РИС. 2
Мебель в стиле барокко:
а — комод (Франция); б — консоль (Франция); в — кресло (Франция); г — кровать (Германия)
Изменился характер геометрических форм в мебели. Вместо
кругов и полуовалов появились сложные очертания спиралей, динамичных
овалов. Гладкие поверхности заменялись выпуклостями и вогнутостями,
линии изламывались, искривлялись. Мотивами резных и мозаичных
декоративных композиций служили вьющиеся стебли, венки, раковины,
гирлянды и др.
Изменился и набор мебели. Вместо сундуков и ларей
использовались шкафы и кабинеты, в которых хранили деньги, документы,
драгоценности. Появившись еще в XVI в. в Испании, кабинеты получили
распространение в Италии, а затем и в других странах. Увлечение ими
привело к большому разнообразию форм и размеров. Особенно известны
кабинеты, производившиеся во Флоренции, а также в вольном имперском
городе Германии — Аугсбурге.
В Италии мебель для сидения совершенствовалась с
приумножением пластики. Столы приобрели большую скульптурность, кровать
лишилась высоких колонок, поддерживающих балдахин.
В Голландии мебель имела более простую форму, была удобна в
быту и по размерам соответствовала небольшим комнатам. Изготавливались
шкафы и полушкафы, которые часто облицовывались шпоном, дубовые столы,
стулья брусочного типа с точеными ножками и перекладинами, а также
более сложной формы. Применялась обивка сиденьякожей и бархатом с
использованием декоративных гвоздей. Наряду с простыми формами в
Голландии появились и дорогие предметы с искусной отделкой. Голландская
мебель оказала значительное влияние на формы мебели в северогерманских
городах, с которыми поддерживала торговые связи.
В Германии барочное искусство в полной мерс расцвело лишь в
XVIII в. Для немецкой барочной мебели характерно обилие резного
орнамента, профилирование деталей, применение колонок и пилястров,
инкрустация костью и металлом.
Во Франции к середине XVII в. утвердилась власть короля.
Широкий размах приобрело дворцовое строительство, особенно Версаля —
резиденции с дворцом, садами, фонтанами и бассейнами. Французский
стиль на долгие годы стал критерием красоты и изящества, эталоном для
многочисленных подражании.
Во Франции эпоху барокко условно подразделяют на четыре этапа
(так называемые «французские королевские стили»), каждый из которых
приурочен ко времени правления одного из Людови ков: раннее барокко,
переходный стиль (Людовик XIII, 1610—1643 гг.); зрелое барокко (Людовик
XIV. 1643—1715 гг.); регентство — переходный этап между периодами
правления Людовика XIV и Людовика XV; рококо, поздний этап барокко
(Людовик XV, 1720—1765 гг.). Здесь сложилась наиболее своеобразная
форма барочного стиля. Мебельное искусство с его роскошными и изящными
формами стало поистине искусством «большого стиля».
Производство роскошной мебели достигло расцвета в эпоху
правления Людовика XIV. Оно дало начало подчеркнуто декоративному стилю,
основанному на широком применении интарсии и пластично прочеканенной
бронзы. Виднейшим представителем этого направления был знаменитый
мебельный мастер А. Ш. Буль.
При Людовике XIV были созданы Королевская мануфактура
гобеленов (1662 г.) и Академия архитектуры (1671 г.). Мануфактура
производила шпалеры, художественную мебель, изделия из бронзы, серебра.
Отделка парадных залов Версаля была невиданно роскошной по тем
временам. Стены облицовывались мрамором и расчленялись пилястрами на
панно, отделанные лепными золочеными композициями. Наличники и карнизы
были богато орнаментированы. Интерьеры дополняли редкие для того
времени зеркала. В менее официальных помещениях стены драпировались
дорогими тканями, которые менялись в зависимости от времени года.
Мебели в залах было немного, и расставлялась она вдоль стен.
Плоскости корпусной мебели орнаментировались в сочетании с позолотой.
Сплошное золочение или покрытие дорогими материалами пришло на смену
пластической обработке дерева. Золочение производилось по левкасу
(составу из мела и клея): он наносился на дерево, которое затем
зачищалось, покрывалось полиментом (левкасом из особой глины и воска) и
тонировалось краской под полупрозрачные листы золота, тщательно
притираемые к поверхности.
Корпусная мебель облицовывалась в основном черным деревом с
последующим декорированием инкрустациями, накладными деталями, резная
мебель покрывалась сплошной позолотой, а также отделывалась в светлые
тона.
Наиболее важное место в убранстве занимали кабинеты. Их
украшали группами колонн и статуй, карнизами и порталами, создавали
целые архитектурные пейзажи.
Кресла обивали декоративной тканью. Прямолинейные формы их округлились, спинка же оставалась высокой.
В конце XVII в. появились первые диваны, состоявшие как бы
из трех кресел с подлокотниками по краям. Спинка, разделенная на три
части, имела криволинейную форму.
Распространены были мягкие табуреты для высокородных дам,
которым разрешалось сидеть в присутствии короля. В формах столов также
наблюдался переход в сторону искривления линий. Создавались новые формы
мебели: бюро, комоды, футляры для часов.
В XVII в. в мебельном производстве и оформлении интерьеров
участвовали мастера различных видов искусств, хотя наборов мебели в
современном понимании тогда еще не существовало.
В Англии барочный стиль сложился около 1660 г., а высший
расцвет его пришелся на годы правления королевы Анны (1702—1714),
поэтому стиль начала XVIII в. именуется стилем королевы Анны. Мебели
присущи простота, мягкость линий, чистота форм, конструктивная ясность
построения. Применяется орнаментальная инкрустация, черная и красная
лаковая техника, форма ножки с плавным изгибом. Появляется новый тип
мебели — туалетный стол со стоящим на нем зеркалом.
На
примерах форм других бытовых предметов барокко и предшествующих эпох
явно прослеживается единство стиля предметного мира (рис. 3, 4).
РИС. 3
Часы:
а — в готическом стиле; б — в стиле барокко
Часы готического периода XV в. оформлены в господствовавшем
тогда стиле, они представляют собой архитектурное творение в миниатюре.
Характерной чертой силуэта готического костюма становятся удлиненные
пропорции и вертикальные линии, соответствующие устремленным вверх
формам архитектуры. Точно так же в древнегреческом костюме строгое
построение с преобладанием вертикальных линий-складок соответствует ясно
выраженным вертикальным колоннам зданий. Костюм эпохи барокко, как и
архитектура того времени, становится пышным, с массой украшений. Что
касается часов, то основное внимание уделяется не функции изделия, а его
декоративному оформлению. Это полностью соответствует принципам,
которые господствовали тогда в архитектуре.
РИС. 4
Костюмы:
а — древнегреческий; б — готический; в — в стиле барокко
Последние годы правления Людовика XIV и время регентства
герцога Орлеанского при малолетнем короле Людовике XV (1715—1723 гг.)
считается в мебели переходным периодом к стилю рококо, который во
Франции носит название стиль регентства. Этот стиль во многом сохранил
черты барокко, но формы предметов, их декоративное убранство стали
значительно легче (рис. 5). В корпусной мебели происходит постепенный
отказ от архитектурного построения форм. Украшения по краям предмета
помещаются под углом к фасаду и создают плавный переход к боковой
поверхности. Передняя стенка комода, которому отдают предпочтение перед
кабинетом, изгибается. В предметах для сидения пропадают проножки,
ножки изгибаются еще больше. Излюбленные орнаментальные мотивы —
китайские, гротеск, ленточное переплетение, прихотливые завитки.
Особенности переходного стиля присущи и мебельному искусству Германии и Англии, хотя и в измененном виде.
РИС. 5
Мебель в стиле регентства:
а — комод; б — кресло
Длительная эпоха барокко во второй четверти XVIII в. во
Франции завершается искусством стиля рококо {франц. rococo, от rocaille
— декоративный мотив в виде раковины), архитектура которого явилась
крайним выражением декоративности барокко. С ростом богатства страны в
придворных и аристократических кругах усиливается тяготение к роскошной
жизни, и эта тенденция отражается на характере искусства. По сравнению с
парадностью и масштабностью барокко архитектура стиля рококо
приобретает более интимный, камерный характер с изящными интерьерами.
Зеркала, позолота, лепные узоры и прочие откровенно декоративные
элементы формируют их пространственную структуру. Жилища оформляются в
соответствии с характером жизненного уклада — беззаботной, подобной
беспрерывному маскараду, жизни светских салонов, сосредоточенной вокруг
женщин.
В этот период усилилось влияние Востока, и прежде всего
китайское. Владельцы особняков считали своим долгом иметь «китайский
зал», отделанный деревянными панно лаковой работы и обставленный
китайской мебелью и фарфором. Преобладали нежные пастельные тона,
сочетания белого с голубым, зеленым или розовым и непременно — золото.
Главный мотив интерьера — невысокий камин с часами, канделябрами и
прочими предметами украшения. Широко использовались зеркала, которые
зрительно «деформировали» пространственную структуру помещений.
Стилю рококо чужды прямая или правильных очертаний кривая
линия и симметрия. В мебели, как и при отделке интерьеров,
использовались самые дорогие материалы — экзотические породы дерева,
мрамор, шелк, гобелены, бронза, золото. Еще одна китайская новинка —
бумажные обои для оклейки стен. В убранстве широко использовались
декоративные возможности бронзового литья и чеканки.
В эпоху рококо зарождается представление об интерьере как
целостном ансамбле. Достигается стилевое единство всех элементов
убранства — форм мебели, расцветок тканей, декора стен и потолков и т.
д. Признанными вдохновителями рококо были художники, скульпторы и
архитекторы Ж. Мейссонье, Ж. Оппенор и Н. Пино.
Появляются новые мебельные формы — секретер на высоких
ножках с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных
отделений, картоньёрка (шкафчик для бумаг), угловой шкафчик, женский
письменный столик, туалет с откидным зеркалом, круглые и четырехугольные
(в плане) тумбочки, разнообразной формы рабочие столики.
Изготавливаются канапе (диван в виде соединения двух-трех кресел),
шезлонг, бержёр (глубокое кресло). Появляются и откровенно декоративные
предметы обстановки — маленькие столики с цветной инкрустацией,
позолоченные консоли, ширмы, этажерки, крохотные секретеры и др. Мебель
расставляется небольшими группами в различных местах помещения.
Мебель рококо строится на полном отказе от тектоничности.
Детали растворяются в общем объеме предметов, словно отлитых из
пластичной массы (рис. 6). Среди предметов корпусной мебели главную
роль играют комоды и секретеры. В отдельных видах комодов линии
конструкции исчезают, а границы ящиков полностью замаскированы
стелющимся орнаментом. Виднейшие мастера этого времени — Ж. Обен и Ж.
Ризенер, выходцы из Германии.
В прикладном искусстве Германии стиль рококо сформировался
около 1730 г., но в бюргерскую мебель формы французской художественной
мебели проникали в очищенном от излишеств виде. Интересные
разновидности рококо сложились в Австрии, особенно при венском дворе в
период правления императрицы Марии Терезии (1740— 1780 гг.), и этот
стиль именуют стилем Марии Терезии. В Италии для изделий художественной
мебели типичны пышность форм и подчеркнуто живописный характер
декоративного убранства.
РИС. 6
Мебель в стиле рококо:
а — комод; б — кресло; в — круглый стол; г — жирандоль; д — диван
В Англии мебель стиля рококо связана с именем выдающегося
мастера Томаса Чиппендейла (1718—1779 гг.). В 1754 г. он издал альбом
своей мебели, оказавший влияние на мебельное искусство не только
Англии, но и континентальной Европы. Особое место в этом альбоме
занимают бесконечно варьируемые формы мебели для сидения. Используются
традиционно плавно изогнутые ножки с широкой верхней частью,
заканчивающиеся иногда звериными лапами (кабриоль). Они появились еще в
эпоху королевы Анны и были усовершенствованы Чиппендейлом. В середине
XVIII в. форма кресла достигает полной завершенности.
Спинки
кресел и стульев выполняются в форме скрипки или вазы, охваченной
стойками. В начале XVIII в. спинка была высокой, а позже она
опустилась, «ваза» стала прорезной (рис. 7). Среди других предметов
мебели выделяются письменные столы, напольные часы, кровати с
балдахинами, иногда в виде китайской пагоды, застекленные книжные шкафы и
др. В орнаментике, кроме элементов рококо, используются также
китайские и готические мотивы.
РИС. 7
Английские стулья начала (а) и середины (б) XVIII в.
Культ изящества и галантности эпохи рококо отразился и на внешнем облике дворян.
Романтическое увлечение природой обусловило появление
садовых пейзажей с подчеркнуто асимметричными, живописными формами
планировок вместо прежних регулярных парков.