Мы так устроены, что редко задумываемся о вещах, которые
нас окружают. Кажется, все, что вокруг нас, было всегда. Ан, нет! У
некоторых предметов история не весьма длинная. А порой, кроме всего, еще
и увлекательная, и поучительная, если в нее вникнуть... Например,
изобретение фортепиано — право, это одно из самых значимых событий в
культуре начала XVIII века! Да что там — всей мировой культуры.
Говорите, в западной цивилизации клавишные инструменты существовали еще в
Средние Века? Да, вы правы, орган — самый старый из них. Но это был
духовой клавишный инструмент: у него нет струн, зато есть множество
труб, так что орган — совсем не родственник нашему герою...
[]
Тихий дедушка
Первый «кровный» родственник фортепиано — клавикорд. Он
уже имел струны, и вообще, схожее устройство, даже по размеру был близок
к роялю и пианино, но! Слишком камерный — тихий и слабый — голосок не
позволял использовать его в больших залах. Это был сугубо домашний
инструмент с довольно скудными возможностями. Что, впрочем, не мешало
великому Баху музицировать на нем и сочинять свои гениальные мелодии.
Нельзя представить себе эпоху барокко без этого «дедушки» фортепиано —
уютного, элегантного и аристократически-холодного.
Затем появился клавесин. Утверждается, что его родиной
была Италия. Там в XV веке изобрели изысканный инструмент, звук из
которого извлекали птичьими перышками — каково! Его звук был тоже
слабым, разумеется, но очень, очень сладостным. Композиторы старались
вставлять в свои пьесы множество мелизмов (украшений) для того, чтобы
длинные ноты могли звучать особенно протяженно, а зрители пролили лишнюю
слезу умиления. На рубеже XVIII века музыканты стали остро ощущать
потребность в новом клавишном инструменте, он должен был стать столь же
выразительным и страстным, как скрипка. Ну, как сыграть на клавесине
громовое фортиссимо или нежнейшее пианиссимо?! А ведь композитору
необходимо передать тончайшие переливы чувств. И вот сбылась мечта
служителей Эвтерпы — в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори,
занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел
фортепиано.
Играющий нежно и громко
Сначала инструмент носил длинное, хотя и элегантное имя
«gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент,
играющий нежно и громко». Ничего не напоминает? Да-да, со временем это
имя сократили до «фортепиано»: «форте» — «громко, сильно», «пиано» —
«слабо, тихо».
Устройство Кристофори было очень простым: клавиши,
войлочные молоточки и возвращатель. Не было тогда еще ни демпферов, ни
педалей. Прикосновение к клавише заставляло молоток ударять по струне,
вызывая вибрацию, а возвращатель отправлял молоточек назад. Позднее была
изобретена двойная репетиция, которая давала молоточку опускаться лишь
наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро
повторяющихся нот.
Но самое гениальное в фортепиано — это способность
резонировать. Ну, и динамический диапазон, конечно: деревянный корпус и
стальная рама позволяют инструменту достигать такого форте, что кажется —
глас Небесных Сфер обрушился на нас. Еще одним важнейшим отличием
фортепиано от его «дедушки» и «прадедушки» была возможность делать
крещендо и диминуэндо — постепенное усиление звука и его угасание. Это
неотразимое орудие в борьбе за сердца слушателей. Недаром в эпоху
«рококо» (1725-1775 годы) в Европе не было инструмента популярнее
фортепиано. И дома, и в залах для многолюдных собраний оно царило, как
царил сам гений-Моцарт. Вот композитор, посланный Богом на Землю
специально для покорения нового инструмента!
Теперь ансамбли и оркестры немыслимы были без репертуара
фортепьянной музыки. Вошли в моду концерты пианистов-солистов, пришлось
уйти в тень скрипке и трубе, которые недавно еще царили в концертных
залах Европы. Теперь лучшие композиторы работали во славу нового
«императора оркестров».
Гениальность Бетховена и Шумана, Листа и Шопена стала
бесспорной именно благодаря фортепиано. Появилась целая когорта
пианистов-виртуозов, которых просвещенная публика буквально носила на
руках. Под их экспрессивную игру инструмент даже пришлось
усовершенствовать: в 1821 году Себастьян Эрар в Париже изобрел механизм
двойной репетиции, который позволял быстро повторять один и тот же звук,
а в 1825-м мастер Бабкок в Бостоне сделал фортепиано с литой чугунной
рамой, что позволило применить более толстые струны и, таким образом,
придать звуку невиданную мощь! С 1855 года, когда фирма «Стейнвей и
сыновья» в Нью-Йорке соединила изобретения Бабкока с открытиями Эрара,
можно считать, существует уже модель современного фортепиано. Того
самого, на котором творили чудеса пальцы гениев — Рубинштейна и
Рахманинова, Горовица и Рихтера...
|