В древности к ведьмам и ведунам относились с почтением, а упоминаний об их «вредоносности» практически не было, все знали правила взаимоотношений, поэтому конфликты были редкостью.
[]
В деревнях ведьм и ведунов обычно звали на свадебные церемонии в качестве почетных гостей. Им выпадала роль оберегать молодых от порчи, благословлять их семейный союз. Их помощь была незаменима и в других делах: вычислить вора, предсказать, сколько женщина родит детей, и будут ли мальчики, защитить скот от хищника, призвать дождь, остановить ураганы, они исцеляли, помогали побеждать врагов. Например, чтобы повысить урожай, перед посевом или жатвой, ведьма ходила по полю и шептала заговор, обращаясь к духам земли с просьбой облегчить тяжелую работу, кроме того, она задабривала их приготовленными угощениями.
За частую, со словами «русская ведьма» приходят образы молодой ворожеи или серьезной старухи-ведуньи, которая носит расшитую льняную одежду, разные амулеты или имеет при себе другие предметы магической силы. Чаще всего она живет на окраине села, иногда несколько дальше от поселения в лесной глуши. В том, что образ ведьмы слишком молод, либо стар, есть смысл. Считалось, что женщина вправе колдовать, если она еще не рожала или уже вышла из детородного возраста. Существовало мнение, что так делали, чтобы ответственность за магические действия ложилась только на свои плечи, а не на плечи детей. Русская или славянская ведьма – она знахарка, целительница, прорицательница, травница, повитуха и просто мудрая женщина, живущая по законам Мироздания. К сожалению, до наших дней дошло мало прямых упоминаний о деятельности ведьм, которые были до прихода христианства на Русь. Поэтому, обратимся к народному фольклору, где сохранились интересные образы женщин-героинь, которых мы и рассмотрим более детально.
Молодая ведьма
О молодых ведьмах в русских сказках говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать», поскольку их образ наделен необычайной красотой и женственностью, но кроме того они еще и очень мудры, и, конечно, обладают великой магической силой и могут оборачиваться в разных в животных и птиц или превращать своих любимых, чтобы скрыться от погони или нападения. Это известные всем с детства героини: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна, Марья-царевна и другие.
Василиса
В образе Василисы собраны лучшие черты русской души. Ей свойственна величественная простота, у нее полное любовью сердце ко всему живому. Она – прекрасная ведьма, способная оборачиваться в лебедя, голубку, лягушку; разговаривает с животными, небесными светилами, со стихиями; способна подчинить себе все: природу, время и пространство. Если вспомнить в чем по сказкам была одета молодая ведьма и, что она могла себе позволить из атрибутов быта, и даже, кто к ней сватался, становится ясно, что она далеко не простолюдинка.
В русских сказках она играет важную роль советчика и помощника, благодаря которому главный герой проходит все выпавшие на его долю испытания. Но не всегда, порой она сама становится генератором этих испытаний. Например, загадывает загадки, ставит задачу узнать ее среди двенадцати своих двойников или сподвигает героя проявить смекалку и хорошо спрятаться от нее, да так, чтобы она не смогла его найти. И в таком качестве она помогает герою проявить себя, раскрыться, победить и получить все, или погибнуть (поражение здесь можно соотнести со смертью, поскольку в таком случае главный герой теряет все безвозвратно). В такой роли Василиса не просто ведьма – она сама судьба.
Очень любопытна сказка Афанасьева А.Н. «Василиса Прекрасная», которая повествует о ее становлении в жизни. В детстве у нее была кукла-помощник, которую ей подарила мама перед смертью (здесь можно предположить, что магический дар был унаследован по родовой линии). Эта кукла помогала Василисе в трудных ситуациях, для чего ее предварительно нужно было накормить. Случай с куклой встречается в шаманской традиции, где сама форма, тело куклы является онгоном (домиком) для духа дружеской природы. Еда, в данном случае, является пожертвой (даром, которую отдает девушка взамен на желаемое). Далее главная героиня волей судьбы проходит испытания на службе у Бабы-Яги. И тут она, находясь в междумирье, выполняя задания старой ведьмы, параллельно получает свой магический опыт и проходит инициацию.
Старая ведьма
Роль пожилой ведьмы в русских сказках играет Баба-Яга — старуха, обладающая магической силой. По своим характеристикам – это воплощение женской силы: мудра, знает как надо поступать, видит будущее и прошлое, взаимодействует с Силами этого и других миров, умеет перевоплощаться, воздействовать на расстоянии, выходить из тела, т.е. летать.
Откуда произошел образ Бабы-Яги
Древние хоронили уважаемых людей (т.е. тех, кто при жизни внес большой вклад в жизнь, показал себя как защитник или целитель) в домовинах — «домиках», которые располагали над землей на громадных сосновых пнях с выступающими из-под земли корнями, напоминающие куриные лапы. Домовины устанавливали так, чтобы отверстие в них было направлено в противоположную сторону от поселения: к лесу передом, а к деревне – задом. Предки верили, что дух умершего будет оберегать живых от нападения и другого зла. Покойника в домовине располагали ногами к выходу так, что снаружи можно было и увидеть только его ноги, — отсюда и пошло выражение «Баба-Яга-Костяная нога». Люди уважали своих умерших предков и боялись тревожить их по пустякам, опасаясь навлечь на себя беду, и только в трудных ситуациях приходили к ним просить о помощи.
Кроме того, так хоронили еще людей Силы (ведьм и ведунов), которые не смогли при жизни передать свою силу и знания приемнику. Частично этот обряд еще остался в деревнях. Когда умирает ведьма/знахарка, что не передала свои знания, над местом, где она лежит, разбирается крыша, чтобы ее душа смогла вылететь и не осталась в этом мире неупокоенной. Что же касается ведьмы, лежащей в домовине: ее дух оставался там до тех пор, пока не появлялся избранный. Таким образом, усопший оказывался символично и в прямом смысле между небом и землей до того времени, пока он не передавал свои знания и силу. Если интересно более подробно изучить такой взгляд на Бабу- Ягу, больше можно узнать из работ русского лингвиста, этнолога Светланы Жарниковой. Кстати, она же считает Бабу-Ягу Богиней перехода, летаргического сна, клинической смерти, инициации (в современном понимании конечно, видимо предки называли это как-то иначе).
Мифологический архетип Бабы-Яги
После того, как славяне приняли христианское вероисповедание, старые языческие верования и традиции были подвержены гонению и «демонизации». В итоге, народная память сохранила лишь обрывки традиций. Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре показана с одной стороны – хозяйкой леса, которую нужно задобрить, с другой – злой старухой, сажающей детей на лопату, чтобы закинуть в печь и зажарить. Но, стоит заметить, что за все сказки, она так никого и не съела, и не убила, зато помогла обрести силы, смелость, любимых, себя.
Образ Бабы-Яги можно встретить в сказаниях, связанных с переходом героя в потусторонний мир: в так называемое Тридесятое царство. Здесь Яга-Костяная нога стоит на границе миров и выступает проводником, который помогает герою попасть в мир мертвых, совершив определенные ритуальные действия.
Что же касается исторически существующих знахарок и ведьм, то они помогали во всем и всегда. Такова была их роль в обществе – следить за порядком и помогать жизненному ходу событий. В России всегда интересовались магией и пользовались услугами ведьм и колдунов, причем от простого люда и до царствующих особ. Отношение к ведьмам было не однозначное, но уважительное. Бесспорно, встречались разные ведьмы, но каждая из них находила спрос на свою деятельность.
И в советское время многие люди обращались за помощью ведьм, даже сам вождь мирового пролетариата Иосиф Сталин пользовался услугами ленинградской ведьмы Натальи Львовой.
Официальных сведений о ней мало, но, знавшие ее верили, что у Львовой был необычный дар, полученный по родовой линии. Анна Ахматова о ней вспоминала следующее:
Наталья Львова при мне выгрызла зубами грыжу у четырехмесячного ребенка. Это была настоящая операция плюс множество заклинаний и какой-то сложный обряд. Ребенок выздоровел.
В 1930 году, по официальным данным, Наталью Львову по личному указу советского вождя вызвали в Москву. Ей сразу же выделили отдельную квартиру в центре города, что по тем временам неопровержимо доказывало о высочайшем проявлении «верховной милости»: только у высокопоставленных партийных и советских работников, орденоносцев и публичных людей была такая отдельная жилплощадь. Ясно, что после этого русская ведьма приступила к усердной работе, исполняя негласные поручения Сталина.
Какие же услуги оказывала ведьма Сталина? В основном – консультационные, помогала охранять образ вождя от магического воздействия. Так, на многих картинах и большинстве фотографий был не сам Сталин, а его двойники или облагороженный образ, который недоброжелатели не смогут применить для проведения обряда инвольтации. Львова также могла быть задействована и при подборе кадров, что, кстати, было важнейшей обязанностью Сталина как секретаря ЦК ВКП(б).
И наши современники ходят по «бабкам». Ведь они погадают, вправят кости или пупок, выльют болезнь или страх, отшепчут грыжу. Магия живет и образы магов тоже.
http://masterveda.ru/