Автор: Игорь Яковенко
Культурное оформление сферы сексуальных отношений происходит на заре
человеческой истории, причем модели деятельности и оценок в этой сфере
относятся к самым глубинным и устойчивым характеристикам культуры.
Мировые религии (буддизм, христианство, ислам) за тысячелетия своей
истории сформировали целые цивилизации – христианскую, исламскую, круга
Юго-Восточной Азии, китайскую и японскую, разительно отличающиеся друг
от друга. Здесь различается все: образ жизни, психология, исторические
судьбы народов. При этом не менее разительно различается конфигурация
одной из наиболее важной для культуры в целом – сферы сексуального. Так
мы подходим к теме нашего разговора: эротика и религия. Самый общий
принцип классификации культур по типу их половой морали, принятый в
этнографической литературе, – чтение на антисексуальные (строгие) и
просексуальные (терпимые).
Яркий пример антисексуальной, репрессивной морали – средневековое
христианство, отождествлявшее секс с грехом. Там, где такая установка
была реализована, половая жизнь, в принципе, ограничивалась браком.
Браки заключаются старшими без учета личных предпочтений молодых. [] Ухаживание
отсутствует. Существует жесткая сегрегация мужчин и женщин в
общественной жизни и в быту. Всякие разговоры на эротические темы,
включая сексуальный юмор, запрещаются или осуждаются. Половые отношения в
браке ограничиваются постами и другими предписаниями, сами же отношения
рассматриваются как греховная или постыдная необходимость и находят
свое оправдание в рождении детей. Понятно, что в этом случае вся
сфера эротического как бы выдавливается из культуры. Как запрещенное и
постыдное, эротическая культура влачит жалкое существование. Однако,
поскольку ласка и нежность вечны и пребудут на земле до тех пор, пока
жив человек, она не исчезает в этих обществах, но существуя вопреки,
принимает часто уродливые формы, подавлена страхами и раскаянием.
Противоположный
полюс представляют народы Полинезии. Сексуальность и эротизм поощряются
здесь открыто и в мужчинах, и в женщинах. Полинезийский идеал красоты
откровенно эротичен. Половые проблемы свободно обсуждаются и находят
выражение в песнях и танцах. Проявления сексуальности у подростков и
юношей считаются нормальными и здоровыми. Большое значение придается
сексуальному удовлетворение в браке, допускаются и внебрачные связи.
Большинство человеческих обществ расположены между этими полюсами. И
хотя традиционные сексуальные нормы преподносятся их носителями как
универсальные, выражающие волю богов и вечные, для нас важно осознать,
что та половая мораль, которая закрепилась на просторах России,
Белоруссии, Украины, есть лишь один из вариантов безграничного
многообразия. Даже в пределах бывшего Союза половая мораль народов
Прибалтики или постсоветского Востока существенно отличается от
общеславянской, что обусловлено принадлежностью всех этих народов к
различным культурным кругам: протестантскому (католическому),
православному и исламскому. Далее разнообразие еще выше. В обществах с
просексуальной установкой с течением времени выработалась утонченная
сексуально-эротическая техника, иногда, как в Индий и в Китае,
возведенная в ранг религиозного культа. В некоторых исламских обществах
существует традиционно терпимое отношение к гомосексуализму. В разных
культурах разительно отличаются нормы добрачного полового поведения.
Все мы живем в культуре, сформировавшейся в ходе тысячелетней истории
православия Руси, и поэтому для нас особенно важно разобраться с
православной традицией. Здесь надо сказать, что в православии
закрепились и дожили до предреволюционных десятилетий самые жесткие
формы христианской половой морали. В католическом мире с Россией в этом
отношении сравнима, может быть, Испания, в протестантских обществах с
самого начала было по-другому. Осуждая неверность в браке,
протестантская церковь рассматривает жизнь на земле не как приготовление
к будущей вечной жизни, но наделяет эту земную жизнь самостоятельной
ценностью, что позволяло совсем по-другому смотреть на радости земного
существования. Недаром сексуальная революция начала свое движение и
наиболее безболезненно происходила в протестантских обществах. Итак –
православие. В центре православного мироощущения лежит идея
первородного греха. Спастись человек может только церковью. В центре
религиозного идеала лежит монах-подвижник. Самый же страшный грех –
гордыня, умствование. Для православного мирянина идеалом является монах.
Соответственно, идеалом мирянина будет простец, максимально соблюдающий
религиозную практику, минимизирующий пищу и секс, много молящийся и
утруждающий свое тело. Как мы видим, ни для сексуальности, ни для
эротизма в этой системе представлений места нет.
Добрачная и
внебрачная сексуальность резко осуждается. Внутри брака сексуальность
подвергается жестким ограничениям. Для обозначения всех отклонений от
предписанного используется термин "содомия", или содомский грех.
Существует понятие "блуд в браке, которое определяет то, что мы сейчас
назвали бы утонченной эротической техникой. Близкий к церкви автор
возмущается византийцами и их "мерзостным лобызанием женского стыда".
Предписания
носили и более детальный характер. Ограничения во времени охватывали
посты, религиозные праздники, воскресенья. Муж и жена не могли
соединиться перед походом в церковь. Если подсчитать, то для
добродетельного христианина на сексуальную жизнь оставалось примерно
четверть дней в году. В рамках традиционно православной культуры
существовала жесткая табуация, т.е. запрещение на упоминание,
произнесение всего, что относится к сфере сексуального и эротического.
Таким образом, в языке просто не оказывалось понятий для описания, а
значит, и осмысления этой огромной и сложной сферы.
В реальности
столь жесткие предписания нельзя было выполнить. Неизбежные нарушения
запретов, страх кары за нарушения, запретна обсуждение постепенно
превратили сам половой акт, близость между мужчиной и женщиной в нечто
тягостное, греховное и опасное по своей сути. Формально не осуждаемая
половая жизнь в браке оказывалась хоть и не устранимой, но мучительной
стороной семейной жизни. Интимная близость находила свое оправдание в
рождении детей, то есть лишалась самостоятельной ценности. Как путь
сближения мужчины и женщины, как фундаментальная радость, дарованная
человеку, секс не осмысливался. Поэтому проблема удовлетворенности
(неудовлетворенности) сексуальными отношениями в рамках традиционного
сознания существовать вообще не должна. Запрет на любые внебрачные связи
имеет своей целью снять этот вопрос, так как лишает человека
возможности сравнения, в принципе, препятствует освоению эротической
культуры, сознанию своих предпочтений, желаний, особенностей. Общее
соотношение традиционного православия и эротизма безрадостно. К счастью,
нормативные предписания культуры и живая практика никогда не совпадают.
Сфера
сексуально-эротического конечно же жила, но вытесненная на низовые
уровни культуры, в разряды профанического. Огромные пласты массового
лубка, потайной сказки, куплетов, частушек, потешных действ, свадебных
ритуалов, петрушечных представлений, побасенок, балаганных зазывал и
т.д. раскрывают перед нами целый мир эротических переживаний в
представлении наших предков. Немало интересных обычаев, связанных с
добрачными формами сексуальности, фиксирует этнография. Речь идет о
"посиделках", "вечерках" и других формах группового общения молодежи.
Кстати, отметим, что данные этнографической науки вступают в разительное
противоречие с утверждениями об исконной чистоте наших предков и
благости патриархального общества. О традициях русской эротической
культуры еще будут написаны самостоятельные исследования.
История
свидетельствует: все авторитарные режимы тяготеют к репрессивной половой
морали. Нет больших моралистов, чем вожди тоталитарных обществ. К
началу З0-годов официальная советская идеология включила в себя
традиционную православную нормативность. Официальное искусство –
воинственно антисексуально. Любовь картонных героев соцреализма
бесплотна. Школа, идеология, официальное искусство воспитывали целые
поколения на репрессивных установках. Вся сфера сексуальных переживаний и
вырастающая на ней культура опять выдавливаются на низовые
профанические уровни. Однако, как говорил один популярный в XIX веке экономист: "Крот истории хорошо роет".
Сейчас во всем мире произошли глубинные изменения в культуре. Налицо
крах антисексуальных установок традиционного христианства. Интеллигенция
и вслед за ней все другие слои общества перестали видеть в
сексуальности нечто постыдное и мерзостное. Реабилитированный эротизм
находит разнообразные преломления как в высокой, так и в массовой
культуре. Репрессивная половая мораль – один из важнейших элементов
тоталитарной психологии. Духовное освобождение требует освобождения от
страхов табу и запретов в этой сфере, выведения эроса из подполья, из
области татуированного – вверх, на уровень того, что достойно осознания,
спокойного осмысления и, конечно же, очеловечения, освоения в своих
высших формах.
|