Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера. Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. Староверы, бежавшие сюда, занимались переписыванием светских и религиозных книг, которые украшали заставками, буквицами, рисунками. Некоторые из этих мастеров стали расписывать деревянные ложки. Также здесь расписывалась и другая домашняя утварь, за исключением прялок, которые обычно привозили с Мезени. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция. Существуют многочисленные параллели между пижемскими узорами и заставками древнерусских книг. Это не случайно. Со времен Аввакума Печора стала одним из оплотов старообрядчества. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Есть данные, что росписью сундуков, шкатулок и лукошек занимались и в Усть-Цильме - большом селе, где шла переписка книг.
[]
Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой,
желтой, черной. Этот вид росписи значительно отличается от пышных и
ярких северных росписей тем, что основной ее рисунок - это
геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с
использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с
незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе
всего к мезенской росписи, но в отличие от нее в пижемской росписи нет
ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень.
Геометрические узоры - линии, точки, крестики - имели глубокий смысл
для древнего человека, который украшал свои предметы быта. Изучением
этих символов занимались такие известные ученые как: Б. А. Рыбаков, В.
П. Даркевич, А. К. Амброз. Они указывают на то, что прямая линия может
обозначать твердь небесную и твердь земную. Плавная линия обозначает
воду, крест - символ огня или солнца. Ромб это земной знак, точки -
семена, а ромб, разделенный крестом с ростками на краях, - это символ
изобилия и плодородия, его помещали и на дне ложки, и на свадебном
полотенце, и на подоле свадебной рубахи невесты как пожелание большой и
полной семьи. Незнание законов природы вызывало страх перед стихийными
бедствиями, и человек, изображая эти символы, пытался таким образом
защитить себя от сил природы, т.е. символы были не только украшением
предметов быта, но и являлись оберегами.
На Печоре широко распространены расписные короба с довольно простыми
орнаментальными узорами, - типичные мезенские изделия из села Палощелья.
Сюда, на Печору, их регулярно завозили зимней дорогой через непроезжую в
другое время года тайболу. Но есть на Печоре и своя роспись коробов и
сундуков. Оригинальный орнамент этой росписи не похож ни на какой другой
русский орнамент. В нем нет ничего общего даже с местной же росписью
ложек в Скитской, Замежном и Усть-Цильме. Узор печорских сундуков
напоминает пучки трав, связанных в узлы. Ритм этого орнамента строгий,
упругий, вполне подходящий к суровым географическим условиям печорского
края. Мастерами этой росписи были: И. С. Мяндин, П. А. Мяндин, С. И.
Мяндин, Н. И. Носов, Ф. С. Бобрецов, А. А. Вакуев, А. М. Бажуков, О. С.
Аншуков, С. С. Чупров.
Федор Осипович Аншуков жил в деревне Скитской (на месте древнего
Великопоженского общежития, где, очевидно, существовала школа
переписчиков книг). В молодости Аншуков слыл удачливым охотником, а под
старость перешел на ложкарное дело. Его роспись отличалась тонкостью и
изяществом. Больше чем другие "писари" он любил применять зеленую краску
(а не только черную и красную). Иногда этот мастер подписывался.