Широкие индийские просторы богаты самыми разнообразными религиями и традициями. Одна из наиболее экзотических — джайнизм, религия, общими принципами напоминающая индуизм, однако доводящая некоторые понятия до абсолютной крайности.
[]
Они ходят в масках, чтобы не проглотить ненароком пролетающее насекомое, подметают перед собой пол, чтобы спасти нерадивого таракана, пробегающего под ногами, не едят все, что растет под землей, содержат больницы для птиц и завешают жизнь ритуальными самоубийствами
Джайнизм — религиозное течение, существующее, по словам самих джайнов, с основания мира, — основывается на понятии ахимсы, то есть ненасилия по отношению к окружающему миру. Каждое живое существо несет в себе душу — дживу, и душа муравья столь же ценна, как и душа человека. Все дживы имеют одинаковый потенциал для достижения просветления, поэтому причинение вреда даже самому маленькому существу приравнивается к причинению вреда человеку.
Джайны верят в реинкарнацию, то есть бесконечную цепь перерождений, и карму — закон, согласно которому совершается это перерождение. Интересно, что для существования кармы у них есть научное объяснение: в результате тех или иных действий к «душе», которая является также физическим понятием, прикрепляются некоторые частицы, которые в итоге после смерти физического тела влекут душу назад в физический мир и обуславливают перерождение.
Смерть — это попытка осознать себя как часть нашей бесконечной Вселенной, не обладающей ни размерами, ни временными показателями, ни объективной реальностью. Попытка объединить будничную повседневную реальность, в которой мы вращаемся и варимся ежедневно, с космической необъяснимой истиной, которая атомным взрывом приподнимает и переворачивает наш мир вверх дном.
Концепция жизни и смерти у разных народов выглядит по-разному. Кто-то считает, что смерть — это конец существования индивида либо переход в другое измерение, связанное с этим лишь следственной связью, но не причинной. События этой жизни влияют на то, что будет в следующей, то есть в раю или аду, но не наоборот. Кто-то же рассматривает связь этой жизни с остальными не только как причинную, но и как следственную. Наша жизнь — это тоже следствие определенных действий в предыдущих фазах существования. Так объясняется закон кармы, то есть действия, которое ведет к ответному действию такой же силы и характера. Смерть в этом случае, как и рождение, — переход из одного состояния в другое.
Трансформация — последнее действие в жизни человека. И, как говорят, как смерть встретишь, так ее и проведешь. Так как же подготовиться к такому знаменательному моменту, как отправление за черту?
В джайнской традиции существует обряд под названием саллекхана. В какой-то мере этот обряд представляет собой не что иное, как ритуальное самоубийство путем отказа от пищи и воды. Если человек находится на высоком уровне духовного развития в джайнском понимании и смерть близка или неизбежна по причине болезни, опасности и прочих обстоятельств, то человек с разрешения своего духовного наставника может приступить к исполнению этого ритуала.
Перед совершением ритуала человек объявляет о своем решении родным и близким, просит прощения у всех, уединяется в месте, где совершение этого ритуала не будет нарушать закона и общественного порядка, и приступает к исполнению. Сначала он перестает принимать пищу, поддерживая свое существование различными жидкостями, затем переходит на воду, а потом и вовсе от нее отказывается. Основным правилом этого ритуала является соблюдение моральной чистоты, постоянная практика медитации, совершенствование состояния умиротворенности. Если последнее условие не выполняется и совершающий ритуал заболевает, впадает в панику или какие-то другие негативные эмоции, то ритуал прекращается. Если же все проходит успешно, то похороны такого человека приравниваются к религиозному празднику. Совершается пуджа — ритуальная молитва с подношениями, усопший кремируется с особыми почестями, как человек, достигший высот духовного развития.
Верящие в реинкарнацию индуисты и джайны полагают, что будущее воплощение в той или иной форме зависит не только от того, какие действия человек совершал при жизни, но и от того, с какой мыслью он умирал. Даже проживая безупречную безгрешную жизнь, некий, например, святой отшельник, при смерти может подумать о комаре, который кружится над его ухом, и вся наработанная карма пойдет прахом — он переродится в комара. Ритуал, совершаемый джайнами, имеет единственную цель — осознанную смерть. Смотря на приближающийся конец без страха, с миром в душе, человек имеет большие шансы на успешное перерождение, ведь при смерти все его помыслы будут направлены на высокое и вечное.
Автор: Мария Вдовкина.
|