В предыдущей статье мы выяснили, насколько неплодотворной может быть
тактика отвержения ребенка, гиперопеки, авторитарного стиля воспитания,
детоцентризма. На какие же еще грабли нам не следует наступать? []
Итак, ошибка номер пять: неадекватность требований, предъявляемых
ребенку. Требования, безусловно, неотъемлемый атрибут любой
воспитательной системы. Требования – штука триединая, и состоит она из
обязанностей, запретов и санкций – все эти три элемента тесно связаны
между собой. Если гармонию и разумную пропорцию этих составляющих
нарушить, получается неудобоваримый коктейль .
Первый вариант
«сбоя системы» – чрезмерность обязанностей. В этом случае ребенку
прививается «повышенная моральная ответственность», требования к нему
непомерно и несуразно возрасту и способностям велики – это уродует и
психику ребенка, и его взаимоотношения с родными. Так, мне известна
первоклассница (!), попавшая с нервным срывом в больницу по причине
перегрузки нервной системы. От нее требовалось:
1) быть круглой отличницей;
2) успешно заниматься в шахматной секции;
3) не меньших вершин достичь в студии бальных танцев;
4) быть примерной и послушной дома;
5) помогать маме по хозяйству и по уходу за младшим братиком .
Многие ли из взрослых с блеском выполнили бы эту столь многоплановую
роль? А она – смогла… какое-то время. Но сломалась – ноша оказалась все
же непосильной .
Второй вариант – антипод предыдущего:
недостаточность обязанностей. Сначала родители считают ребенка
«маленьким» и ограждают от любых усилий и ответственности. Затем
наступает возраст, когда он вроде бы должен много уметь и применять эти
умения – но нет привычки, нет навыка, нет желания…Те родители, которые у
двух-трехлетнего маленького помощника отбирали пылесос, могут не
особенно рассчитывать, что их десятилетнее чадо (а тем более подросток)
будет особенно напрягаться в плане помощи по дому .
Третий
вариант – чрезмерность запретов (встречается и при авторитарности, и при
гиперопеке). Создается ситуация, когда ребенку «все нельзя»: нельзя
общаться с друзьями, не одобренными родителями; нельзя надеть то, что
сам хочешь; нельзя есть мороженое, нельзя громко разговаривать и петь…
От количества запретов голова идет кругом: регламентируется буквально
каждый шаг, свобода и независимость самым наглым образом игнорируется и
пресекается . Чем сильнее характер ребенка, тем более бурный
протест вызывает такой нажим: как известно из физики, действие равно
противодействию. Так что, чем сильнее «жмут», тем сильней дитя
сопротивляется, характер в результате формируется поистине невыносимый,
совершенно негативистский, и такой ребенок стремится сказать «нет» даже в
ответ на вопрос «хочешь ли ты торт» .
Однако слабые ломаются
таким подходом раз и навсегда: родители, чрезмерно живописуя возможные
негативные последствия любых поступков, отбивают напрочь желание вообще
какие-либо поступки совершать, и человек вырастает совершенной амебой .
Четвертый подтип – недостаточность запретов. Когда «все можно» – это,
как выясняется, тоже плохо. Возникает такая ситуация как при полностью
равнодушном отношении родителей, так и при воспитании по типу «кумир
семьи». Даже если формально некоторые ограничения и имеются, ребенок
легко их нарушает – ибо все равно не спросят с него ровным счетом
ничего. Он всё решает сам – где и сколько гулять, драться или нет, брать
чужое или нет, пить или не пить, курить или не курить…
Парадоксально, но у ребенка, не имеющего четко заданных родителями
границ, нередко формируется собственное гипертрофированно развитое
«супер-эго» (то есть – внутренний цензор, голос совести), и такой
человек всю жизнь живет под жестким контролем самого себя, что нередко –
также прямая дорога к неврозу .
Чтобы продемонстрировать на
наглядном примере, почему так происходит, приведу результаты
эксперимента, проведенного психологами в детских садах. Там, где
площадка была огорожена, дети гуляли по всей территории – до самого
забора. Там же, где ограды не было вообще, дети, попытавшись
поразбредаться туда-сюда, в конце концов стали играть на весьма
ограниченном клочке пространства. Они сами для себя установили границы и
сами их соблюдали: когда нет четких внешних правил, ребенок создает их
себе, причем более жесткие, чем они могли бы быть в рамках разумного . Однако нередко из ребенка, растущего «без границ», вырастает, напротив, не что иное, как полный беспредельщик .
Пятый подтип – чрезмерная строгость санкций. Характерен он для
воспитания по типу «жестокое обращение» и «авторитаризм». Родители
способны неадекватно отреагировать на любой, даже самый незначительный
проступок: как говорится, из пушки – по воробьям. Даже за несъеденную
кашку ребенок может отхватить ремнем по попе, а уж с принесенной из
школы тройкой – и вовсе лучше домой не приходить. Что нередко и
случается – именно побег в той или иной форме избирают дети, не
способные противостоять железной руке родителя. Порой этот побег не
просто из дома – из жизни: ведь это единственная форма протеста,
которая, увы, им остается доступной .
Последний подтип в данном
сценарии – неоправданная минимальность санкций. Тут, как говорится, даже
если и имеется строгость законов – она полностью компенсируется
необязательностью их исполнения. Если ребенок имеет подходящую нервную
организацию (то есть и сам по себе ответственный, собранный,
совестливый) – воспитание без наказаний станет лучшим для него
вариантом. Однако таких детей немного, поэтому для большинства из них
отсутствие санкций вообще является медвежьей услугой – их собственных
сил совершенно не хватает для самоконтроля, а внешних побудительных
факторов – нет. Чаще всего это также дорога к беспределу и
безответственности .
Следующая ошибка – неустойчивость
воспитательного стиля, когда сегодня можно, завтра – нельзя, когда можно
у папы, но нельзя у мамы, а у дедушки – в зависимости от настроения, а у
бабушки – в зависимости от самочувствия... Выходит как в басне Крылова:
«Когда согласья нет – как, музыканты, не садитесь» – провал обеспечен.
Стиль воспитания колеблется от авторитарного до либерального, от
строгого до попустительского, от повышенного внимания к ребенку – до
эмоционального его отвержения. Родители нередко признают, что стиль их
взаимодействия с ребенком носит неустойчивый характер – вот только мало
кто из родителей адекватно оценивает частоту и амплитуду этой
неустойчивости . Такие эмоциональные качели способны вывести из
равновесия любого ребенка, он перестает понимать границы добра и зла,
дозволенного и недозволенного, не может сам для себя выяснить, любят его
или наоборот. В результате формируется упрямство и неприятие
авторитетов, особенно в подростковом возрасте .
Ну и последний
пагубный сценарий – гипопротекция. В этом случае к ребенку не испытывают
никаких чувств. Вообще. Ни негатива, ни позитива, ни добра, ни злобы –
ничего. Очень часто это вызывает катастрофические последствия. В попытке
хоть как-то обратить на себя родительское внимание, ребенок может
перепробовать массу способов – от поведения «пай-мальчика» до воровства и
хулиганства (причем асоциальное поведение в данном случае – ни что
иное, как крик о помощи: «не любишь меня хорошим – так заметь меня хоть
плохим, почувствуй, что я вообще есть!») .
В конце концов, чаще
всего к антисоциалам и прибивается ребенок таких родителей: не
дождавшись тепла и ласки дома, он «летит туда, где принимают». А улица
принимает всех… Однако есть и более трагичный вариант развязки – нередко
такие дети прибегают к суициду как к последнему шансу обратить на себя
внимание .
Источник: http://www.vibiraem.com/
|