Переселение душ в западных религиях и традициях
Классическая греческая и римская философия
Ваши тела — их сожжет ли костёр или время
гниеньем
Их уничтожит — уже не узнают страданий, поверьте!
Души одни не умрут; но вечно, оставив обитель
Прежнюю, в новых домах жить будут, приняты снова.
…
Так: изменяется всё, но не гибнет ничто и, блуждая,
Входит туда и сюда; тела занимает любые
Дух; из животных он тел переходит в людские, из наших
Снова в животных, а сам — во веки веков не исчезнет.
Словно податливый воск, что в новые лепится формы,
Не пребывает одним, не имеет единого вида,
Но остаётся собой, — так точно душа, оставаясь
Тою же, — так я учу, — переходит в различные плоти.
Овидий «Метаморфозы» XV 156—159, 165—172,
пер. С.Шервинского |
|
Среди древнегреческих философов, которые верили в
переселение душ или учили его доктрине, наиболее известны Пифагор, Сократ и
Платон. Как отмечает Цицерон, о бессмертии души первым стал учить Ферекид
Сиросский (VI век до н. э.). Очевидно, нужно отличать его взгляды от
изложенных у Гомера представлений народной религии, согласно которым душа
попадает после смерти в Аид, но в новое тело не возвращается. В различных
древних источниках[24] утверждают, что Пифагор говорил о том, что мог
помнить свои прошлые жизни (Эфалида и Евфорба). В античности связь между
пифагорейской философией и реинкарнацией являлась общепризнанной.
Эмпедокл описывал Пифагора так: «Ибо как скоро всю силу ума
напрягал он к познанью, То без труда созерцал все несчётные мира явленья, За
десять или за двадцать людских поколений провидя».[26] О себе Эмпедокл говорил:
Некогда я уже был мальчиком и девочкой,
Кустом, птицей и выныривающей из моря немой рыбой.
Согласно диалогу Платона «Федон», в конце своей жизни
Сократ, изложив ряд доказательств бессмертия души, заявил:
Если бессмертное неуничтожимо, душа не может погибнуть, когда к
ней приблизится смерть: ведь из всего сказанного следует, что она не примет
смерти и не будет мёртвой!
Феномен переселения душ обстоятельно описывается в диалогах
Платона «Федон», «Федр» и «Государство». Суть его теории в том, что, влекомая
чувственным желанием, чистая душа с небес (мира более высокой реальности) падает
на землю и облачается в физическое тело. Сначала опустившаяся в этот мир душа
рождается в образе человека, высшим из которых является образ философа,
устремлённого к высшему знанию. После того, как знание философа достигает
совершенства, он может вернуться на «небесную родину». Если же он запутался в
материальных желаниях, он деградирует и в своём грядущем воплощении рождается в
облике животного. Платон описывал, что в следующей жизни обжоры и пьяницы могут
стать ослами, необузданные и несправедливые люди могут родиться волками и
ястребами, а те, кто слепо следует условностям, вероятнее всего станут пчёлами и
муравьями. По прошествии какого-то времени, душа в процессе духовной эволюции
снова возвращается в человеческую форму и получает ещё одну возможность обрести
свободу.
Из последователей Платона Гераклид Понтийский излагал
оригинальную доктрину о перевоплощении душ. Платоник Альбин (II век н. э.)
выделяет четыре причины, по которым души нисходят в тела. Концепция переселения
душ была принята и в неоплатонизме (например, в сочинении Порфирия «О пещере
нимф»). В диалоге Цицерона «Тускуланские беседы» (кн. 1) и сочинении «Сон
Сципиона», включенном в диалог «О государстве», подробно рассказано о
распространённых в античности концепциях. Платоник Филон Александрийский,
комментируя Быт. 15:15, говорил, что это место Библии «ясно указывает на
неразрушимость души, которая покидает своё жилище в смертном теле и возвращается
в своё родное обиталище, которое она изначально покинула, чтобы оказаться
здесь». Однако в другом месте он отмечал, что «природа сделала душу старшей, чем
тело … старшинство же природа определяет скорее по достоинству, чем по отрезку
времени». Реинкарнация выступает центральной темой в «Герметике»,
греко-египетском сборнике текстов по космологии и духовности, авторство которого
приписывается Гермесу Трисмегисту.
Многие античные авторы, излагая воззрения брахманов,
говорят, что, по их учению, душа живёт после смерти тела, но ничего не упоминают
о её возвращении в тело. Однако, по словам Мегасфена, брахманы «вплетают в свои
рассказы подобно Платону мифы о бессмертии души, о суде в Аиде и другие в таком
же роде». Некоторые исследователи полагают, что Платон и другие древнегреческие
философы почерпнули знания о реинкарнации из мистических теорий, подобных
орфизму, или из религиозно-философских традиций Индии.
Иудаизм
В то время как такие древнегреческие философы как Платон и
Сократ сделали попытку доказать существование реинкарнации с помощью философских
аргументов, иудейские мистики, принимавшие доктрину реинкарнации, не пошли этим
путём, а представили объяснение того, почему реинкарнация была способна
разрешить трудноразрешимую проблему теодицеи — того, как совместить
существование зла с понятием всеблагого Бога.
По всей видимости, реинкарнация появилась в иудаизме
какое-то время после Талмуда. Реинкарнация не упоминается ни в Талмуде, ни в
более ранних писаниях. Идея переселения душ, называемая гилгул, стала популярной
в народных верованиях, и играет важную роль в литературе на идише среди евреев
ашкенази.
Понятие реинкарнации объясняется в средневековом
мистическом сочинении «Багир», которое происходит от мистика I века Нехунии
бен-ха-Каны, «Багир» получил широкое распространение с середины XII века. После
публикации книги «Зогар» в конце XIII века, идея реинкарнации распространилась
во многие еврейские общины. Реинкарнации признавали следующие еврейские раввины:
Баал Шем Тов — основатель хасидизма, Леви ибн-Хабиб (Ралбах), Нахманид (Рамбан),
Бахья бен-Ашер, Шеломо Алкабез и Хайм Витал. Обоснование реинкарнаций возникает
из размышлений, почему благочестивые люди и безгрешные дети страдают или
оказываются безвинно убитыми. Это противоречит убеждению, что хорошие люди не
должны страдать. Отсюда делается вывод, что такие люди — реинкарнация грешников
в прошлом рождении.
Некоторые каббалисты также признавали идею того, что
человеческие души могли перевоплощаться в животных и другие формы жизни.
Подобные идеи, начиная с XII века, встречаются в ряде каббалистических трудов, а
также среди многих мистиков XVI века. Немало историй о гилгулах приводится в
коллекции хасидских историй Мартина Бубера, в частности касающихся Баал Шем Това.
Другой взгляд на реинкарнации состоит в том, что душа
перерождается заново при условии, что она не выполнила определённой миссии.
Последователи этого взгляда рассматривают гилгул как явление редкое, и не
считают, что души переселяются постоянно.
Многие раввины отрицательно относились к идее реинкарнации,
в частности Саадия Гаон, Хасдай Крескас, Йедайя Бедерши, Иосиф Албо, Абрагам
ибн-Дауд и Леон де-Модена. Задавались вопросы, почему люди не помнят прошлых
рождений, к какой конкретно душе будет обращаться Бог в день суда, как это может
быть, что над людьми давлеют грехи прошлых рождений. Саадия Гаон, в своём труде
«Эмунот ве-де‘от», опровергает доктрину реинкарнации, и утверждает, что иудеи,
принимающие реинкарнацию, приняли неиудейские верования.
Вера в переселение душ принимается в ортодоксальном
иудаизме. В таком труде как «Шаар ха-гилгулим»[38] («Ворота реинкарнаций»),
основанном на произведениях равина Ицхака Лурии (и составленным его учеником,
равином Хаимом Виталем), описываются сложные законы реинкарнации. Одно из
понятий, которое появляется в «Шаар ха-гилгулим», — это идея о том, что гилгул
происходит во время беременности.
В ортодоксальном иудаизме, многие сиддуры («молитвенники»)
содержат молитвы, в которых просится прощение за грехи, совершённые индивидом в
этом гилгуле или в предыдущих. Эти молитвы относятся к категории молитв,
произносимых перед отходом ко сну.
Христианство
Современные христиане отвергают доктрину переселения душ.
Согласно христианской доктрине душа проживает в теле одну единственную жизнь и
со смертью тела, ожидает приговора Страшного суда, который должен решить её
дальнейшую участь — вечное блаженство в Царстве Бога или вечные муки в аду.
Однако известный русский религиозный философ Н. О. Лосский придерживался теории
перевоплощения души. Так в работе «Учение о перевоплощении» он писал:
Теория предсуществования души и перевоплощения, развитая
Лейбницем и усвоенная мною … никогда не подвергалась осуждению Церкви. … На
церковных молитвах, напр. на содержании панихиды, учение о перевоплощении никак
не должно отразиться. В панихиде всё внимание сосредоточено на конечной цели
жизни человека, на вступлении его в Царство Божие, где нет «ни болезни, ни
печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Но в индивидуальной молитве об
усопших сторонник учения о перевоплощении может, конечно, обращаться к Богу с
просьбой о благословении умершего на новых путях его жизни, о ниспослании ему
даров Духа Святого и т. п…
Кроме того, некоторые богословы и учёные, в том числе и
христианские, признают возможность того, что ранние христиане более склонялись к
теории перерождения, нежели к идее воскрешения и водворения в рай или ад.
Согласно сторонникам реинкарнации, теория переселения душ соответствует простой
логике и здравому смыслу: мог ли милосердный Бог дать своим детям лишь
одну-единственную возможность достичь Царства Небесного? Можно ли допустить, что
всепрощающий Бог обрёк человека на вечность в аду, дав ему один-единственный
шанс искупить грехи?
В Библии термин «реинкарнация» не упоминается и доктрина о
переселении душ прямо не признаётся. Однако ряд основных доктрин различных
направлений современного христианства также прямо не упоминается в Библии.
Примером может служить католическая догма о том, что души могут отправиться в
чистилище, чтобы искупить грехи: в Библии нет прямого упоминания о нём. Ряд
исследователей считают, что Святая Троица также является примером догмы, не
имеющей библейского происхождения.
Возможные упоминания о реинкарнации в Новом Завете
Некоторые эпизоды из Нового Завета интерпретируются как
ссылки на теорию переселения душ. В одном случае, описываемом в Евангелиях,
Христос и его ученики повстречали человека, слепого от рождения, и ученики
спросили: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин.
9:2). Исследователи указывают на то, что сам факт того, что первые последователи
Иисуса задали ему такой вопрос, предполагает их веру в предыдущее существование
и реинкарнацию и распространённое мнение о наказании детей за грехи родителей
(Плач.5-7). К ним принадлежит и Жан Кальвин, который, отвергал идею переселения
душ, но полагал, что в этом стихе, возможно, говорится о реинкарнации. По всей
видимости, ученики Христа были уверены в том, что до своего рождения слепец жил
в другом теле. В противном случае, как человек, слепой с самого рождения, мог
быть наказанным слепотой за якобы совершенный грех?
Согласно одной из христианских трактовок, ответ Христа
ученикам подразумевает, что причиной недуга слепца были вовсе не грехи,
совершённые им или его родителями. Он был рождён слепым для того, чтобы Иисус
мог исцелить его и тем самым «умножить славу Господа». Сторонники реинкарнации
указывают на то, что Иисус ответил так, но не говорил, что вопрос, заданный
учениками, некорректен. Из ряда библейских цитат видно, что Христос, как
правило, указывал ученикам на то, что их вопросы неуместны. Сторонники
реинкарнации также указывают, что ответ Иисуса не объясняет, почему такие вещи
случаются вообще. Ведь есть и другие люди, рождённые с тем же недугом.
В Евангелиях существуют указания на веру некоторых людей
того времени в то, что пророк Илия вернулся в образе Иоанна Крестителя, и другие
древнееврейские пророки также пришли в иных обличьях.
«Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал
учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына человеческого? Они сказали:
одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или же за одного
из пророков» (Мф.16:13-14).
«И спросили Его ученики: как же книжники говорят, что Илии
надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти
прежде и устроить всё, но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а
поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них. Тогда
ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе » (Мф.17:10-13).
«Истинно говорю вам: из рождённых жёнами никто не
возвысился выше Иоанна Крестителя; но ничтожнейший в Царстве Небесном выше его.
Ибо можете принять, что он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши, да
услышит! » (Мф.11:11, 14-15).
По мнению сторонников реинкарнации, это явное упоминание
переселения душ. Христианские исследователи пытаются опровергнуть это, цитируя
стихи 19 и 21 Евангелия от Иоанна, где описывается, как к Иоанну Крестителю
подошли иерусалимские священники и спросили его, был ли он Илией. Иоанн отверг
всяческие попытки отождествления его с Илией, и вообще отрицал наличие у него
пророческого дара.
«И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из
Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся,
и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет.
Пророк? Он отвечал: нет.» (Ин.1:19-21)
Сторонники реинкарнации указывают на то, что это вполне
можно объяснить скромностью Предтечи. Когда священники дали Иоанну возможность
высказаться, он не сказал священникам прямо, кто он такой. Некоторые
исследователи объясняют это тем, что он просто не помнил своих предыдущих
воплощений.
Гностицизм
Так как место зарождения христианства и вектор его
распространения были тесно связаны с Римом и Грецией, на его формирование
оказало влияние наследие, оставленное античными мыслителями. Именно поэтому
гностики соединяли христианское богословие с представлениями пифагореизма и
неоплатонизма, краеугольным камнем которых являлось учение о реинкарнации. Так
идея о переселении души вошла в гностическую доктрину раннеапостольской
христианской традиции. Концепцию переселения душ принимали гностики Карпократ и
Апеллес. Василид толковал слова апостола Павла «Я жил, когда не было закона»
(Рим. 7:9) так, что «перед тем как воплотиться в это тело, он жил в другом,
которое неподвластно закону, например, в теле животного или птицы».
Раннее христианство и переселение душ
В христианстве принято считать, что взгляды ранних Отцов
Церкви на учение о реинкарнации были отрицательными. Однако некоторые
родоначальники христианской церкви, такие как Климент Александрийский (150—220),
Иустин Мученик (100—165), святой Григорий Нисский (335—394), Арнобий (конец III
века) и святой Иероним (340—420), неоднократно упоминают идеи реинкарнации.
Критика концепции переселения душ содержится в сочинениях Иринея Лионского
«Против ересей» (кн. II, гл. 33-34) и Григория Нисского «Об устроении человека»
(гл.28), тогда как Аврелий Августин в своей автобиографии «Исповедь» всерьёз
рассматривал возможность реинкарнации.
Господь, ответь мне, наступило ли младенчество
моё вслед за каким-то другим умершим возрастом моим, или ему
предшествовал только период, который я провёл в утробе матери моей? ...
А что было до этого, Радость моя, Господь мой? Был я где-нибудь, был
кем-нибудь? ... Ты смеешься над тем, что я спрашиваю об этом...
Аврелий Августин, «Исповедь» |
|
Из-за своей склонности ко злу некоторые души...
входят в тела, поначалу человеческие; затем, за неразумные страсти,
прожив отпущенный им срок человеческой жизни, они превращаются в
животных, с уровня которых деградируют до уровня... растений. Из этого
состояния, через те же стадии, они поднимаются, и им возвращают их место
в раю...
Ориген, «О началах» |
Теория реинкарнации в раннем христианстве называлась «предсуществованием
душ». Наиболее откровенно в поддержку этой доктрины высказывался Ориген (185—254
года), позднее признанный христианской церковью еретиком, которого часто
называют «самым значительным и известным из ранехристианских богословов».
Взгляды Оригена на предмет реинкарнации были изложены в «Гиффордских лекциях»
преподобного Уильяма Р. Инге (1860—1954), декана собора святого Павла в Лондоне
и профессора богословия Кембриджского университета:
Ориген… учил, что душа живёт и до рождения в теле. Душа
нематериальна, поэтому у её жизни нет ни начала, ни конца… Это учение
представлялось Оригену столь убедительным, что он не мог скрыть своего
раздражения по поводу веры ортодоксов в Судный день и последующее воскресение
мёртвых. «Как можно восстановить мёртвые тела, каждая частица коих перешла во
множество иных тел? — вопрошает Ориген. — Которому из тел принадлежат эти
молекулы? Вот так люди погружаются в трясину несуразиц…»
В трактате «О началах» (III 8, 3) Ориген толкует библейский
текст Пс. 114, 7 («Возвратись, душа моя, в покой твой») как намекающий на
предсуществование души.
Хотя в большинстве исторических источников утверждается,
что учение о переселении душ в христианском мире принимали лишь отдельные
мыслители, находившиеся под влиянием идей пифагореизма, платонизма или
гностицизма, высказывается другое мнение о истории этого учения в христианской
религии, согласно которому христианство признавало доктрину реинкарнации (в
форме доктрины о предсуществовании душ или в других формах) с самого момента
своего зарождения. Подобный взгляд на историю получил широкое признание среди
теософов конца XIX — начала XX века, а позднее был принят приверженцами движений
нью-эйдж и рядом учёных и авторов.
На поместном соборе Константинопольской церкви 553 года
учение Оригена о предсуществовании душ было осуждено как несовместимое с
христианским вероучением. На Соборе были рассмотрены и одобрены 10 анафематизмов
в адрес оригенизма, написанных императором Юстинианом. В первом из них указано:
Если кто говорит или придерживается мнения, что человеческие
души предсуществуют, будучи как бы идеями (νόας) или священными силами; что они
отпали от божественного созерцания и обратились к худшему и вследствие этого
лишились божественной любви и потому названы душами (ψυχας) и для наказания
посланы в тела, — тот да будет анафема.
Многие христианские богословы и исследователи утверждают,
что воспринимать Оригена как учителя теории перевоплощения не вполне верно по
причине того, что теория Оригена не была теорией перевоплощения в том смысле, в
котором последнюю понимают платоники, индуисты или буддисты.
Исследователи-христиане часто приводят аргумент, что критика идеи переселения
душ встречается у св. Иринея Лионского, Тертуллиана, св. Мефодия Олимпийского,
св. Григория Нисского и св. Кирилла Александрийского. Некоторые исследователи
также отмечают, что если в ранних произведениях Оригена и усматриваются идеи
реинкарнации, то в последующих своих произведениях он выступает с их критикой.
Подобные противоречия в трудах Оригена, Григория Нисского и некоторых других
апологетов, в одних цитатах отзывающихся о реинкарнации положительно, а в других
— отрицательно, сторонниками реинкарнации объясняют тем, что после того, как
доктрина о реинкарнации была официально отвергнута, их труды были
целенаправленно изменены и в них были добавлены отрицательные высказывания в
отношении доктрины переселения душ.
Средневековье и Новое время
В эпоху Возрождения интерес христианского сообщества к идее
переселения душ резко возрос; в то время как в иудаизме возникли
каббалистические учения, христиане переосмыслили собственные мистические
традиции. Церковь, однако, считала идею перерождения ересью и предпринимала
жестокие карательные меры против еретиков. Джордано Бруно был сожжён на костре
отчасти и из-за своей веры в переселение душ. Доктрину переселения душ
исповедывали такие христианские гностические течения, как альбигойцы (катары),
павликиане и богомилы.
Ислам и суфизм
В Коране нет явных упоминаний о жизни после смерти и
перевоплощении души. Коран лишь вскользь касается основных богословских и
философских вопросов, имеющих отношение к природе посмертного существования.
Только позднее были написаны обширные богословские комментарии, в которых
упорядочиваются скрытые значения канонических повествований о пророке (так
называемых «хадисов») и откровения Корана. Мусульмане, как правило, строго
придерживаются традиционных представлений о смерти и загробной жизни, и не
стремятся изучать труды мистиков, с целью открыть тайное значение строк Корана,
посвящённых этому вопросу.
У мусульман существует достаточно сложная система
представлений о природе смерти, о самом моменте умирания и о том, что происходит
после смерти. Согласно исламскому взгляду на жизнь после смерти, душа умершего
помещается за «преграду» (барзах), а тело, преданное земле, разлагается и в
конечном итоге превращается в пыль. Лишь в Судный день, по воле Аллаха будут
созданы новые тела, в которые и устремятся души. Воскрешенные таким образом,
люди предстанут перед своим Творцом и будут нести ответ за дела которые
совершали в течение своей жизни.
Подобно другим религиям, ислам учит, что Бог создал
человека не для того, чтобы он однажды умер — через Коран проходит мысль о
возрождении и обновлении. Известный стих из писания гласит: «Он — тот, кто дал
вам жизнь, и Он пошлёт вам смерть, а затем снова дарует вам жизнь». Та же идея
встречается в Коране как предостережение идолопоклонникам: «Господь создал вас,
заботился о вас, затем вы умрёте по Его воле, затем Он вновь даст вам жизнь.
Могут ли идолы (которых вы зовете богами) сделать для вас всё это? Слава
Господу!» В традиции ислама, однако, эти и другие аналогичные отрывки из Корана,
возможно связанные с реинкарнацией, обычно трактуются как обещание воскресения.
Частые упоминания в Коране о воскресении, по мнению некоторых исследователей,
могут с равной долей вероятности относиться и к реинкарнации. Например, в Суре
20:55/57 приводятся слова Бога, обращённые к Моисею: «Мы сотворили тебя из
земли, и Мы вновь обратим тебя в землю, и затем вновь сотворим тебя». Некоторые
исследователи трактуют смысл данного стиха как тела, которое постоянно создаётся
и разрушаются, и души, которае после смерти тела рождается вновь, но уже в
другом теле.
Всему, что зрим, прообраз есть, основа есть вне
нас,
Она бессмертна - а умрет лишь то, что видит глаз.
Не жалуйся, что свет погас, не плачь, что звук
затих:
Исчезли вовсе не они, а отраженье их.
А как же мы и наша суть? Едва лишь в мир придем,
По лестнице метаморфоз свершаем наш подъем.
Ты из эфира камнем стал, ты стал травой потом,
Потом животным - тайна тайн в чередованье том!
И вот теперь ты человек, ты знаньем наделен,
Твой облик глина приняла, - о, как непрочен он!
Ты станешь ангелом, пройдя недолгий путь земной,
И ты сроднишься не с землей, а с горней вышиной.
О Шамс, в пучину погрузись, от высей откажись -
И в малой капле повтори морей бескрайних жизнь.
Джалаладдин Руми |
|
В исламской традиции, человеческое существо — это душа,
воскрешаемая духом. Согласно традиционным толкованиям Корана, заблудшие души
сразу после смерти попадают на суд ангелов, которые выступают как посланники
Аллаха. Неверие в Аллаха и его пророка навлекает на человека проклятие и
обрекает его на вечное пребывание в Джаханнаме — геенне, или аде. Подобно
иудаизму и христианству, джаханнам — это место вечных посмертных мучений. Хотя в
полной мере грешники будут наказаны только после «конечного воскресения»,
неверующие попадают в уготованный им вечный ад сразу же по смерти, а души тех,
кто верует в Аллаха и его пророка, не подвержены суду ангелов смерти. К
праведникам приходят ангелы и препровождают их в рай. Вознаграждение в полной
мере благочестивые мусульмане получают только после воскресения, но, в отличие
от неверных, праведники мирно отдыхают в ожидании назначенного часа.
Считается, что после похорон к человеку, находящемуся в
могиле, приходят два ангела, Мункар и Накир, с чёрными лицами, устрашающими
голосами, пронзительными голубыми глазами и волосами, ниспадающими до самой
земли. Они допрашивают усопшего о добрых или злых делах, совершённых им при
жизни. Этот допрос называется «судом в могиле»; такой суд ожидает всех
правоверных мусульман. Дабы подготовить усопшего к этому суду, родные и друзья
во время похорон шепчут ему на ухо разные советы, которые помогут правильно
ответить на вопросы божественных судей. Если умерший успешно пройдёт через этот
«экзамен», он вкусит «райского блаженства» ещё в могиле; если нет, — его ожидают
невыносимые мучения. Однако в должный срок, как грешники, так и праведники
пройдут через «новое сотворение», готовясь к воскресению, после которого
благочестивые и неверные отправятся по местам конечного назначения — в рай или в
ад.
В эпоху возникновения ислама существовало несколько иное
богословское представление о смерти — она уподоблялась сну. Идея воскресения
играла центральную роль и в изначальной концепции загробной жизни, но была
сформулирована не так жёстко, и, по мнению некоторых исследователей, вполне
могла быть истолкована с точки зрения доктрины о реинкарнации. Уподобление сну
было единственным последовательно поддерживаемым первыми мусульманскими
богословами представлением о смерти. Древние представления, в которых смерть
уподоблялась сну, а воскресение из мёртвых — пробуждению, можно обнаружить в
Коране (25:47/49): «Господь сделал ночь вам покровом, и сон отдыхом, и создал
день для пробуждения (нушур)». Ночь — это полог, покрывающий спящего; сон — это
прообраз смерти, а заря — символ воскресения (нушур)… Ключевое слово этих строк
— нушур, которое можно перевести как «подъём» или «пробуждение». Позднее
исламские философы связали этот термин с понятием воскресения. По мнению
некоторых исследователей, изначальные исламские представления о смерти были
тесно связаны с идеей реинкарнации: тот, кто спит, неминуемо должен проснуться.
Является ли это пробуждение неким окончательным воскресением, или же оно
происходит в круговороте рождений и смертей; в любом случае, вопрос посмертного
существования занимал важное место в раннеисламской философии. В современном
исламе, большинство правоверных мусульман склоняется к идее воскресения, тогда
как представители таких мистических течений в исламе как суфизм всегда объясняли
смерть как начало новой жизни и толковали слово нушур как пробуждение души после
вселения в новое тело.
В исламских писаниях реинкарнация обозначается словом
танасух, — термин, который редко употребляется ортодоксальными мусульманскими
философами, но достаточно часто встречается в трудах арабских и ближневосточных
мыслителей и богословов. Арабские и персидские богословы, подобно каббалистам,
считают, что переселение души является следствием грешной или неудавшейся жизни.
Понятие «танасух» гораздо более широко распространено среди мусульман Индии, что
можно объяснить влиянием индуизма. Сторонники реинкарнации утверждают, что Коран
поддерживает учение о переселении душ и приводят как доказательство ряд цитат,
некоторые из которых приводятся ниже: «Тому, кто нарушил субботу, Мы сказали:
будь обезьяной, мерзкой и презренной». «Тот худший из всех, кто прогневил Аллаха
и навлёк на себя Его проклятье. Того Аллах обратит в обезьяну или свинью».
«Аллах даёт вам жизнь от земли, затем вновь обращает вас в землю, и Он же вновь
даст вам жизнь». Значение этих и других стихов Корана исследовали такие
знаменитые персидские поэты-суфии, как Джалаладдин Руми, Саади и Хафиз. Тема
переселения душ также отражена в духовной лирике Мансура Халладжа — одного из
наиболее известных суфийских мыслителей, жившего в X веке.
Друзы
Для друзов, известных также как сирийские суфии,
реинкарнация выступила основополагающим принципом, на котором выстроилось их
учение. Это синкретическое ответвление ислама сформировалось в XI веке и
рассматривается ортодоксальным исламом как еретическое. Его основоположником был
Фатимид, халиф аль-Хакима. Некоторые друзы утверждают, что являются потомками
подвергшихся преследованию мистиков, нашедших прибежище в Персии.[94] Другие
указывают на своё родство с Хемсой, дядей пророка Мухаммеда, который посетил
Тибет в 625 году в поисках «тайной мудрости».[95] Они полагают, что впоследствии
он явился как миссия Хамса и основал их орден подобно тому как Будды воплощаются
в тибетских лам.[96] Это учение распространено в основном среди жителей Ливана,
Иордании и Сирии, но в последнее время оно приобретает всё более заметное
влияние на ортодоксальных мусульман. Исторически, гонения, которым во времена
Средневековья подвергались учёные, не принадлежавшие к ортодоксальному
направлению христианства, заставили многих мыслителей и философов покинуть
Европу. Некоторые из них переселились в Персию, другие отправились в Аравию или
добрались до самой Индии. Христиане-гностики ознакомили арабов с греческой
философией и произошедшим из неё гностицизмом; несториане принести в Аравию
неоплатоническое учение, а евреи — каббалистические писания. Учение герметиков
также прижилось на Ближнем Востоке. Примерно в это же время Аль-Бируни совершил
путешествие в Индию, где изучил классические религиозные писания индуизма,
некоторые из которых затем были переведены на арабский и персидский языки и
распространились по всей Аравии. Таким образом, к моменту зарождения «ереси»
друзов доктрина перерождения души успела войти в ислам и вновь быть извергнута
из него. По мнению некоторых исследователей, именно поэтому трудно судить, что
является ересью, а что — истинным и изначальным учением Корана. Со временем
правоверные мусульмане занялись поисками в Коране тайного, эзотерического
смысла. Сам Мухаммед утверждал, что мудрость Корана главным образом зиждется на
сокровенном значении его слов: Коран был «ниспослан на семи наречиях, и в каждом
его стихе два значения — явное и сокрытое… Я получил от Божьего вестника двоякое
знание. Одному из них я учу …но если бы я открыл людям другое, оно разорвало бы
им глотку». По мнению некоторых исследователей, это «тайное значение» многих
текстов включало в себя теорию переселения душ, которая со временем была предана
забвению.
Реинкарнация в еретических течениях ислама
В серии статей «Реинкарнация. Исламские представления»
исламский учёный М. Х. Абди описал события, в результате которых произошло
отторжение доктрины реинкарнации от ортодоксального мусульманского вероучения:
На протяжении нескольких веков выдающиеся последователи
Магомета принимали учение о реинкарнации, но утаивали его от широкого круга
верующих. Эта позиция была обоснована определёнными психологическими факторами.
Исламское вероучение всегда в первую очередь призывало к праведным поступкам.
…Кроме того, оборонительные сражения, известные как Джихад, или священные войны,
которые мусульмане вели в дни зарождения исламской религии, и более поздние
захватнические (а значит, не священные) войны, значительно повлияли на судьбу
ислама. Ранее философские, мистические и этические течения получили мощный
толчок к развитию, но позже, в результате определённых политических событий,
ослабели и зачахли. Со временем арабские республики превратились в монархические
государства; философы и святые утратили прежнее влияние. Такие сокровенные темы,
как переселение души, требуют особого подхода. Для того, чтобы судить о них,
необходимо иметь представление о высших уровнях сознания, причинно-следственных
законах и действии законов эволюции. Монархов не интересовали столь далекие от
политики предметы. Подобно множеству других учений, доктрина реинкарнации
доступна лишь суфиям и специалистам по истории суфизма… Тем не менее,
мусульманин, открыто верующий в переселение душ, и названный еретиком едва ли
подвергается какой-либо опасности.
Последователи традиционных направлений ислама всё же боятся
прослыть еретиками, поэтому доктрина реинкарнации обсуждается и толкуется только
в русле суфийской традиции. Некоторые ортодоксальные богословы полагают, что без
веры в перерождение души трудно примирить проповедуемую исламом мораль и
религиозное учение. Например, Г. Ф. Мур отмечает, что невозможность совместить
страдания невинных детей с идеей Господней милости или, на худой конец,
справедливости, заставляет некоторых вполне либеральных мусульманских богословов
(мутазилитов) искать причины мучений в грехах, совершенных в прошлой жизни…
Учение о реинкаранации — неотъемлемая часть культа имама, исповедуемого шиитами;
это учение в специфической форме бытует также среди исмаилитов и является
важнейшей частью доктрины бабизма.
Специалист по истории ислама, И. Г. Браун, развивает эту
мысль в своём труде «Литературная история Персии». Рассказывая об эзотерических
направлениях ислама, он упоминает три вида реинкарнации, которые признаются
мусульманскими мыслителями:
-
Хулул — повторяющееся воплощение святого или пророка
-
Риджат — возвращение имама или другого религиозного
деятеля сразу же после его смерти -
Танасух — обычное перевоплощение любой души
Исмаилиты даже утверждают, будто Кришна пришёл в мир как
Будда, а позднее — как Мухаммед; последователи этого течения верят в то, что
великие учителя рождаются вновь и вновь ради блага новых поколений. Многие
современные мусульмане признают, что готовы, хотя бы в теории, допустить
существование форм реинкарнации, упоминаемых мистиками. Также как и в других
авраамических религиях, в исламе теория перерождения души находится на заднем
плане и вера в переселение душ обычно рассматривается как ересь, или, в лучшем
случае — как прерогатива мистиков. Тем не менее, по мнению некоторых
исследователей, тщательное изучение различных направлений и священных писаний
ислама показывает, что доктрина реинкарнации является частью вероучения данной
религиозной традиции. Мусульманский богослов Эрла Во говорит по этому поводу
следующее:
Упоминания о реинкарнации прочно вплетены в богатейшую ткань
исламской культуры и порождены её мудростью; это не просто «факультативный
элемент» мусульманской религии. С другой стороны, даже те направления ислама,
которые отошли от ортодоксальной формы настолько далеко, что воспринимаются
скорее как самостоятельные религии (например, суфизм), изначально отделились от
основной традиции вовсе не из-за какого-то особенного понимания доктрины
реинкарнации, а, скорее, в результате воздействия многочисленных факторов,
порожденных внутренними проблемами истории и культуры ислама. Это наглядно
иллюстрируется поисками духовных лидеров, которые несли бы в себе печать
Божественности или Божественного знания. Возьму на себя смелость предположить,
что эти формы религии не только будут продолжать свое существование, но с
течением времени примут новый, более привлекательный облик благодаря
соприкосновению с другими учениями, как взращёнными внутри ислама, так и
созданными извне, в качестве протеста против налагаемых им ограничений.
Система религиозных верований народов Севера
Для многих народов Севера характерно представление о
бессмертии души и реинкарнации — возвращении души к людям в облике
новорожденного младенца. Подобные представления вызвали не только весьма
спокойное отношение к смерти, но и существование устойчивого института
добровольного ухода из жизни. У эскимосов, чукчей и коряков человек, будучи
больным, старым, немощным или желая умереть от горя, бедности и других причин,
просил родственников либо друзей убить его копьем, ножом или задушить ремнём —
считалось, что такую просьбу нельзя не исполнить. Также считалось, что в мире
мёртвых человеку понадобятся те же предметы, какими он пользовался при жизни,
поэтому всё необходимое клали вместе с умершим.
Реинкарнация в западной культуре
На Западе, христианская церковь, и позднее,
материалистическая наука, веками пресекали проявления интереса как к
реинкарнации, так и к проблеме предсуществования и возможности существования
сознания отдельно от тела. Тем не менее, на протяжении всей истории Запада
находились мыслители, которые понимали и пытались отстоять понятие бессмертия
сознания и переселения души. А большое количество философов, писателей,
художников, учёных и политических деятелей серьёзно задумывалось над этой идеей.
Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр однажды заметил:
"Если бы азиат попросил меня дать определение понятия «Европа»,
я был бы вынужден ответить ему следующим образом: «Это часть мира, где слепо и
упорно верят в то, что человек был создан из ничего и что это рождение есть его
первое появление на свет».
Западные мыслители
Джордано Бруно был сожжён католической инквизицией на
костре отчасти из-за того, что принимал доктрину реинкарнации. Во время эпохи
Возрождения произошла вспышка интереса к теме реинкарнации. Большую роль в этом
сыграл известный итальянский философ и поэт Джордано Бруно. Из-за своих учений
(в том числе и о реинкарнации), Бруно был осуждён и сожжён на костре
инквизицией. В заключительном ответе на предъявленные ему обвинения Бруно
бесстрашно заявил, что душа — «это не тело» и что «она может находиться как в
одном, так и в другом теле и переходить из одного тела в другое». В условиях
жестокого преследования со стороны Церкви учение о реинкарнации могло
существовать только в глубоком подполье; так, в Европе оно сумело выжить только
в тайных обществах розенкрейцеров, франкмасонов, каббалистов и т. п.
В эпоху Просвещения, некоторые мыслящие люди в Европе,
освободившиеся от церковной цензуры, приняли доктрину реинкарнации. Великий
философ Вольтер писал, что доктрина реинкарнации «не абсурдна и не бесполезна»,
и что «родиться дважды не более удивительно, чем родиться однажды». В США
результатом распространившегося сюда из-за океана интереса к вопросу о
переселении душ было не только глубокое влияние идеи перевоплощения на некоторых
отцов нации, но и полное принятие ими этой идеи. Верой в реинкарнацию проникнуты
слова Бенджамина Франклина: «Обнаружив, что я существую в этом мире, я верю, что
в той или иной форме я буду существовать всегда». В 1814 году бывший президент
США Джон Адамс, читавший книги по индуизму, писал о доктрине реинкарнации
другому бывшему президенту Томасу Джефферсону:
Некоторые восставшие против Бога души были низвергнуты в
область совершенной тьмы. Затем их выпустили из темницы и позволили подняться на
землю, чтобы они смогли переселиться во всевозможных животных (рептилий, птиц,
зверей и людей), в зависимости от их положения и характера, и даже в овощи и
минералы, и там, в служении, пройти свой испытательный срок. Если они успешно
проходили положенные им градации, они получали возможность получить тела коров и
людей. Если в теле человека они вели себя подобающим образом,…им возвращали их
изначальный статус и наслаждение в раю.
Наполеон рассказывал своим генералам, что в предыдущей
жизни он принадлежал к семье Шарлемань. Во время классического периода немецкой
литературы, тема метемпсихоза привлекла внимание ряда немецких писателей и
философов, таких как Гёте, Готхольд Лессинг, Иоганн Гердер и Артур Шопенгауэр.
Иоганн Вольфганг фон Гёте, один из величайших немецких поэтов, известный
драматург и учёный, также верил в реинкарнацию: «Я уверен, что так же, как
сейчас, я уже бывал в этом мире тысячи раз, и надеюсь вернуться еще тысячу раз».
Интерес к теме также проявил Дэвид Юм. Ирландский поэт и лауреат Нобелевской
премии Уильям Йейтс представил теорию реинкарнации в своём оккультном трактате
«Видение». Согласно Йейтсу, реинкарнация не происходит в рамках линейного
времени — все будущие и прошлые жизни индивида случаются в момент вечного
настоящего, и решения, принятые в любой из этих жизней, также влияют и на все
другие жизни. Идея реинкарнации также привлекла внимание одного из самых
влиятельных художников Запада, Поля Гогена. В последние годы своей жизни,
проведённые на острове Таити, он писал, что, когда разрушается физический
организм, «душа выживает». Гоген считал, что душа облачается в другое тело,
деградируя или возвышаясь, сообразно своим достоинствам или недостаткам. По
мнению художника, на Запад идею постоянного возрождения принёс Пифагор,
услышавший о реинкарнации от мудрецов древней Индии. В России реинкарнацию
принимал великий русский писатель Лев Толстой.
Многие естествоиспытатели и психологи также верили в
реинкарнацию. Карл Юнг пользовался понятием вечного «я», которое переживает
многие рождения как средство постижения глубочайших тайн «Я» и сознания.
Английский биолог Томас Хаксли отмечал, что «доктрина
переселения души» была «способом дать убедительное объяснение действию космоса
по отношению к человеку», и подчёркивал, что «только самые нетерпеливые из
учёных станут отвергать эту доктрину по причине её якобы заведомой абсурдности».
Американский учёный Эрик Эриксон, один из ведущих специалистов в области
психоанализа, занимавшийся, в частности, проблемой совершенствования человека,
убеждён в том, что реинкарнация лежит в основе системы верований человека:
Давайте не будем закрывать глаза на это: в глубине души ни один
здравомыслящий человек не может представить себе своё существование, не допуская
при этом, что он жил всегда и будет жить после этой жизни.
Генерал Джордж Паттон верил в реинкарнацию, и также как и
другие члены его семьи, утверждал, что в ряде случаев имел видения своих
предыдущих воплощений. В частности, Паттон объявлял себя реинкарнацией
карфагенского полководца Ганнибала. В своих литературных произведениях лауреат
Нобелевской премии Исаак Башевис Зингер часто говорит о прошлых жизнях, новом
рождении и бессмертии души: «Смерти нет. Как может существовать смерть, если всё
есть часть Бога? Душа никогда не умирает, так же как тело никогда не бывает
живым». Идея реинкарнации также отразилась в творчестве английского поэта Джона
Мейсфилда и одного из бывших участников группы «The Beatles» Джорджа Харрисона,
принявшего индуизм в 1960-х годах.
В учении американского мистика Эдгара Кейси реинкарнация и
карма выступают как инструменты любящего Бога, и как законы природы, целью
которых является преподача индивиду определённых духовных уроков. Кейси
утверждал, что животные имеют «групповые» души, и не обладают индивидуальностью
и сознанием. В процессе духовной эволюции, душа проходит через ряд животных
воплощений и достигает человеческого тела, после чего она уже более никогда не
возвращается в животные формы жизни. Взгляды Кейси на предмет духовной эволюции
имеют большое сходство с трактовкой этого понятия в теософии.
Генри Форд был убеждённым сторонником реинкарнации. В
частности, он считал, что в своём последнем воплощении погиб как солдат в Битве
при Геттисберге. Форд описывает свои верования в следующей цитате из журнала «San
Francisco Examiner» от 26 августа 1928 года:
Я принял теорию реинкарнации, когда мне было двадцать шесть
лет. Религия не давала мне объяснения данного феномена, а работа не приносила
полного удовлетворения. Работа не имеет никакого смысла если опыт, накопленный в
одной жизни, мы не можем использовать в другой. Когда я открыл для себя
реинкарнацию, это было подобно обнаружению вселенского плана, — я осознал, что
теперь существовал реальный шанс осуществить мои идеи. Я более не был ограничен
временем, я перестал быть его рабом. Гений — это опыт. Некоторые, похоже,
считают, что это дар или талант, на самом же деле это плод опыта, накопленного
за многие жизни. Некоторые души старше чем другие и соответственно знают больше.
Открытие понятия реинкарнации успокоило мой ум. Если вы записываете эту беседу,
напишите, что это помогает успокоить ум. Я бы очень хотел поделится со всеми
умиротворением, которое приносит такое видение жизни.
Трансцендентализм
Интерес к перевоплощению и индийской философии был
характерен для американских трансценденталистов, включая Эмерсона, Уитмена и
Торо. Генри Дэвид Торо, автор «Уолдена», или «Жизни в лесах», писал: «Насколько
я себя помню, я всегда, сам того не сознавая, обращался к опыту одного из
предыдущих состояний своего существования». Ещё одним свидетельством глубокого
интереса Торо к реинкарнации является рукопись «Переселение семи Брахманов»,
найденная в 1926 году. Эта небольшая по объёму работа представляет собой
английский перевод рассказа о переселении души, взятого из древней истории,
написанной на санскрите. Эпизод, связанный с переселением душ, прослеживает
последовательные перевоплощения семи мудрецов в охотников, принцев и животных.
Идея реинкарнации также нашла отражение в поэзии Уолта Уитмена.
Теософия
Теософское общество было первой организацией, которая
широко распространила в современном западном обществе концепцию реинкарнации.
Такие понятия как карма, реинкарнация и духовная эволюция выступили основой
доктрины теософии, и они, согласно одному из теософских авторов, «являются
ключём к разрешению современных проблем», включая проблему
наследственности.[108] В теософической доктрине, человеческая душа
рассматривается как изначально чистая и обладающая большим духовным потенциалом.
Реинкарнация выступает как процесс, посредством которого душа постепенно
раскрывает этот свой духовный потенциал в мире форм и осознаёт свою истинную
природу.
Сначала, душа нисходит из своего свободного, духовного
местообитания, и воплощается в теле ребёнка. Пребывая в человеческом теле, она
накапливает опыт посредством своих попыток самовыражения в этом мире. Во время
смерти происходит переход души с физического плана на последовательно более
возвышенный уровень бытия. Это включает в себя процесс очищения и ассимиляции
знаний и мудрости из прошлых воплощений. В конце концов, полностью отказавшись
от инструментов личностного опыта, душа заново обретает свою изначальную
духовную, бесформенную природу. По завершению этого процесса, душа готова для
своего следующего ритмического проявления и нисхождения на материальный уровень
для осуществления новой попытки раскрытия своего духовного потенциала и
обретения сознания своей божественной природы и происхождения.
С подобной точки зрения, то, что называют человеческой
жизнью представляет собой не более чем один день в существовании истинно
духовного человеческого существа. Это духовное существо непрерывно двигается
вперёд по длинному пути паломничества, с каждой жизнью приближаясь всё ближе и
ближе к завершению процесса самоосознания и самовыражения. Согласно теософской
доктрине, то, что перевоплощается представляет собой ту часть индивида, которая
изначально принадлежит к бесформенным и нематериальным мирам, находящимся вне
времени. Через процесс реинкарнации проходит не физическое тело со всеми своими
характеристиками, не эмоциональная природа, со всеми её пристрастиями и
отвращениями, и не ум, с его накопленными знаниями и привычкой рассуждения. То,
что проходит через процесс перевоплощения, находится над всеми этими аспектами
индивида. Когда, однако, бесформенная сущность живого существа начинает процесс
реинкарнации, она притягивает к себе старые эмоциональные, умственные и
кармические образы и формирует на их основе новую личность. Таким образом душа с
помощью способностей, развитых в прошлых воплощениях и в посмертном процессе
ассимиляции, получает способность справится с теми препятствиями и недостатками,
с которыми она не смогла совладать в своих прошлых реинкарнациях.
Антропософия
Реинкарнация играет важную роль в идеях антропософии —
эзотерического духовного движения, основанного Рудольфом Штейнером. Штейнер
описывает человеческую душу как приобретающую опыт из воплощения в воплощение в
разных расах и народах. Индивидуальная личность, со всеми её слабостями и
способностями, не является всего лишь отражением генетического наследства.
Штейнер описывает перевоплощающуюся душу как ищущую или даже подготавливающую
свою семейную линию.
В антропософии, настоящее формируется в результате
противостояния прошлого и будущего. Причём, на нашу настоящую судьбу влияют как
прошлое, так и будущее; некоторое события случаются как результат прошлого, а
некоторое — для того, чтобы подготовить нас к будущему. Между ними вкраплено
понятие свободы воли; мы не просто живём нашу судьбу, но и сами создаём её,
подобно тому как мы строим дом для того, чтобы потом в нём жить.
В антропософии развились различные духовные упражнения, с
помощью которых возможно приобрести способность узнавать прошлые жизни и познать
глубинную природу индивида. Штейнер также исследует кармические взаимоотношения
различных исторических фигур, от Карла Маркса до Юлиана Отступника.
Реинкарнация и наука
Исследованием случаев перевоплощения с научной точки зрения
занимался канадско-американский психиатр Ян Стивенсон, изучавший воспоминания о
прошлой жизни у детей в возрасте между двумя и четырьмя годами. Количество
описываемых им случаев превышает две тысячи. По утверждениям автора,
расследовались только случаи, когда содержимое воспоминаний могло быть
документально подтверждено, и во многих случаях ему удавалось найти
документальные доказательства, касающихся прошлых жизней: подтвердить имена
родственников, описание места жительства, другие проверяемые подробности.
Однако есть и критический анализ некоторых случаев,
рассмотренных Стивенсоном. В своё время нашумела, например, история Эдуарда
Рэйэла, который вспомнил, что жил в XVII веке в одном из графств Англии под
именем Джона Флетчера, был фермером, имел двух детей и т. д. Ян Стивенсон
побудил его даже написать книгу о своей прошлой жизни. Однако проверка по
приходским книгам рождений и смертей не подтвердила «воспоминаний» Эдуарда
Рэйэла. http://www.tainoe.ru/
|