными. Она зависит от работы области мозга,
находящейся в средней височной доле, которая включает в себя гиппокамп и
которая в случае X. У. была уничтожена. Изучение моторных навыков,
понимания, «как это делается», напротив, не зависит от гиппокампа,
поэтому таких проблем у X. У. не возникло. То же самое касалось
прайминга и других видов бессознательной или недекларативной памяти,
зависящих от различных систем мозга. Случай с X. У. показал
независимость различных систем памяти друг от друга. Одну из них можно
уничтожить, но остальные останутся невредимыми. Различные виды памяти
функционируют параллельно на разных уровнях и оказывают влияние на наше
поведение, независимо от того, замечаем мы это или нет. http://argusfon.com
|