Протоиерей Михаил Туруханов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! На
могильных плитах, оставшихся в местах захоронений христиан в ранние
после апостольские времена, встречаются надписи: «Живи в Духе!», «Живи в
Боге!». Сколько радости мертвым заключено в таком пожелании живых! Что может быть блаженнее для каждого из нас, чем жизнь в Боге?!
«Живи в Боге!» - в этом пожелании усопшим христиане выражали и свою
веру в светлое бессмертие христианской души, приобщившейся к вечно
живому Богу, и радость единения живых и мертвых в Боге, так как Бог «не
есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Як. 20, 38). [] Единение
верующего с Богом переживается блаженной радостью его души. Единение с
Богом есть в то же самое время и общение христианина со всеми другими
верующими. Пребывая во Христе, мы находимся в общении со всеми нашими
умершими сродниками, предками нашими и со всеми теми, чей прах рассеян
по лицу всей земли уже сотни и тысячи лет. Нас всех - и мертвых и живых -
объединяет Христос; и все мы - и мертвые и живые - «живем во Христе».
Какая радость жить во Христе! Но живем ли мы во Христе? - Увы, нет, не живем. Что же нам нужно, чтобы жить во Христе и чтобы Христос жил в нас?
-
Ответ один: нам нужно не грешить. Все, что противно Христу, «что Он
ненавидит, того ты не должен делать» (Сир, 15, 11), а должен поступать в
жизни «так, как Он поступал». Чтобы Христос пребывал с нами, в нас
«должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил, 2, 5). А
это так трудно! Подвижники благочестия предпринимали великие усилия,
чтобы воспламенить в себе любовь к Богу и приблизиться к Нему.
Непрестанная молитва в сочетании с тщательным соблюдением заповедей
Божиих способствует нашему приближению к Богу.
И чем больше в нас
любви, тем ближе мы к Богу, и тем полнее будет наше пребывание с Богом и
в Боге: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог
в нем» (1 Ин. 4, 16). Вот тогда-то (не раньше!) мы, живые, получим действительную возможность находиться в общении с нашими усопшими.
Бот
тогда-то мы, живые, сами освящаемые пребываю-щим в нас Христом Богом,
можем и о других просить в молитве помилования, освящения и спасения. И
эта молитва наша не будет тщетна, потому что Сам Христос внимает ей и
исполняет ее, видя с каким усердием, какой любовью мы домогаемся
прощения грехов усопшим и упокоения их вместе со святыми. «Что посеет
человек, то и пожнет» (Тал. в, 7).
Хотите сами обрести по смерти
упокоение со святыми? - Стремитесь уже теперь,на земле, препроаведную
жизнь: исполнять заповеди Божий, творить милостыни, окормляться святыми
таинствами в Церкви Христовой и, молясь о прощении своих прежних грехов,
просить у Господа благодатной помощи, чтобы впредь не грешить. Хотите, чтобы за вас молились другие тогда, когда вы будете умершими? - Молитесь ныне сами за прежде усопших рабов Божиих. Наша молитва о помиловании других бывает дерзновенна и действенна пред Богом, когда мы сами удостоимся помилования от Бога. Господи,
помилуй нас, грешных! Сподоби Господи впредь без греха сохранятися нам!
Сподоби жить по за¬поведям Твоим, по воле Твоей и услышь нашу молитву
об усопших: прости их грехи и со святыми души их упокой! Аминь.
|