Сикхизм
Одна из национальных религий Индии. Название происходит от санскритского слова "сикх" - ученик.
Сикхизм сложился в конце XV - начале XVI века под влиянием проникшего
в Индию ислама и представлял собой первоначально протестантское течение
в индуизме. Основателем сикхихма был гуру Нанак (1469 - 1539)
В основе сикхизма лежит положение Нанака о том, что истинная преданность Богу заключается в глубокой внутренней вере.
На ранних этапах своего развития сикхизм был близок бхакти -
реформаторскому движению в индуизме, основанному на любви и преданности
Богу и отрицании роли брахманов как посредников между Богом и людьми.
Позднее на сикхизм оказал влияние мусульманский суфизм, которых, подобно
бхакти, считал конечной целью человека внутреннее мистическое общение с
Богом и экстатическое слияние с ним.
[]
Сикхизм монотеистичен (в противовес политеизму индуизма), он не
признает духовенства, отрицает публичные богослужения, внешнюю
атрибутику и кастовые различия. Изначально сикхихм утверждал принципы
индо-мусульманского единства и общность судеб индусов и мусульман.
Из индуизма сикхи унаследовали учение о майя, реинкарнации и нирване.
Брахма, Вишну и Шива составляют божественную троицу, порожденную майей.
Чтобы достичь спасения в сикхизме, необходимо иметь своего гуру, петь
гимны и общаться со святыми людьми.
По воззрениям сикхов, единый бог существует в виде вечной, незримой
сущности, пронизывающей все в видимом мире. Он не имеет зримых
воплощений, имен и черт, поэтому для обращения к богу возможны любые
имена. Бог непостижим, непознаваем и необъясним. Общение с богом
происходит во внутреннем созерцании, такое общение не требует
священников-посредников.
В сикхизме разработан путь духовного усовершенствования - нам-марг, или сахадж-йога.
Наставлять сикха на истинный путь может только наставник-гуру, которому ученик должен беспрекословно подчиняться.
В основе сикхского культа лежат различные ритуалы, важнейший из
которых - гуру-ди-лангар (стол гуру) - общая трапеза, за которой
собираются все желающие вне зависимости от касты, возраста, пола и
религии. Важное место занимают обряды жизненного цикла: наречение имени,
посвящение в общину, бракосочетание, похороны.
В сикхизме женщины получают наставления гуру наравне с мужчинами. Некоторые гуру практикуют полигамию.
С течением времени сикхизм утратил демократическую направленность и обратился к борьбе против ислама.
За гуру Нанаком следуют девять гуру. начиная со второго гуру это
звание становится наследственным: Ангад (1528-1552), Амар дас
(1532-1574), Рам Дас (1574-1581), Арджнун (1581-1606), Хар Говинд
(1606-1604), Хар Рай (1644-1661), Хар Кришнан (1661-1664), Тегх Бахадур
(1664-1675), Говинд Сингх (1675 - 1708).
Десятый сикхский гуру - Говинд Сингх (у власти в 1675 - 1708 гг.)
произвел кардинальные изменения в сикхской общине. Он упразднил институт
гуру и создал новое сообщество особо преданных сикхов - хальсу, а также
армию хальсы. Презрение к смерти и готовность к самопожерствованию ради
веры сделали сикхов идеальными солдатами. При Сингхе были введены
атрибуты сикхизма, называемые "пять ка": длинные нестриженные волосы,
кинжал, гребень, стальной браслет, особое нижнее белье.
Одним из радикальных нововведений Сингха было провозглашение вечным
гуру священной книги и основной святыни сикхов Ади Грантх. Собрание
сикхов в присутствии этого канона приобретало авторитет гуру. Того, кто
претендовал на пост гуру, сикхи стали считать вероотступником. Это
новшество стало основной причиной раскола и образования сект в сикхизме
(удаси, рамраи, нирмала, беди и др.).
В середине-конце XIX века проникновение в Индию европейских идей
вызвало реформаторские процессы в сикхизме, приведшие к возникновению
сект, проповедующих возрождение сикхизма, к примеру, ниранкари и
намдхари. В 1902 году реформаторские секты объединились в организацию
"Главный диван хальсы".
Реформаторское переосмысление сикхизма привело в росту самосознания
сикхов, что привело к обособлению от других культур, что особенно ярко
выразилось в развитии и распространении языка пенджаби на алфавите
гурмукхи.
Незадолго до получения независимости Индией сикхи выступили с
требованием отделения в собственное государство Халистан. После раздела
Британской Индии в 1947 г. сикхская община предпочла войти в состав
Индии. В 1965 г. Пенджаб был разделен на штат Пенджаб и штат Харьяна.
В 80-е годы XX века противостояние сикхов и индуистов приняло острые формы и привело к террору.
На 1996 год численность сикхов - 19 млн. чел. Большая часть из них (около 13 млн.) находится в индийском штате Пенджаб.
http://www.waylove.ru
|