Автор: Иван Хафизов
Что приходит на ум при упоминании о них?
На первый взгляд кажется, что набор воспоминаний будет у всех вполне
одинаковый. Хотя на проверку выясняется, что каждый вспомнит что-то
своё, особенное. У кого-то в памяти остался деревенский дом, обшитый
зелёными досками, а у кого-то — высокий серо-седой сибирский сруб
затейливо украшенный резным фризом. Кто-то опишет тихую
улицу небольшого городка и непримечатедьный деревянный домик «в три
окошка», а кто-то — редкие по красоте деревянные дома и густую рельефную
резьбу от завалинки до причелин. Кому-то может быть довелось еще самому
вешать наличники (может даже самодельные) на окна; а кому-то напротив —
снимать…
Для одних — деревянные наличники, это пропуск в мир детских
воспоминаний: ставни, открывающиеся под мелодию из «В гостях у сказки».
Для кого-то это воспоминания о лете: даче, солнце, беззаботном отдыхе…
Даже для тех, кто сами деревянные дома именует не иначе как «деревяшки» —
даже для них оконные наличники остаются символом красоты давно
ушедшего, деревянного мира. Даже для них резные наличники красивы,
необыкновенны и интересны. Они едва ли не единственный, настолько тепло
принимаемый всеми, элемент традиционной, народной архитектуры. []
Кроме того, наличники — совершенно недооцененный символ сохранения
традиций. Мы до сих пор очень немного знаем о них. Каждый школьник
отличит Гжель от Хохломы или Жостово. Кое-кто еще припомнит Палех и
Мезенскую роспись. Но кто знает чем отличаются наличники на окнах
Томска, от их собратьев из Иванова? Или в чем отличе ставенных
наличников Самары тех, что украшают окна деревянных домов Красноярска?
Или хотя бы — почему в Энгельсе, Балашове и Омске есть ставни, а в
Муроме, Чебоксарах и Томске — нет?
Вопросов на которые современная наука пока не дает ответа — немало.
Известно, что наличники получили наиболее широкое распространение в
поволжье — в Костромской, Владимирской, Ярославская и Нижегородской
областях. Однако там ли зародилась традиция украшать окна резьбой или
еще где — доподлинно неизвестно.
|