Автор: Денис Яцутко
С
вечера вторника до полуночи с четверга на пятницу этой недели тысячи
людей в Хайдарабаде (Индия) глотали живьём мальков полосатого
змееголова. Это такая рыба, Ophiocephalus striatus. Её довольно часто
ловят, готовят, ну и едят потом, приготовленную. Но это, так сказать,
нормальное положение вещей. А вот в Хайдарабаде уже 156 лет в дни начала
сезона дождей глотают именно мальков и именно живьём. Зачем? Чтобы
излечиться от астмы. В рот рыбе предварительно вкладывается комочек
«лекарства», смешиваемого из «секретных трав» членами семейства Батхини
Гоуд (Bathini Goud). []
В
народе несчастного малька с пастью, заполненной жёлтой пастой, прозвали
рыба-прасад. Словом прасад в индуизме называют пищу, ритуально
предложенную божеству. После такого ритуального предложения любая еда
(как в своё время говаривал один мой друг: даже водка и колбаса) будто
бы обретает особенно благие свойства и способна «избавлять от
кармических последствий» и т.п. Также прасадом может называться что
угодно, предлагаемое, так сказать, от души, от щедрот,
благотворительность. Раздаваемые братьями Гоуд и их родственниками
рыбёшку и «лекарство» зовут так, возможно, в том числе потому, что
делают они это из поколения в поколение совершенно бесплатно.
История
этой «медицинской» традиции похожа на истории многих других
чудодейственных средств. Будто бы господин Виранна Гоуд (Veeranna Goud),
предок братьев Гоуд, был благочестивым и щедрым человеком – раздавал
всяким бедным труженикам даром белый хлеб и пунш. И вот в 1845 году
встретился этот добрый человек с неким садху (на индийских садху можно
посмотреть, например, на «Переменах»), и тот, будучи впечатлён
добросердечностью господина Виранны, сообщил ему по секрету рецепт
лекарства от астмы, взяв при этом слово, что Виранна Гоуд и его потомки
будут давать людям это лекарство исключительно бесплатно и никому не
станут раскрывать его состав. Садху также благословил место, где должна
происходить раздача лекарства, и сказал, что внутрь человека лекарство
лучше всего отправлять с помощью малька рыбы. Виранна передал рецепт
своему сыну Шивраму, тот – своему сыну Шанкеру, Шанкер – пятерым своим
сыновьям, и так далее. Сегодня церемонией рулят уже 30 членов семейства
Гоуд. Они проводят пуджу (обряд предложения пищи божеству) в своём доме,
после чего более сорока тысяч рыбёшек, поставляемых местным
департаментом рыболовства, становятся святым прасадом и готовы к тому,
чтобы нести в желудки верующих жёлтую пасту неведомого происхождения.
Для строгих вегетарианцев, впрочем, братья Гоуд делают исключение, давая
им пасту в кусочках пальмовых листьев. За порядком на церемонии следят
шестьсот полицейских. А самих желающих рыбку съесть в этом году
набралось, по разным оценкам, от пяти до двадцати тысяч человек.
Разные
общественные организации время от времени пытаются положить этой
негигиеничной традиции конец и то и дело подают на Гоудов в суд с
требованием раскрыть состав лекарства. Но те держатся – говорят: «Садху
не велел». Впрочем, четыре года назад они всё-таки перестали называть
свою рыбёшку медицинской и лекарственной, оставив в употреблении только
наименование «рыба-прасад». Потому что состав лекарства их рано или
поздно вынудили бы как-то сертифицировать и т.п., а прасад – это любая
пища, предложенная божеству. Пуджу провели? Провели. Всё, прасад, а
господа юристы и рационалисты могут отдыхать. Согласно самхитам, правда,
рыбу нельзя использовать для приготовления прасада, потому как она
принадлежит какой-то там неправильной гуне, но религиозные воззрения, в
отличие от фармацевтических правил, дело добровольное. А чтобы пришедшим
исцеляться индуистам не слишком неприятно было есть такой вот
неправильный прасад, воду в которой держат рыбку перед церемонией,
освящает специальный садху. Это будто бы и для здоровья полезно. Также
для здоровья каждый больной после церемонии должен 45 дней соблюдать
специальную диету. Некоторые астматики говорят, что после всего этого
кошмара и правда испытывают облегчение. Бедные люди.
|