17 февраля 1976 года выходит секретное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 132-51 о создании космических систем Буран и Рассвет, впоследствии переименованной в Энергию. Предусматривалась постройка космических летательных аппаратов небывалых размеров и веса, отдельные агрегаты которых строились на предприятиях центральных областей СССР, а окончательная сборка должна была производиться непосредственно на космодроме Байконур.
[]
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-225-12.jpg)
Таким образом, требовалась доставка частей ракеты-носителя и космического корабля в собранном виде на расстояние 1500-2500 км. При этом проектная длина некоторых из них достигала 60 метров, а диаметр – 8 метров. Кроме того, в зависимости от выполняемого на орбите задания, Буран мог совершать посадки на аэродромы, расположенные по всей территории Советского Союза – от Украины до Дальнего Востока. Оттуда его было необходимо вновь доставлять на Байконур, к месту следующего старта.
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-2253.jpg)
Руководство Министерства авиационной промышленности обратилось к О.К.Антонову с просьбой разработать проект самолета, специально предназначенного для транспортировки блоков космических систем. Примерно в то же время – на рубеже 1980-81 годов – в ходе рабочих встреч с Олегом Константиновичем своими новыми идеями делился Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, Генеральный конструктор НПО Молния, где проектировали Буран. Он ставил задачу более масштабно – разработать многоразовую космическую транспортную систему не с вертикальным, а с горизонтальным стартом, в которой первая ступень -это самолет, а вторая – небольшой космический челнок с топливным баком. Самолет в этом случае превращался из сравнительно простого транспортировщика в настоящий летающий космодром, со спины которого челнок с баком общей массой в 170 тонн должны были стартовать на орбиту.
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-2252.jpg)
Предложение ОКБ О.К.Антонова, предусматривавшее создание самолета с максимальным использованием существующих компонентов Ан-124, оказалось практически безальтернативным.Первые эскизы нового самолета появились во второй половине 1983 года, а к лету следующего облик машины уже был сформирован. Он предусматривал использование отъемных частей крыла Руслана, причем именно в том виде, в котором их изготавливало Ташкентское авиационное производственное объединение. Крыло получалось значительно большим за счет нового центроплана увеличенного размаха, на котором дополнительно подвешивались два двигателя, также примененных на Ан-124. Фюзеляж удлинялся благодаря вставке дополнительных секций в зону постоянного поперечного сечения, на его верхней поверхности устанавливались узлы крепления внешних грузов.
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-2251.jpg)
Поскольку нагрузки на хвостовую часть фюзеляжа резко возрастали, было предложено убрать оттуда грузовой люк. Носовые опоры шасси предусматривалось усилить, количество основных – увеличить до семи с каждого борта, причем четыре из задних ряда сделать самоориентирующимися. Естественно, хвостовое оперение превращалось в двухкилевое. Самолет оснащался системой наддува и термостатирования грузов на внешней подвеске и системой контроля и поддержания давления в них. Таким образом, появился проект самолета, который мог не только с должным уровнем безопасности транспортировать Буран и блоки Энергии, но и служить первой ступенью для перспективной многоразовой авиационно-космической системы, а также использоваться для перевозки различных грузов в интересах народного хозяйств.
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22518.jpg)
Полномасштабная разработка нового самолета заняла три с половиной года.
Консоли крыла и новый центроплан сделал Ташкент, а в Киев они были доставлены на спине Антея. Шасси делали в Куйбышеве, элементы гидравлического комплекса – в Харькове и Москве, в постройке многих агрегатов самолета большое участие приняло Киевское авиационное производственное объединение, всего было задействовано более 100 заводов.
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22519.jpg)
Ан-225 появился на свет 30 ноября 1988 года. Самолет отбуксировали на заводской аэродром и передали в руки испытательной бригады.Хорошая наследственность, доставшаяся новой машине от Ан-124, положительно сказалась и на сроках наземной отработки бортовых систем Ан-225. Уже 3 и 4 декабря самолет совершил первые самостоятельные шаги на заводском аэродроме в Святошино: рулежки, развороты и пробежки, вплоть до скорости 200 км/ч с подъемом передних опор шасси. Поведение машины оказалось именно таким, как ожидалось, и первый полет был назначен на довольно близкую дату – 20 декабря.
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22520.jpg)
Однако в тот день погодные условия не позволили поднять Ан-225 в небо. На следующий день погода тоже не радовала: низкая облачность, встречно-боковой ветер приносил заряды снега. Но все же самолет – на взлетной полосе. Пробежав около 950 метров, Мрiя легко отрывается от земли и уходит в пасмурное зимнее небо. Машину поднял экипаж в составе: командир А.В.Галуненко, второй пилот С.А.Горбик, старший бортинженер А.М.Шулещенко, бортинженер В.А.Гусар, штурман С.Ф.Нечаев, радист В.А.Белобородое и ведущий инженер полетным испытаниям М.Г.Харченко.
Первый полет длился 1 час 14 мин.
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22527.jpg)
28 декабря Мрiя совершила второй полет, а 1 февраля 1989 года уже была представлена советским и зарубежным журналистам в киевском аэропорту Борисполь. 22 марта стал одним из самых знаменательных дней в истории Ан-225 – он совершил полет на побитие мировых рекордов. После тщательного взвешивания груза, масса которого составила 156,3 тонны, и опломбирования горловин централизованной заправки топливом Мрiя поднялась в воздух. Отсчет высших достижений начался сразу же после отрыва от земли. Вступив в соперничество с американским Боингом 747-400, которому тогда принадлежал рекорд максимальной взлетной массы (404,8 тоны), Ан-225 перекрыл это достижение сразу на 104 тонны. В том полете было установлено не 106, как предполагалось, а сразу 110 мировых рекордов! В том числе рекорд скорости полета по замкнутому маршруту длиной 2000 км с грузом 155 тонн – 815,09 км/ч, рекорд высоты полета с этим грузом – 12430 м. Через 3 часа 45 мин Мрiя приземлилась.
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22521.jpg)
3 мая 1989 года Мрiя стартовала с аэродрома Байконур, неся на спине свой первый груз – воздушно-космический самолет Буран массой более 60 тонн. За последующие 10 дней экипаж во главе с Галуненко выполнил несколько испытательных полетов, в которых была оценена управляемость этой связки, замерены скорости полета и расходы топлива. А 13 мая эта уникальная транспортная система выполнила беспосадочный перелет по 2700-км маршруту Байконур-Киев за 4 часа 25 мин, при этом ее взлетная масса составила 560 тонн.
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-2254.jpg)
Всего до момента постановки на прикол в апреле 1994 года, включая коммерческие перевозки и участие в выставках, Мр1я выполнила 339 полетов продолжительностью 671 час. Заключение по результатам Государственных совместных испытаний Ан-225 01-01, в котором отмечается практическое соответствие полученных характеристик самолета заданным, было подписано 5 января 1996 года. Нужно сказать, что параллельно с Госиспытаниями шел процесс гражданской сертификации самолета, большое число выполненных полетов пошло в зачет и по этой программе, а многие полеты были сделаны специально. В работе принимали активное участие сотрудники Авиарегистров МАК и Украины, сертификационных центров двух стран, многие независимые эксперты. Работы были остановлены, когда до завершения сертификации оставалось выполнить не более 15-20 полетов. Впрочем, большого значения этот, в общем, досадный факт не имел: все равно шансы использовать самолет в коммерческих целях тогда приближались к нулю.
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-2255.jpg)
В 1995 году, когда на рынке достаточно ясно наметился спрос на перевозки грузов, более тяжелых, чем мог поднять Руслан, возник первый план восстановления летной годности Ан-225. Генеральным конструктором были подписаны необходимые организующие документы, в том числе на завершение сертификационных испытаний самолета. Но несчастье, случившееся с Ан-70, и последовавшая за ним мобилизация всех ресурсов фирмы на строительство второго летного экземпляра машины, а затем создание Ан-140 на несколько лет отодвинули реализацию этого плана.
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-2256.jpg)
Летом 2000 года, практически сразу же после завершения программы сертификационных испытаний Ан-140, на Ан-225 начались восстановительные работы. АНТК им. О.К.Антонова развернул их на собственные деньги совместно с ОАО Мотор Сiч, которое за свой счет поставило двигатели и взяло на себя обязательства по их эксплуатационному сопровождению. Особенно большой перечень работ выполнил Ульяновский авиационно-промышленный комплекс, который до сих пор продолжает выпуск Русланов.
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-2257.jpg)
К середине ноября была завершена диагностика состояния планера и систем самолета, изготовлено, отремонтировано или приобретено большинство необходимых деталей и элементов оборудования, начат монтаж двигателей. Попутно шла модификация Ан-225 в полноценный коммерческий самолет, способный летать по всему миру без ограничений. (Напомним, что изначально Мрiя предназначалась лишь для полетов внутри СССР). Машину оснастили системами предупреждения столкновений в воздухе и на земле, обеспечения полетов с сокращенными интервалами вертикального эшелонирования, а также новыми радиостанциями в соответствии с требованиями ИКАО. Кроме того, в связи с предстоящими перевозками внутри фюзеляжа моногрузов массой порядка 220 т были усилены грузовой пол и передняя рампа. В феврале 2001 года завершился монтаж двигателей, в марте – восстановление работоспособности многочисленных систем, а 9 апреля готовый самолет выкатили из цеха и передали испытателям.
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-2258.jpg)
7 мая 2001 года состоялся второй первый взлет, если угодно, второе рождение гиганта. Пройдя тщательные наземные проверки, выполнив десятки рулежек и пробежек по гостомельскому аэродрому, Mpiя под бортовым обозначением UR-82060 после семилетнего перерыва вновь поднялась в воздух и, управляемая экипажем А.В.Галуненко, совершила 15-минутный полет.
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-2259.jpg)
Самолёт имеет возможность:
* перевозки грузов широкого назначения (крупногабаритных, тяжёлых, длинномерных) общим весом до 250 т;
* внутриконтинентальной беспосадочной перевозки грузов весом 180—200 т;
* межконтинентальной перевозки грузов весом до 150 т;
* перевозки тяжёлых крупногабаритных моногрузов весом до 200 т снаружи на фюзеляже;
* самолёт является базой для создания авиационно-космических систем (проект).
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22510.jpg)
Фюзеляж Ан-225 имеет такое же поперечное сечение, что и у Ан-124, однако его длина существенно увеличена.Можно перевозить например
* 16 десятитонных универсальных авиационных контейнеров УАК-10;
* 50 легковых автомобилей;
* моногрузы весом до 200 т (турбины, генераторы, автосамосвалы «БелАЗ», «Комацу», «Юклид» и т. п.).
Размеры грузовой кабины: длина — 43 м, ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м. Грузовая кабина самолёта герметична, что значительно расширяет его транспортные возможности.
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22511.jpg)
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22512.jpg)
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22522.jpg)
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22523.jpg)
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22524.jpg)
Страус пошел…
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22525.jpg)
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22526.jpg)
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22513.jpg)
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22514.jpg)
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22515.jpg)
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22516.jpg)
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22528.jpg)
Единственный самолет, превосходящий Ан-225 по размаху крыла, это деревянный Hughes H-4 Hercules, который относится к классу летающих лодок и поднимался в воздух всего один раз в 1947 году
Сравнение размеров.
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22529.gif)
Варианты внешней загрузки.
![NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225 NewPix.ru - Самый большой самолет в мире Ан-225](http://newpix.ru/wp-content/uploads/2013/02/an-22517.jpg)
http://newpix.ru
|