Когда
однажды заказчик попросил меня сделать его гостиную в русском стиле, я,
про себя, ужаснулась: «Какой кошмар! Хохлома, Гжель и матрёшки!» И
только потом мне в голову стали приходить интересные идеи. А ещё я
задумалась: русский стиль опошлен измайловским вернисажем, ярмарочно-
балаганным торжищем на потребу заграницы. А какой он на самом деле,
русский стиль? Можно ли его поднять до высот итальянского дизайна? И как
сделать стильным русский интерьер, чтобы он не был похож на иллюстрацию
из детской сказки? []
Суровые избы Севера и изящные московские особняки; палаты Пскова с их
нарочито неровной кладкой стен и владимирские храмы, формы которых
тонко вытесаны из белого камня; буйная фантастичность Василия Блаженного
и математически выверенная гармония Адмиралтейства; суровая
сдержанность построек древнего Новгорода и жизнерадостная декоративность
«елизаветинского» барокко. Всё это русская архитектура. И такая разная.
И я поняла, почему оказались бесплодны попытки славянофилов выделить
систему общих признаков в этом стилевом великолепии, найти определение «русского», верное для любого культурного периода истории России.
Природа и география, несомненно, многое определили в ориентации
торговых и культурных связей на ранних этапах становления Руси. Связи с
Византией были более активные, чем связи с Западной Европой. А вот
влияние культуры Востока было относительно слабое. Азию от нас отсекла
Орда. В архитектуре «восточное» возникало лишь в орнаменте, причём более
в его сюжетах. Да и заносились эти сюжеты сложными путями, например, в
Х-ХIII веках — через «романский» стиль. Это в допетровской время. А
потом было «окно в Европу» и влияние немцев, голландцев, французов. И
через всё это красной нитью до наших дней шло то, что делает такими
неповторимыми орнаменты вышивок, кружев, деревянной резьбы, просечного
железа, всего того, что многие века украшало жилища, одежду, посуду и
весь быт России.
Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Это было описание
одежды князя Даниила Галицкого в Ипатьевской летописи. Словом «круживо»
поначалу называли отделки по краю одежды или других изделий. Первые
известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и
украшены жемчугом. Вы представляете, какое это чудо? Узоры и цветовой
строй вышивки были неразрывно связаны c трудом наших предков и хранили
их представления о мироздании. Так, архаическая вышивка русского Севера
выполнялась красной нитью, а цвет этот связан в народном представлении с
солнцем, дарующем тепло и свет, которые так необходимы для плодородия
земли. Равноконечный крест означал светящее на все четыре стороны
«лучистое солнышко», ромб почитался символом плодородия. Все эти узоры
геометрического типа. В южных областях они сменяются изобразительными
мотивами: растениями, фигурами людей, животных, птиц. Изображение
женщины, стоящей то подбоченясь, то с поднятыми вверх руками в окружении
оленей, коней и птиц, олицетворяло образ родной природы, образ Матери
Сырой Земли. Ну разве не похоже это на теперь такие модные африканские
рисунки и орнаменты? Только наши орнаменты не воспеты ни Пикассо, ни
кубистами, ни художниками Монмартра и Монпарнаса. Ну не повезло.
А лоскутное рукоделие? Такие насмешливо известные лоскутные одеяла?
Раньше у нас этим искусством владели все женщины, теперь — только
избранные. А ведь в Америке пэчворк — очень распространённое увлечение.
Занимаются им все кому не лень, он есть во всех домах. Ежегодно
проводятся грандиозные фестивали, куда съезжаются толпы профессионалов и
любителей. Представьте себе на Вашей постели покрывало — смесь
лоскутной техники, плетения и вышивки. В зависимости от стиля его можно
украсить пуговицами, бусинами, акриловыми подвесками от девчоночьих
резинок для волос. Да даже кусочками меха или кожи. А бахрома по краю
покрывала из хвостиков пушных зверей? Как это по-княжески,
по-древнерусски. Для этого подойдёт всё, что есть в доме, что осталось
от прошлых рукоделий, от занавесок, скатертей, платков.
Издавна печи, а потом кухонные плиты по немецкому образцу на Руси
украшали изразцами. И были они дивно красочные, с ветхозаветными
персонажами или поучительными историями. Теперь подобную плитку, только с
растительным орнаментом, можно найти у турецких производителей или в
восточных коллекциях. Ею можно декорировать печь, камин или просто кусок
стены. Или тот же воздуховод на кухне, который многие сейчас, борясь за
лишние сантиметры площади, пытаются уменьшить или вовсе превратить в
нишу.
Украшать свою квартиру антикварными сундуками, расписными прялками,
деревянной посудой и покрывать мебель и стены узорами от пола до потолка
— это кому как нравится. Это для тех, кто беззаветно любит терема,
нарышкинское барокко, решетки, слюдяные окна, кованые замки, короба с
«мягкой рухлядью». Лично я считаю, что не стоит превращать своё жилище в
музейную реконструкцию. Одного-двух предметов русского дизайна (как и
любого другого, впрочем) вполне достаточно. Только преподнести их надо
акцентированно, с большой любовью. С восхищением. На обычной современной
кухне повесить занавеси с ярким орнаментальным русским декором. И на
штангу-карниз другого, контрастного, цвета, чем остальная мебель. И
пусть они напоминают вологодские кружева. Или свадебный наряд невесты
своей многослойностью, многорядностью. И украсить вставками-бусами.
Только для удобства бусы надо сделать съёмными, скажем на липучках.
Очень хорош в этом декоре будет жемчуг: в старину, когда у нас реки были
полны жемчугом, это никого бы не удивило. Или янтарь, своей неожиданной
солнечностью. Даже неяркий зимний свет, озаряя подвески-бусины, будет
напоминать нам о лете, дарить радость созерцания.
Так, одним-двумя этническими предметами мы превращаем свой дом в
роскошный терем. Или в шатёр кочевника-бедуина. Но это уже другая
история.
Источник: http://www.vashdom.ru/
|