Между итальянскими и средиземноморскими садами нередко ставят знак
равенства, хотя это совершенно разные стили – и по настроению, и по
наполнению. Изысканная простота и немногословность итальянского сада
делают его близким нашей природе.
[more]
В Италии начиная с эпохи Возрождения сады планировали так,
чтобы в центре природы всегда стоял человек. Основные черты итальянского
стиля: геометричная планировка, скульптуры, водные затеи, уединенные садики, видовые точки. В течение столетий они влияли на стиль садов по всему миру. Сегодня итальянский стиль уходит от регулярности исторических садов, тяготея к неформальному саду, навеянному английскими примерами.
Регулярный сад сегодня проще, чем в прошлом, с геометрическими посадками самшита вечнозеленого, создающими элегантную рамку, современными розами, большими газонами, окруженными высокими растениями, огородами и фруктовыми садами.
Он лучше всего сочетает в себе элегантность и итальянский стиль: свет,
пространство и формы доминируют над окружением, погружая гостя в
природу, ограниченную пластичными формами, буйно цветущую и обильно
плодоносящую.
Итальянский стиль характеризуется нарочитым порядком, подбором сочетающихся цветовых решений,
простым уходом. И террасные сады времен античного Рима, и виллы
итальянского Возрождения объединяет регулярная планировка с четкими
линиями. Обыгрывая особенности рельефа, архитекторы разбивали их на террасы, закрепленные балюстрадами и пандусами, с партерами и бассейнами, системой вытянутых аллей, обсаженных вечнозелеными растениями, обилием скульптуры, воды и камня.
Для
стилизации итальянского сада идеально подойдет просторный участок с
выраженным рельефом, предполагающий парадное оформление. Но образ небольшого дворика-патио можно создать и на ровном месте, оформив таким образом входную зону
или зеленую гостиную под открытым небом. Для оформления в итальянском
духе большой усадьбы как нельзя кстати придется слегка затененный
участок с крупными деревьями, на котором блики света и тени аллей создадут особое настроение романтичности и загадочности. Длинные прямые дорожки подчеркнут живые изгороди, а в качестве фокуса открываюшейся перспективы может выступить легкий павильон (пергола), скульптура или вазон.
Скульптура
в итальянских садах присутствует повсеместно, как античная, так и в
виде аллегорий или мифических существ. В нашем случае она будет уместна,
только если архитектура дома это допускает.
Если нет, в качестве акцентов можно использовать крупные классические
вазоны с рельефными деталями ободов, медальонов и гирлянд. Они помогут
закрепить красивый вид или подчеркнуть планировку, если расставить их с
определенными интервалами. Посадить в них можно как средиземноморские
растения, так и крупные хосты, шаровидные туи или хорошо стригущиеся "под шар" виды, например спирею березолистную. На зиму их высаживают в грунт или уносят в непромерзающее помещение.
Итальянский сад невозможно представить без воды. Всегда геометрической формы, водоем может быть расположен на мощении, включать фонтан, быть приподнятым или представлять серию перетекающих каскадных прудов на террасах. Гроты и пристенные фонтаны обычно украшают маскароны в виде львиных голов или мифических существ. Вокруг водоема с нимфеями можно расставить скамьи и контейнерные культуры.
Итальянский
сад не может быть ярким. Он сдержан и монохромен, в нем не встретишь
буйства красок и сложных цветовых сочетаний. Основной эффект достигается
контрастом темного и светлого, зелени растений и белого мрамора
балюстрад, желтоватого камня мощения, зеркальной глади воды. Зеленую
скульптуру топиарных форм дополняет игра оттенков зелени, матовой и
блестящей фактуры листвы. Здесь главенствует зеленая архитектура аллей,
живых изгородей, стриженых бордюров и форм, среди которых, конечно,
много вечнозеленых растений.
Подобрав аналоги, можно высадить аллеи из традиционной для русских усадеб липы мелколистной – она прекрасно поддается формовке. Стройные ряды из тисса заменят шеренги из туи западной и стриженые изгороди из кизильника блестящего и вяза мелколистного. Низкие "самшитовые" бордюры получатся и из шаровидных туй 'Danica' или менее затратных смородины альпийской, калины обыкновенной 'Nanum'. А формованные шары – из клена остролистного 'Globosum' на низком штамбе, бересклета крылатого или ивы пурпурной 'Nana'. В качестве небольших вертикалей можно использовать спирально стриженные туи и пирамидальную ель канадскую 'Conica'.
К месту будут и вариегатные формы растений, например белоокаймленные сорта дерена. Весенние спиреи, розы морщинистые и ароматные чубушники с белыми цветами хорошо гармонируют со светлым камнем скульптур. Впечатление "античной пышности" создадут цветущие кусты гортензий древовидной и метельчатой, будь то в акцентной посадке, симметрично высаженные по обе стороны лестницы или прохода или заключенные в рамки стриженых бордюров. Прекрасно впишется и очиток видный с его выраженными горизонталями соцветий изумительно светлой зелени.
Присущие итальянскому пейзажу высокие вертикали хвойных растений помогут изобразить сорта можжевельников китайского 'Obelisk', 'Stricta' и обыкновенного 'Hibernica', 'Meyer', 'Suecica', сосны обыкновенной 'Fastigiata' и туи западной 'Columna'. Вечнозеленые кустарники магония падуболистная, рододендрон катевбинский,
как и одиночные посадки самшита вечнозеленого, хорошо себя чувствуют и
успешно зимуют в наших условиях. В пристановочной культуре можно
использовать субтропические растения зимних садов лимоны, олеандры, юкки и другие. Раскидистые кусты бузины
и стефанандры, заросли кизильника горизонтального и сортов
можжевельника казацкого, папоротники и крупные куртины хост поддержат
заданное настроение.
Глянцевую листву вечнозеленых кустарников дополнят образующие зимнезеленые ковры бадан толстолистный,
копытень европейский, вальдштейнии, фиалка душистая. Ровный глянцевый
покров из вечнозеленой пахизандры верхушечной заполнит модули в мощении
или подойдет к стволам деревьев. В полутени будет хорош и морозник
черный с бело-зелеными чашевидными цветками.
Конечно, невозможно
отказаться от цветущих многолетников. Но стоит выбирать цветы
блекло-белых расцветок, не выбивающиеся из стилистики. Например, белые
люпины и ясенец, чьи вертикальные соцветия чем-то напоминают акант.
Придутся кстати элегантные анемоны, лилия кудреватая и аквилегии, хрустально-белые астранции, голубоватые и светло-сиреневые ирисы у водоема. И, конечно, розы всех оттенков белого и розового. Для высаженных большими группами пионов подойдут сорта японских видов с немахровыми цветками.
Летники и итальянский стиль – понятия несовместимые. Пожалуй, единственное исключение – белые или сиреневые бальзамины Уоллера, высаженные одним пятном.