Со времен Ивана Грозного на Руси периодически запрещали иностранные товары. В XVII веке речь преимущественно шла о табаке и алкоголе, в веке XIX были введены санкции на торговлю с целой страной — Великобританией. Последней вехой в российской борьбе за рынки стали «ножки Буша» — американские куриные окорочка…
[]
Грозный пришел, порядок навел
Российская цивилизация никогда не была сверхзакрытой. Жесткие ограничения на контакты с внешним миром — подобные действовавшим в средневековой Японии, где для европейцев был открыт только Нагасаки, или Китае — вошли в российский обиход уже в ХХ веке.
Тем не менее Россия также защищала свои границы и свои рынки, в том числе используя для этого нормативные документы. В середине XVI века при Иване Грозном сложившееся в начале столетия единое государство — в историографии его называют Русским централизованным государством — получило своды нормативных документов.
Судебник касался преимущественно вопросов принадлежности к сословиям, а церковные вопросы стали предметом Стоглава. Для их принятия был созван общий Церковный и Земский собор.
В Стоглаве были введены первые санкционные меры в русской истории: были запрещены «тафьи» — шапочки, похожие на мусульманские тюбетейки и иудейские кипы.
«А тафьи бы отныне и впредь на всех православных крестьянех никогда же не являлися и попраны были до конца, занеже чюже есть православным таковая носити — безбожного Махмета предание», — утверждалось в 39-й главе Стоглава. Также запрет коснулся «эллинских игрищ», то есть костей и шахмат.
«Правило собора сего возбраняет играти всем и причетником, и мирским человеком зернью и шахматы», — говорилось в 92-й главе собора.
Там же возбранялось пьянство и продажа спиртного на церковные праздники — «корчмарство», однако никаких запретов на закупки крепких напитков за рубежом в тексте Стоглава нет. Следует заметить, что Русское государство последовательно блюло свою монополию на спиртное.
Алексей Михайлович против иноземщины
После разрушительной Смуты и кризиса русской государственности, а также смены династии в начале XVII века государству пришлось вновь создавать свод законов. Им стало Соборное уложение 1649 года, утвержденное на Земском соборе, который был созван царем Алексеем Михайловичем.
Основные запреты там касались выездов за границу: если представитель Совета Федерации предлагает ввести повышенную пошлину за турпоездки в другие страны, то в Соборном уложении предлагалось «бити кнутом» тех, кто ездил «без проезжия грамоты» (то есть самовольно), если поездка носила деловой характер.
Любопытно, что ограничения вводились не только на выезд, но и на въезд: с 1629 года французским купцам был запрещен транзит через Московию в Иран. В то время сефевидский Иран был активным экспортером шелка и других восточных товаров.
Московское государство активно пользовалось своим географическим положением: торговый маршрут через Каспий и низовья Волги, ставшие еще во второй половине XVI века частью России, был одним из самых быстрых и удобных. Однако русские купцы страдали от конкуренции с более опытными французскими и итальянскими коллегами, поэтому пришлось вводить подобные протекционистские меры.
Кроме того, при Алексее впервые были введены антитабачные законы.Уложение требовало, чтобы «нигде русские люди и иноземцы всякия табаку у себя не держали и не пили, и табаком не торговали».
По отношению к курильщикам тогдашние непросвещенные власти были отнюдь не столь гуманны, как нынешние: «А кто русские люди и иноземцы табак учнут держати, или табаком учнут торговати и тех людей продавцов и купцов велено имати и присылати в Новую четверть, и за то тем людем чинити наказание болшое бес пощады, под смертною казнью, и дворы их и животы имая, продавати, а денги имати в государеву казну», — гласил закон.
С Наполеоном — против Англии
Крупные запреты, связанные с внешним миром, были наложены на российскую экономику в начале XIX века в годы правления Павла I и Александра I. Павел, оказавшись в конфликте с Великобританией из-за Мальты, принял решение запретить любую торговлю с этой страной.
23 октября 1800 года император наложил секвестр на английские корабли и запретил отгружать в эту страну лес. Наряду с льном и пенькой лес был важным экспортным товаром. После Тильзитского мирного договора между Россией и Францией, подписанного в 1807 году уже при Александре, Россия закрыла свои порты для любой английской торговли.
Экономисты оценивали это решение по-разному: с одной стороны, экспортеры сырья понесли тяжелые убытки, но производители предметов из ткани и металла, напротив, смогли занять новые позиции .
Россия окончательно отказалась от Континентальной блокады, с помощью которой Наполеон намеревался удушить Великобританию экономически, лишь в сентябре 1812 года.
Как Бушу ножки “обломали”…
В последующие два столетия Россия стремилась контролировать ввоз и вывоз товаров из страны, обходясь без масштабных запретов и ограничений. Хотя в советское время, конечно, товары из западных стран были практически недоступны большей части населения — за ними нужно было идти в специализированные магазины (Торгсин, а затем «Березка») или делать заказы знакомым, выезжающим за границу. Лишь в начале XXI века Владимир Путин активизировал споры вокруг «ножек Буша» — куриных окорочков из США. За счет дешевизны они стали популярны в 1990-е годы.
Бои за курятину продолжались длительное время: российские врачи обвиняли их в повышенном содержании гормонов. Куриные бедра стали частью политического давления — до сих пор американская курятина поставляется в Россию, но уже не в виде громадных замороженных кусков.
http://rodonews.ru
|